Банковское регулирование и надзор

Появление банковских групп и возникновение в этой связи у банка, входящего в состав банковской группы, специфических рисков, которые генерируются другими членами банковской группы, послужило предпосылкой к возникновению консолидированного надзора за банковской деятельностью и потребовало разработки механизма его осуществления.

По степени сложности можно условно выделить три уровня надзора за банковской деятельностью:

  • На первом уровне осуществляется надзор за банками на индивидуальной основе. Однако для банков.
  • Надзор на втором уровне осуществляется за банковскими группами, деятельность которых сосредоточена преимущественно в одном секторе финансового рынка, то есть за так называемыми традиционными банковскими группами.
  • На третьем уровне надзор осуществляется за смешанными банковскими группами (смешанными финансовыми конгломератами), в которых финансовая деятельность сочетается с нефинансовой (промышленной, торговой и т. д.), и финансовыми конгломератами.

Смешанные банковские группы не подпадают под общие правила регулирования и надзора за участниками финансового рынка и создают определенные сложности для надзорных органов.

Механизм осуществления консолидированного надзора

Первоначально раскроем этапы, из которых состоит механизм консолидированного надзора, что позволит более четко понимать, на какой стадии должен применяться каждый из инструментов консолидированного надзора. Количество этапов может варьироваться, однако при этом должны быть учтены все составляющие, из которых складывается эффективный консолидированный надзор. Механизм осуществления консолидированного надзора разделен нами условно на семь этапов.

Построение механизма консолидированного надзора должно начинаться с определения имеющихся полномочий органа банковского надзора в отношении установления требований к банковской группе и ее членам. Должна быть разработана методика оценки возможностей оказания существенного влияния и определен перечень информации и отчетности, необходимой для осуществления эффективного консолидированного надзора, порядок и особенности их составления.

Важным является установление экономических (пруденциальных) нормативов для банковской группы и ограничений на отдельные внутригрупповые операции, определение их перечня, значения, порядка расчета и выделения банковских групп, по отношению к которым такие нормативы устанавливаются.

Четко должен быть определен порядок взаимодействия между органом банковского надзора, головной организацией и участником банковской группы, представления банком информации о лицах, способных оказывать существенное влияние на банк.

Разрабатывается порядок осуществления анализа полученной информации, проверки ее полноты и достоверности, инспекционных проверок деятельности членов банковской группы. Определяются меры надзорного реагирования, применяемые органом банковского надзора в случае неисполнения головной организацией, участником банковской группы или банком, не признаваемым входящим в состав банковской группы, требований, установленных органом банковского надзора.

Следует также разработать порядок взаимодействия между надзорным органом, наделенным полномочиями по осуществлению консолидированного надзора, и другими органами надзора за участниками финансового рынка как на территории страны, так и за ее пределами. В рамках этого в отношении транснациональных банковских групп определяется перечень информации, подлежащей обмену между органами надзора, и вырабатывается план совместных действий при возникновении кризисных ситуаций.

Полномочия органов банковского надзора

Вид банковской группы, территориальное расположение ее головной организации и участников определяют полномочия надзорных органов и перечень применяемых ими инструментов консолидированного надзора. В этой связи прежде чем перейти непосредственно к инструментам механизма консолидированного надзора рас-смотрим полномочия надзорного органа применительно к каждому виду банковской группы (прим. автора — орган надзора является одним из элементов механизма консолидированного надзора).

Наименее сложным является осуществление консолидированного надзора за традиционными банковскими группами, поскольку они состоят из регулируемых участников финансового рынка. При этом их деятельность является преимущественно банковской, и орган надзора обладает широкими полномочиями по применению различных инструментов консолидированного надзора. Кроме того, вопросы надзора за остальными регулируемыми членами такой банковской группы обычно решаются путем осуществления тесного взаимодействия с другими органами надзора за участниками финансового рынка (страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг ит. д.).

Банковские группы, возглавляемые холдинговыми компаниями либо имеющие промежуточные холдинговые компании, представляют дополнительные сложности для органов финансового и тем более банковского надзора. Это обусловлено тем, что финансовый надзор ориентирован на работу с банками, страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в то время как возглавляющая банковскую группу холдинговая компания может не попадать в сферу их регулирования. Базельский комитет по банковскому надзору еще в документе 1983 г. «Принципы по надзору за иностранными банковскими учреждениями» отмечал, что холдинговая компания и ее дочерние организации также должны подпадать под надзор, в противном случае необходимо устанавливать запрет на создание банком, являющимся головной организацией, таких промежуточных холдинговых компаний.

Еще сложнее осуществлять надзор за смешанными банковскими группами, поскольку они не подпадают под общие правила регулирования и надзора за участниками финансового рынка. Поэтому консолидированный надзор в отношении их зачастую осуществляется через регулируемых участников финансового сектора.

Отдельно остановимся на смешанной банковской группе с холдинговой компанией во главе. Во многих случаях такие холдинговые компании учреждаются как юридические лица, деятельность которых регулируется корпоративным законодательством. В связи с этим регулирование их деятельности не относится к компетенции банковского надзора, вследствие чего они не подпадают под его прямой надзор. Поскольку дочерние организации принадлежат напрямую холдинговым компаниям, они также не регулируются напрямую банковским надзором (в данном случае речь идет о формальном праве надзора на осуществление надзорных действий по отношению к ним), и возникающие проблемы в нерегулируемых дочерних организациях холдинговой компании могут распространяться на банки и других регулируемых членов банковской группы.

Решением этой проблемы может быть как создание органа полностью интегрированного финансового надзора, именуемого мегарегулятором, так и предоставление органам, осуществляющим надзор за различными участниками финансового рынка, дополнительных полномочий в отношении регулирования и надзора за холдинговой компанией и ее нерегулируемыми дочерними организациями. Кроме того, частично проблема надзора за смешанными банковскими группами может быть решена путем наделения органа надзора полномочиями на замену руководителя участника банковской группы, не являющегося банком, в случае, если деятельность такого участника (финансовое состояние, решения руководителя) может повлечь за собой, например, возникновение дополнительных серьезных рисков и ухудшение финансового состояния банка, признаваемого входящим в состав данной банковской группы.

Появление финансовых конгломератов поставило перед надзорными органами новые задачи по осуществлению надзора, так как возникли проблемы с достижением интегрированности систем управления рисками, поскольку финансовые конгломераты существенно крупнее, чем существующие традиционные банковские группы, в связи с чем размеры возникающих у них рисков также значительнее на порядок. На начальном этапе Трехсторонняя группа3 предполагала, что решить эту проблему можно путем унификации подходов к управлению рисками, разработанных в рамках отдельных сегментов финансового сектора.

Однако на практике большинство финансовых организаций, относящихся к банковскому, страховому сектору или сектору ценных бумаг, продолжают осуществлять свою деятельность и рассматриваться органами надзора с учетом секторной специфики. Данная ситуация обусловлена тем, что до настоящего времени существует множество различий в инструментах управления рисками, а также в системе установления требований к капиталу применительно к конкретным сегментам финансового сектора. Это создает дополнительные проблемы для органов надзора за участниками финансового рынка, которые могут быть разрешены, в частности, путем активизации взаимодействия между надзорными органами.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *