Анализ логистического потенциала промышленного предприятия

На уровне организации бизнеса выделяют базисные, ключевые и поддерживающие логистические функции. К базисным логистическим функциям относятся:

  • — закупка;
  • — производство;
  • — распределение;
  • — сервис.

К логистическим операциям обычно относят:

  • — погрузку;
  • — разгрузку;
  • — затаривание;
  • — экспедирование грузов;
  • — хранение грузов;
  • — приемку и отпуск товаров со склада;
  • — перегрузку;
  • — сортировку и комплектацию;
  • — консолидацию грузов;
  • — разукрупнение грузов;
  • — сбор, хранение, передачу информации о грузах (товарах);
  • — расчеты с поставщиками и покупателями;
  • — страхование грузов;
  • — передачу прав собственности на товар;
  • — таможенное оформление.

Трудно переоценить влияние логистики на экономику. Так, в США затраты на логистику оцениваются в размере 10-11% валового на-ционального продукта (ВНП), а в таких страна, как Япония, Великобритания, Франция,

Германия они составляют более 20% ВНП. Общий оборот европейского рынка логистических услуг составляет более 600 млрд. евро. По мнению экспертов, потенциал рынка логистических услуг России оценивается в 120 млрд. долл.

В западных странах и Японии доля расходов на материально-техническое обеспечение и транспортировку составляют до 20% валового национального продукта, или 30-40% стоимости конечного продукта. Почти половина этих расходов приходится на хранение и содержание запасов материальных ресурсов.

Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что расходы на хранение, транспортировку, упаковку и другие операции, обеспечивающие продвижение материального потока к конечному потребителю, могут составлять более 70%.

Логистические издержки составляют 20-30% стоимости продукции. Их сокращение, следовательно, значительно повышает конкурентоспособность компаний. По оценкам специалистов, использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы почти на 80%, а затраты на оборудование (приспособления) — на 50%.

Логистика — это классический пример системного подхода к проблемам бизнеса. Без эффективного использования логистики в практической деятельности (особенно малых и средних предприятий) невозможно победить в жесткой конкурентной борьбе, являющейся неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.

С этих позиций предлагается следующая методика анализа и оценки логистического потенциала промышленного предприятия.

Анализ логистической деятельности широк и разнообразен и охватывает практически все функциональные области служб логистики промышленного предприятия: план закупок материально-технических ресурсов; состояние запасов (производственных, страховых, под-готовительных) материально — технических ресурсов; план оптовой реатизации готовой продукции; использование основных средств (складского и подъёмно-транспортного оборудования); общий объём реализации готовой продукции; расходы, доходы и прибыль.

Конкретным аналитическим приложением логистики выступает оценка логистического потенциала промышленных потоков, потоков в сфере промышленного производства. Хозяйственную деятельность предприятия и, в частности, его логистическую составляющую, характеризуют величина и качественная определенность экономических потоков, которые в зависимости от своей направленности и экономической природы определяют его жизнеспособность и перспективу.

Тщательный анализ данных позволяет сделать определенные выводы.

  1. На данном предприятии имеется устойчивая динамика роста соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. За последние четыре года кредиторская задолженность превышает деоиторскую, что олагопри-ятно сказывается на финансовой устойчивости анализируемого предприятия: у него нет необходимости отвлекать собственные источники на превышение дебиторской задолженности над кредиторской. В то же время наметившаяся тенденция должна насторожить. При этом следует иметь в виду, что стратегия руководства предприятия может быть направлена, с одной стороны, на увеличение объема продаж путем низких цен (в этом случае рост дебиторской задолженности при прочих равных условиях объективен) и, с другой стороны, на взимание высоких цен при меньшем объеме продаж.
  2. Дебиторская задолженность, подтвержденная условиями договора, в полной мере соблюдаемая по объему и срокам, способствует укреплению логистического потенциала предприятия, подталкивая его к закреплению такой позиции на перспективу. Например, в форме логистической цепи. Просроченная же задолженность, наоборот, усиливает разобщенность контрагентов, порождая конфликт интересов.
  3. На анализируемом предприятии отсутствуют авансы выданные, поэтому нет расчета коэффициентов по показателям 2 и 3. Это положительно сказывается на финансовой устойчивости предприятия.
  4. Наблюдается положительная устойчивая динамика соотношения дебиторской задолженности к авансам полученным. За последние четыре года это соотношение уменьшилось в 1,96 раза (2,827:1,442), что также благоприятно влияет на финансовую устойчивость анализируемого предприятия.
  5. Причина увеличения запасов заключается в невостребованности продукции предприятия на рынке и скоплении ее внутри предприятия в форме готовой продукции на складе.
  6. Снижается системная адаптивность в логистическом канале, что выражается в стабильном накапливании производственных запасов несмотря на сокращение объемов реализации продукции.
  7. Показатель запасоотягощенности основных средств анализируемого предприятия имеет устойчивую динамику к снижению. Действующие основные средства становятся менее обремененными запасами основных средств на складах предприятия и в незавершенном строительстве. Такая динамика положительно характеризует деятельность предприятия на внутрисистемный логистический канал.
  8. На предприятии снижена продуктивность собственного капитала. При незначительных колебаниях уровня собственного капитала объем реализованной продукции имеет тенденцию к снижению, в то время как запасы готовой продукции на складе растут (см. п.5 и п.6). Это еще раз подтверждает наличие недостатков либо внешней логистической деятельности, либо внутрисистемной.
  9. Трудоемкость реализованной продукции чел.-час/руб. (одного миллиона рублей) имеет тенденцию к снижению, что указывает на рост производительности труда рабочих за счет внедрения инновационных и других мероприятий, и положительно характеризует деятельность исследуемого предприятия.
  10. Продуктивность (отдача) логистических затрат имеет устойчивую динамику к некоторому снижению, что свидетельствует о недостаточной эффективности хозяйствования данного предприятия в логистической цепи. С одной стороны, растут логистические затраты, а с другой, снижается объем реализованной продукции при росте запасов готовой продукции на складе (п.8).
  11. Уровень логистизации основных средств за ряд лет примерно одинаков. Это говорит о том, что несмотря на изменения в стоимости промышленно-производственных основных средств (покупка новых, строительство, выбытие самортизированных и неиспользованных — ориентация на конъюнктуру рынка) предприятие стремится сохранить долю основных средств логистического назначения.
  12. Фондоотдача основных средств логистического назначения в динамике по годам незначительно возрастает, что положительно характеризует уровень хозяйствования исследуемого предприятия в логистической цепи.
  13. Уровень амортизации основных средств логистического назначения имеет незначительную тенденцию к росту, что в какой-то мере является объективным процессом. Однако даже при сравнительно не старых основных средствах логистического назначения предприятие должно постоянно заботиться о соответствующем техническом уровне всех основных средств, в том числе и логистического назначения, и уделять этому вопросу пристальное внимание. На это нацеливают рыночные условия хозяйствования, в частности, конкуренция.
  14. Обновление основных средств логистического назначения в динамике по годам невелико и незначительно.
  15. Уровень логистических затрат в себестоимости продукции постепенно увеличивается. Это указывает на то, что данному виду затрат необходимо уделять больше внимания. Одновременно уровень логистических затрат следует анализировать по всем составляющим и выявлять резервы снижения себестоимости продукции в логистической цепи.
  16. Уровень логистических затрат, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции, является обратным десятому показателю (продуктивности (отдаче) логистических затрат). В данном случае наблюдается их некоторый рост, что указывает на отрицательную динамику. Это обусловлено, во-первых, ростом самих логистических затрат (п. 15) и, во-вторых, снижением объема реализации продукции при росте запасов готовой продукции на складе (п.8 и п. 10). Здесь опять просматривается наличие недостатков либо внешней логистической деятельности, либо внутрисистемной.
  17. Коэффициент ввода основных средств логистического назначения в динамике по годам невелик и незначителен. Вместе с тем все поступившие основные средства логистического назначения без промедления были введены в действие в установленные сроки.
  18. Выбытие и ликвидация основных средств логистического назначения на анализируемом предприятии не проводились.
  19. Коэффициент прироста основных средств логистического назначения находится на уровне коэффициентов их обновления и ввода (п.14, п.17, п.18 и п.19).
  20. Коэффициент годности основных средств логистического назначения имеет незначительную тенденцию к снижению (см. п.13).
  21. Коэффициент затрат времени на логистические операции имеет в динамике по годам незначительную, но устойчивую тенденцию к снижению. Это указывает на предпринимаемые предприятием усилия по механизации и автоматизации производственных процессов в логистической цепи. Соответствующее повышение производительности труда положительно характеризует деятельность исследуемого предприятия.

Вышеизложенная система показателей анализа и оценки логистического потенциала промышленного предприятия не может быть принята как окончательная. Понятно, что она нуждается в дальнейшей проработке и развитии.

Верно и другое: использование данных рекомендаций существенно поможет промышленным предприятиям в правильной организации работы служб логистики и оценке эффективности их функционирования, а самое главное — нацеливает на проведение глубокого анализа их логистической деятельности, что, в свою очередь, дает возможность установить тенденцию развития и предупредить возможные негативные явления. Кроме этого, на основании проведенного анализа необходимо развернуть широкий поиск резервов во всех направлениях и добиться их скорейшего использования.

Таким образом, анализ логистического потенциала промышленного предприятия должен быть одним из главных орудий (инструментов) в руках грамотного высококвалифицированного менеджера по проведению экономической политики, направленной в конечном итоге на завоевание рынка.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *