Анализ развития биржевого рынка ценных бумаг

Биржевой рынок ценных бумаг существует в Республике Беларусь уже более 15 лет. За прошедшие годы проделана масштабная работа по формированию нормативной и технологической инфраструктуры биржевых операций с ценными бумагами. Регулярно функционирующий последние 12 лет на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) сегмент государственных ценных бумаг позволил на практике отработать и поддерживать в актуальном состоянии многие аспекты организации биржевой деятельности: работу с биржевым товаром, формирование системы биржевых посредников, методы организации торговли и регламент, механизмы обеспечения транспарентности на рынке ценных бумаг, надежность клиринговых и расчетных процедур. В 2007 г. на государственном уровне были приняты решения по развитию рынка облигаций банков с кредитным покрытием — ипотечных облигаций.

Указанные решения сопровождались существенными льготами по налогообложению и условием вторичного обращения ипотечных облигаций только на биржевом рынке. Это не замедлило сказаться на характеристиках биржевого фондового рынка. По итогам 2007 г. объем биржевых вторичных торгов облигациями банков вырос по сравнению с 2006 г. с 3,2 до 253,8 млрд. руб., то есть почти в 80 раз. Корпоративный сектор в структуре биржевого фондового оборота впервые достиг заметной доли — около 2,7% от общей суммы торгов всеми видами ценных бумаг.

Сложившаяся на сегодня номенклатура допущенных к торгам биржевых фондовых инструментов, безусловно, является результатом государственных реформ в сфере рынка ценных бумаг. По-прежнему наибольший оборот имеют государственные ценные бумаги. Обычно в этом секторе торгуется 45—50 выпусков облигаций. На такой уровень по количеству выпусков рынок ГДО вышел в начале 2010 г. Количество торгуемых выпусков ГДО по мере их погашения постепенно уменьшается, к концу 2010 г. оно снизилось до 43.

Самый масштабный по количеству выпусков сегмент — акции открытых акционерных обществ. В соответствии с решением государства акции всех открытых акционерных обществ, действующих в Республике Беларусь, обращаются на биржевом рынке. Это около 2000 выпусков акций. По мере трансформации государственных предприятий в открытые акционерные общества данный показатель имеет тенденцию к росту.

На БВФБ была проведена большая работа по формированию абсолютно нового сегмента — рынка биржевых облигаций. Их особенность заключается в том, что государственная регистрация выпусков данных облигаций не проводится, полномочия по регистрации переданы бирже. Таким образом, вся цепочка эмиссии биржевых облигаций (регистрация выпуска, постановка на централизованный депозитарный учет, допуск к размещению и обращению, начало реальных операций) максимально упрощена по процедуре, минимизирована по издержкам и времени. Кроме того, эти облигации могут выпускаться без обеспечения. Особенность белорусского законодательства состоит в том, что биржевые облигации могут выпускаться и обращаться только через фондовую биржу.

Допуск корпоративных ценных бумаг к обращению на бирже осуществляется через 4 основных уровня. Первые 3 — котировальный лист «А» 1-го уровня, котировальный лист «А» 2-го уровня и котировальный лист «Б» — подразумевают листинг, то есть формулировку определенных требований к эмитентам и контроль их выполнения. Самый простой уровень допуска — внесписочные ценные бумаги — является внелистинговым. Требования к эмитентам довольно стандартны: количество акционеров, срок деятельности предприятия, состояние баланса, соблюдение условий по раскрытию информации. Чем ниже уровень допуска, тем требования к эмитентам мягче. Это позволяет охватить биржевым рынком ценных бумаг широкий перечень фондовых инструментов .

Важным преимуществом по выходу белорусских эмитентов со своими ценными бумагами на национальную фондовую биржу является отсутствие каких-либо платежей в процессе допуска. Если говорить об акциях, то собственно в котировальных листах биржи находятся акции 70 открытых акционерных обществ, остальные — во внесписочном уровне допуска. Банки — эмитенты облигаций довольно сбалансированно распределяют свои ценные бумаги между высшим и низшим уровнями допуска, предприятия и органы местной власти предпочитают фор-мальный допуск к обращению без прохождения процедуры листинга, то есть включают свои облигации в перечень внесписочных ценных бумаг. Подобное распределение ценных бумаг по уровням допуска, когда основная масса эмитентов предпочитает допуск к торгам без прохождения листинга, в целом соответствует практике зарубежных фондовых бирж, где листинг рассматривается как процедура допуска к обращению, сопровождающаяся определенными требованиями, и, следовательно, пройти данную процедуру могут не все.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *