Антикризисное управление предприятием (организацией): устойчивое экономическое развитие, управление жизнедеятельностью

Переход к рыночной экономике, проведение политик интеграции РФ в мирохозяйственные связи и глобализации экономики породили целый ряд проблем управления жизнедеятельностью её хозяйствующих субъектов (организаций). Главные из них — реальные угрозы безопасному устойчивому развитию организаций в XXI в. Они возникают в процессе взаимосвязанного функционирования и развития внешней и внутренней среды организаций, приводят как к положительным, так и отрицательным результатам. Очевидно, что для эффективного управления жизнедеятельностью организаций в таких условиях необходимо:

  • — установить поле проблемных для неё ситуаций, возникающих во внешней и внутренней среде организации в статике и динамике их взаимообусловленного развития;
  • — провести диагаостику текущего состояния организации и тенденций его развития методами количественного и качественного анализа;
  • — оценить на этой основе степень опасности угроз устойчивости развития организации;
  • — синтезировать приоритетный ряд мер, направленных на преодоление и предупреждение причин возникновения таких угроз, ликвидацию их негативных последствий;
  • — обеспечить своевременное внедрение оптимальных мер по ситуации и результатам, эффективное управление их адаптацией в статике и динамике взаимообусловленного развития внешней и внутренней среды организации.

Оценка современного состояния вопроса показала, что в условиях периодического возникновения кризисов, их способности «перетекать» из одной страны в другую и распространяться практически на все сферы деятель-ности их хозяйствующих субъектов необходимо перейти от оперативного антикризисного управления функционированием действующих организаций к стратегическому управлению их антикризисным развитием в долгосрочном периоде (10-20 лет).

Такое возможно за счёт формирования траектории устойчивого (антикризисного) развития организаций по форме хозяйствования 4С (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, самостоятельность) в XXI в. и с учетом известных закономерностей экономического управления предприятием.

С этой целью необходимо сформулировать парадигму антикризисного развития, главными составляющими которой, по определению, должны стать:

  • — концепция безопасного устойчивого развития организаций в XXI в.;
  • — принципы обеспечения их безопасности и устойчивости развития адекватно принятой концепции;
  • — научно-методическое обеспечение реализации концепции.
  1. Концепция безопасного устойчивого развития организаций в XXI в.

Согласно сложившейся ситуации и рекомендациям пакета международных документов ООН приходим к следующим выводам:

  • -генеральной целью Стратегического менеджмента организаций в XXI в. является обеспечение их безопасного устойчивого развития в меняющихся условиях долгосрочного периода;
  • — путь достижения цели — проведение политик интеграции стран (и их хозяйствующих субъектов) в мирохозяйственные связи и глобализации экономики;
  • — главная задача на этом пути — формирование траектории антикризисного развития организаций по форме хозяйствования 4С.

Исходными данными для постановки и решения такой задачи являются:

  • — требования к организациям (межрегиональные, наднациональные и национальные);
  • — система ограничений на выбор способов и средств обеспечения требований по условиям их создания, эксплуатации и развития в принимающих странах (их интеграционных блоках;
  • — внутренний ресурс организации и внешний — остального мира, который может быть привлечён в рамках политик интеграции и глобализации экономики.

В свете последних достижений теории и практики Менеджмента XXI в. постановка и решение главной задачи должны базироваться на:

  • — формировании стратегического видения целей деятельности и развития организации, путей их достижения (т.е. миссий в принимающих странах) с учётом данных
  • мониторинга поля проблемных ситуаций для организации;
  • — концептуальном проектировании и системном планировании процесса формирования траектории антикризисного развития организации, адекватных стратегическому видению;
  • — оперативном антикризисном управлении функционированием действующих организаций в реальном и близком к нему масштабе времени по ситуации и результатам согласно данным контроллинга;
  • — экспертизе результатов деятельности организации за плановый период на соответствие требуемым;
  • — стратегическом управлении проектами её антикризисного развития в статике и динамике, адекватном результатам экспертизы, с учётом данных мониторинга поля проблемных для организации ситуаций и рекомендаций консалтинга.

При реализации этих положений на практике необходимо учитывать реально складывающуюся обстановку в мире и РФ, наметившиеся тенденции её развития. Согласно им глобальные финансовые институты должны получить реальную возможность предупреждения кризисов, минимизировать их последствия. С этой целью потребуется решить как минимум следующие задачи:

  • — разработка новых систем оценки рисков, которые должны учитывать взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора экономики;
  • — внедрение современной технологии обеспечения потребителей объективной информацией об участниках рынка й финансовых операциях;
  • — гармонизация стандартов бухгалтерского учёта и отчётности;
  • — повышение требований к капиталу финансовых учреждений.
  1. Принципы формирования траектории антикризисного развития организаций в XXI в.

В качестве главных принципов реализации изложенного выше подхода к обеспечению безопасного устойчивого развития организаций в XXI в. примем следующие.

Принцип 1. На основе использования методов системного анализа, теории прогнозирования и принятия решений необходимо синтезировать модели взаимосвязанного функционирования (статика) и взаимообусловленного развития (динамика) внешней и внутренней среды организации.

Принцип 2. По результатам исследований на моделях должны устанавливаться:

  • — требования, предъявляемые к организации со стороны остального мира. Они могут устанавливаться по результатам исследований на лингвистических моделях иерархии взаимосвязей организации с остальным миром по вертикали и горизонтали;
  • — система ограничений на способы и средства их обеспечения, конкретное содержание которых устанавливается с помощью исследований на лингвистических функциональных моделях взаимодействия организации с остальным миром;
  • -законы и закономерности процессов взаимосвязанного функционирования и взаимообусловленного развития внешней и внутренней среды организации, для выявления которых должны разрабатываться логико-математические модели процессов формирования траектории антикризисного развития, адекватные лингвистической.

На их основе строится Единая шкала оценки состояний организации по ситуации и результатам в статике и динамике XXI в.

Принцип 3. При исследованиях на моделях следует учитывать:

  • — состязательность конкурирующих сторон в процессе «действие — противодействие (т.е. ответные меры)»;
  • — зависимость осведомлённости лиц, принимающих решения, от объёма и качества получаемой ими информации (своевременность, полнота, достоверность, точность и полезность) об изменениях во внешней и внутренней среде организации;
  • — необходимость оптимизации принимаемых решений, их адаптации по ситуации и результатам в статике и динамике.

Принцип 4. В процессе формирования стратегического видения менеджеров главное внимание должно уделяться выявлению поля проблемных для организации ситуаций и обоснованию допустимой для неё степени риска в статике и динамике. На этой основе формируется геоэкономический атлас, в котором должны найти отражение:

  • — страны (их блоки), привлекательные для взаимовыгодного сотрудничества в перспективных сферах их деятельности;
  • — страны (их блоки), с которыми РФ находится в стадии переговоров о заключении двухсторонних (м ногосторонн их) соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве и коллективной безопасности;
  • — страны (их блоки), которые находятся в конфронтации с РФ.

Принцип 5. Концептуальное проектирование осуществляется в интересах главной цели деятельности и антикризисного развития (обеспечение безопасности и устойчивости развития) организации на основе пошагового достижения её частных целей в периоды становления, роста, развития и реорганизации.

Принцип 6. Траекторию антикризисного развития организации целесообразно формировать на основе:

  • — преемственности элементов действующей организации в проекте вновь создаваемой;
  • — выделения в каждом периоде жизненного цикла организации этапов: Намерения; Проектирование и планирование; Внедрение проекта и антикризисное управление функционированием организации (статика); Экспертиза результатов деятельности за плановый период и стратегическое управление антикризисным развитием организации по ситуации и результатам (динамика);
  • — обоснования комплекса задач анализа и синтеза, которые необходимо решать на каждом этапе в различные периоды жизненного цикла организаций;
  • — разграничения таких задач на внешние (взаимодействие организации с остальным миром) и внутренние (оптимизация внутренней среды организации, её адаптация к изменениям внешней среды);
  • — построения сбалансированной системы показателей эффективности деятельности и развития организации в реально складывающейся и прогнозируемой обстановке.

Принцип 7. Система планов реализации рассматриваемой траектории на основе управления проектами организации должна иметь разделы внешнего и внутреннего планирования её деятельности и развития в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах XXI в.

Принцип 8. Оперативное и стратегическое управление антикризисной деятельностью и развитием организаций должно осуществляться по ситуации и результатам. Для их оценки следует применять сбалансированную систему показателей (внешних и внутренних) для действующих и вновь создаваемых организаций с учётом их материальных и нематериальных активов, образующих конкурентные преимущества организации и её продукции в статике и динамике.

Принцип 9. Планирование деятельности в области: экологии и безопасности производства: определения законодательных и других требований, целевых и плановых показателей (опасности угроз и допустимых рисков, экологичности продукции); разработки программ управления ООС и охраной труда; внедрение на предприятиях системы экологического менеджмента.

Принцип 10. Разработка политики организации в области ООС и промышленная безопасность должны быть равноправными и согласованными частями общей политики и стратегии развития организации.

  1. Концепция научно-методического обеспечения антикризисного развития

Решение такой задачи на современном этапе возможно за счёт освоения мирового экономического пространства известными в геоэкономике способами и средствами с учётом геополитики и геостратегии, принятых отдельными странами и их интеграционными блоками. Такие способы и средства строятся на последних достижениях Стратегического,

Инновационного, Финансового и Риск-менеджмента, Управления организационным развитием хозяйствующих субъектов по ситуации и результатам, с учётом их междисциплинарных связей.

Согласно им, способы и средства достижения генеральной цели должны быть близки к оптимальным в статике, адаптироваться по ситуации и результатам в динамике. Это возможно на основе:

  • — использования современных высоких технологий разработки и принятия управленческих решений методами количественно-качественного анализа проблемных ситуаций, синтеза альтернативных вариантов решений, построения их приоритетного ряда;
  • — внедрения того варианта решения, который является: своевременным, реализуемым
  • при ограниченном ресурсе организации и допустимой для неё степени риска, близким к оптимальному в статике и адаптивным к прогнозируемым условиям XXI в. в динамике;
  • — контроля результатов внедрения принятых решений, их корректировки и пересмотра по ситуации и результатам с учётом данных контроллинга и консалтинга.

Необходимость такого подхода диктуется:

  • — ростом масштабов организаций, сложностью их структурных связей с остальным миром, несовпадением геоэкономических и геополитических границ;
  • — требованиями тотальной энерговооружённости Менеджмента XXI в.

В условиях межстрановой и внутристрано-вой конкурентной борьбы и информационной войны особое место занимает задача обеспечения информационной безопасности антикризисного развития организаций. Она имеет две стороны одной медали:

  • — организации необходимо защитить от утечки по различным каналам тех сведений о своих намерениях и действиях, которые относятся к различным видам тайн, согласно национальным законам и интересам самих хозяйствующих субъектов;
  • — получить аналогичную информацию о своих конкурентах и вероятных противниках в такой же ситуации, что возможно сделать известными методами прогнозирования и принятия управленческих решений.

Отечественный и зарубежный опыт антикризисного управления деятельностью и развитием организаций показывает, что главной причиной появления кризисных для них ситуаций являются ошибки руководства. Отсюда задачи мониторинга поля проблемных ситуаций для организации, оперативного контроля результатов её деятельности и управленческого консультирования, т.е. разработки обоснованных рекомендаций по устранению ошибок руководства, эффективному управлению устойчивостью развития организации в XXI в. по ситуации и результатам в статике и динамике.

При этом целесообразно — использования современных высоких технологий разработки и принятия управленческих решений методами количественно-качественного анализа проблемных ситуаций, синтеза альтернативных вариантов решений, построения их приоритетного ряда;

  • — внедрения того варианта решения, который является: своевременным, реализуемым при ограниченном ресурсе организации и допустимой для неё степени риска, близким к оптимальному в статике и адаптивным к прогнозируемым условиям XXI в. в динамике;
  • — контроля результатов внедрения принятых решений, их корректировки и пересмотра по ситуации и результатам с учётом данных контроллинга и консалтинга.

Необходимость такого подхода диктуется:

  • — ростом масштабов организаций, сложностью их структурных связей с остальным миром, несовпадением геоэкономических и геополитических границ;
  • — требованиями тотальной энерговооружённости Менеджмента XXI в.

В условиях межстрановой и внутристрано-вой конкурентной борьбы и информационной войны особое место занимает задача обеспечения информационной безопасности антикризисного развития организаций. Она имеет две стороны одной медали:

  • — организации необходимо защитить от утечки по различным каналам тех сведений о своих намерениях и действиях, которые относятся к различным видам тайн, согласно национальным законам и интересам самих хозяйствующих субъектов;
  • — получить аналогичную информацию о своих конкурентах и вероятных противниках в такой же ситуации, что возможно сделать известными методами прогнозирования и принятия управленческих решений.

Отечественный и зарубежный опыт антикризисного управления деятельностью и развитием организаций показывает, что главной причиной появления кризисных для них ситуаций являются ошибки руководства. Отсюда задачи мониторинга поля проблемных ситуаций для организации, оперативного контроля результатов её деятельности и управленческого консультирования, т.е. разработки обоснованных рекомендаций по устранению ошибок руководства, эффективному управлению устойчивостью развития организации в XXI в. по ситуации и результатам в статике и динамике. При этом целесообразно руководствоваться междисциплинарными связями. Согласно им формирование в информационно-экономическом пространстве траектории антикризисного развития по форме хозяйствования 4С должно осуществляться на основе: инновационно-инвестиционного проектирования; программно-целевого, стратегического и бизнес-планирования; научной организации труда, сетевого и календарного планирования процесса создания, эксплуатации и развития организаций.

Это возможно за счёт:

  • — выявления поля проблемных для организации ситуаций методами системного, морфологического и факторного анализа состояний внешней и внутренней среды организации, возникающих в процессе их взаимосвязанного функционирования и взаимообусловленного развития;
  • — построения приоритетного ряда типовых ситуаций, складывающихся в пространстве и во времени, на основе оценки степени их опасности с точки зрения достижения целей организации в плановые сроки при ограниченном у неё ресурсе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *