Антикризисное управление сельскохозяйственными предприятиями и организациями в условиях рыночной экономики

Появление антикризисного управления связано с реформированием экономики и вхождением Беларуси в зону кризисного развития. Из кризиса экономику сельского хозяйства способен вывести только новый тип организационного управления, которым является антикризисное управление.

Опасность наступления кризиса существует всегда, и от правильности управления зависит вероятность наступления кризиса, его глубина и последствия, поэтому необходимо научиться предвидеть и предупреждать кризисные ситуации.

Системная же несостоятельность порождена нестабильностью и неустойчивостью самой экономической системы и является следствием комплексной ее перестройки.

В целом общий механизм возникновения несостоятельности и убыточности сельскохозяйственных предприятии выглядит следующим образом. С одной стороны, под влиянием макроэкономических изменений, происходит значительное снижение объемов производства продукции, что приводит к падению доходов предприятий. С другой стороны, расходы предприятий, размеры которых в значительной степени зависят от процессов, происходящих на микроуровне, существенно возрастают. Одновременно сокращается общий объем внутреннего рынка вследствие падения платежеспособного спроса как населения,так и государства.

Значительная роль в этой процедуре отводится досанационным мероприятиям, проводимым в период наблюдения. На этапе досанационных мер выполняются расчеты по выплатам кредиторам первой и второй очереди по срочности платежей и расчеты судебных расходов и затрат по работе ликвидационной комиссии. Отдельным расчетом производится определение условно чистых активов в натурально-имущественной форме, которые могут частично погасить задолженность. Объективно данные активы должны быть определены, оценены и находиться под контролем конкурсных кредиторов. Определение признаков возможности проведения санации основывается на результатах изучения организации-должника как хозяйствующей. Определение возможности внешнего финансирования процедур санации позволяет разработать проект санации на основе других исходных данных: приобретения новых технологий, обновления парка техники, создания новых производств.

Рассмотрение технологических особенностей производства позволяет оценить вариант выделения из состава организации-должника отдельных предприятий. Выделение таких структур предполагает разделение обязательств по возврату кредиторской задолженности. На этом же этапе готовятся предложения по кандидатурам разработчиков проекта санации и кандидатуре управляющего.

Прежде чем приступить непосредственно к санации, специалист-аналитик должен проделать соответствующие аналитические процедуры. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации-должника направлен на решение двух основных задач.

Вторая — определить достаточность принадлежащего должнику имущества:

  • — для покрытия судебных расходов и оплаты вознаграждения управляющему;
  • — для удовлетворения требований кредиторов, а также возможности восстановления платежеспособности должника.

Классический анализ финансового состояния организации подразумевает, что все участвующие стороны заинтересованы в обеспечении достоверного анализа. Однако на практике, при экономическом анализе банкротства коммерческой организации, такой ситуации практически не бывает. Могут возникнуть следующие особые условия банкротства:

  • — фиктивное (ложное) банкротство;
  • — преднамеренное банкротство; искажение учетной информации;
  • — уничтожение учетной информации и первичных документов;
  • — необоснованные требования кредиторов.

В определенных ситуациях методами анализа разрешить задачи по диагностике хозяйственной деятельности организации-должника практически невозможно. Так, для определения ресурсов в активах организации (ископаемых, лесных, водных), оценки обоснованности и эффективности отчуждения активов необходимы специальные аналитические инструментарии, которые анализ хозяйственной деятельности не предусматривает. Аналогичная ситуация возникает, когда имеются результаты анализа, выполненного различными специалистами или организациями (в том числе аудиторами), сделавшими несовпадающие (противоречивые) выводы. Решение этих противоречий возможно методами экспертизы. Особая сложность для анализа возникает, когда у предприятия-должника нет информации в полном объеме. Данные бухгалтерского учета и формы отчетности могут быть утеряны, искажены, умышленно уничтожены. По результатам анализа хозяйственной деятельности могут возникнуть ситуации, когда выявляются конкретные виновные, совершившие уголовно наказуемые действия в отношении организации-должника или движение активов осуществлено с нарушением действующих правил. В таких случаях необходима судебная экспертиза, по выводам которой суд может обеспечить восстановление действующего порядка.

Главной проблемой, препятствующей эффективному функционированию предприятий, является неэффективность управления. Это проблема обусловлена следующими факторами:

  • — отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • низкой квалификацией и неопытностью менеджеров;
  • — низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

После принятия судом решения о проведении санации и назначении управляющего, он обязан организовать разработку проекта санации и согласование его с комитетом кредиторов. Разработка проекта санации должна осуществляться с учетом особенностей сельскохозяйственного предприятия. На первом этапе в рамках реорганизуемой организации проводятся соответствующие организационно-юридические мероприятия: собрание трудового коллектива и определение организационной формы будущего предприятия. Второй этап предусматривает расчет ресурсных показателей. Для организаций сельскохозяйственного профиля такие расчеты являются определяющими, поскольку два факторов производства — земля и рабочая сила -остаются неизменными и требуют точного расчета и рационального использования. После реализации проекта санации должен быть определен пользователь земли, а трудоспособное население, проживающие на территории организации-должника, должно быть трудоустроено. Выбор конкретной организационной формы санации зависит от особенностей организации-должника, а также от решения собственника и кредиторов. Затем, в соответствии с законодательством для восстановления платежеспособности должника могут приниматься различные меры как организационного, так и инвестиционного характера.

Предупреждение и преодоление кризисных явлений на сельскохозяйственных предприятиях является главной целью антикризисного управления при переходе к рыночным отношениям. Антикризисное управление сельскохозяйственных организаций должно представлять собой применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности, предотвращение негативных последствий и недопущение неплатежеспособности. При таком подходе банкротство сельхозпредприятия не предусматривается, потому что должен быть разработан действенный антикризисный механизм устранения возникающих проблем на ранних стадиях его проявления.

Экономический механизм оздоровления сельскохозяйственных предприятий в современных условиях хозяйствования следует рассматривать как способ взаимодействия внешних и внутренних механизмов их развития.

Основная задача экономического механизма оздоровления состоит в предупреждении и преодолении кризисной ситуации.

К внешним механизмам оздоровления сельскохозяйственной организации относятся: государственное регулирование антикризисного развития; привлечение кредитов и займов; лизинг и факторинг для привлечения основных средств производства; выпуск акций в результате процедур реорганизации.

Внутренние механизмы являются основными и наиболее радикальными направлениями экономического оздоровления и бескризисного функционирования предприятий. Их можно разделить на три группы. К первой группе относятся управленческие механизмы, которые включают создание эффективной системы управления, внедрение службы маркетинга и качества работ, заинтересованность руководства в успешном функционировании предприятия, реструктуризацию деятельности предприятия, осуществление контроля за выполнением управленческих решений. Вторая группа включает производственные механизмы: эффективное использование производственной мощности предприятия; рациональное и полное-использование материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов; внедрение передового опыта организации производственных процессов; разведение продуктивных пород животных и возделывание высокоурожайных сельскохозяйственных культур; ресурсосбережение, включающее внедрение ресурсосберегающих технологий, сокращение непроизводственных расходов и потерь, внедрение режима экономии. Третья группа состоит из рыночных механизмов: повышение качества и конкурентоспособности продукции, налаживание постоянных рынков сбыта продукции, поиск новых покупателей.

Проведенный анализ итогов реструктуризации сельхозпредприятий Могилевской области подтверждает эти выводы. Так, 2 апреля 2005 г. на базе имеющегося сельхозпредприятия было создано ЗАО «Амкодор-Шклов», собственником которого стал ООО «Амкодор» (99 % акций). На основе анализа хозяйственной деятельности и исследования основных средств с применением механизмы оздоровления для сохранения предприятия как самостоятельной единицы, сохранения его основного производства и трудового коллектива и восстановления платежеспособности было рекомендовано провести следующие мероприятия:

  1. совершенствовать структуру управления;
  2. освоить инновационные технологии в растениеводстве;
  3. освоить инновационные технологии в животноводстве;
  4. механизировать основные технологические процессы в растениеводстве и животноводстве;
  5. осуществить продажу части имущества, не участвующего в технологическом процессе производства продукции;
  6. погасить дебиторскую задолженность;
  7. сдать в аренду недвижимое имущество;
  8. организовать совместные предприятия по производству, переработке и реализации продукции;
  9. привлечь краткосрочные вложения с целью накопления денежных средств для расчета с кредиторами;
  10. провести дополнительные мероприятия по восстановлению платежеспособности.

Проведенная реконструкция животноводческого комплекса, замена устаревшей сельхозтехники были осуществлены с привлечением иностранных инвестиций, доля которых составила 10-12% общего объема затрат. Это позволило увеличить рентабельность производства с 6,7 до 7,5%.

Анализ и оценка реструктуризации сельхозпредприятия ЗАО «Амкадор-Шклов» Могилевской области основывались на данных бухгалтерской и статистической отчетности с 01.01.2004 г. по 01.01.2006 г.

Основанием для признания структуры бухгалтерского баланса удовлетворительной, а организации платежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

  • — коэффициент текущей ликвидности в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение не менее норматива (согласно перечню нормативных значений коэффициентов платежеспособности);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение не менее норматива;
  • коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не должен превышать 0,85;
  • — коэффициент платежеспособности должен иметь значение не менее норматива.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *