Статьи

Несмотря на то, что всемирный экономический кризис начался с финансовой сферы, во многим он носит технологический характер и связан с исчерпанием пятого технологического уклада. Поэтому преодоление кризисных явлений возможно только при условии активизации инновационных процессов. Разумеется, это не может быть достигнуто без участия государства и мобилизации финансовых ресурсов, в том числе и банковских. Вместе с тем для того, чтобы заработали механизмы активизации инновационной активности, необходимо создать определенную институциональную среду, определить эффективные формы государственного регулирования и участия банков в инновационных процессах.

Уровень научно-технического развития страны в сфере высоко-технологичных отраслей определяется наличием в них крупных, по мировым меркам, инновационно-активных корпораций, которые способны быстро и эффективно решать проблемы, стоящие перед государством. В этих компаниях накоплен достаточный уровень научно-технических знаний, исследовательского оборудования, профессиональных кадров, опыт внедрения инноваций и реализации полученной продукции на мировых рынках. При этом в условиях усиления международной конкуренции и проблем, связанных с прогнозированием спроса на новую продукцию, крупным компаниям все сложнее строить долгосрочную научно-техническую стратегию без участия государства. Для интенсивного инновационного развития корпорации нуждаются в емком внутреннем рынке и гарантированных заказах, которые могут быть обеспечены государственной контрактной системой. О том, что формирование крупных высокотехнологичных корпораций и развитие государственного рынка товаров и услуг являются общими мировыми тенденциями, свидетельствуют отчеты ООН и Всемирной торговой организации.

Большой интерес в этой связи представляет опыт США. Эта страна в послевоенный период осуществила приватизацию около 90% государственной собственности, посредством чего сначала в военной, а затем и в сопредельных наукоемких отраслях были сформированы крупнейшие корпорации. Проведенная приватизация позволила решить две основные проблемы: во-первых, освободила государство от необходимости создавать собственные основные производственные фонды, нанимать требуемый производственный и административный персонал, нести расходы по его содержанию. Во-вторых, сняла бремя ответственности за недочеты в планировании, ошибки и недобросовестность руководителей и других работников предприятий.

Действия правительства не привели к ослаблению влияния государства на научно-техническое развитие страны. Передав ответственность за эффективное управление средствами производства частным собственникам, государство взяло на себя функции заказчика, банкира и контролера, поставив тем самым финансовое благополучие корпораций в зависимость от Федеральной контрактной системы (далее — ФКС). Важно отметить, что правительство США является одним из самых крупных покупателей в мире, а федеральный контракт кроме престижа и гарантированного дохода заключает в себе значительные материальные льготы и преференции. На ФКС работают около 1,5 млн. мелких, средних и крупных компаний, в том числе 300 тыс. корпораций. Посредством ФКС был сформирован планово управляемый государством частный сектор экономики, в котором создается 20% ВВП страны. В результате влияния и большой роли этой структуры в развитии общества в 70— 80-х гг. некоторые американские теоретики заговорили о формировании новой системы управления экономикой, назвав ее «федерализмом по контракту» и «всеобщим контрактным государством», а в конце 90-х гг. в отношении компаний, работающих по контрактам правительства, в обиход вошли термины контрактная индустрия» и «контрактное сообщество».

Правительство Российской Федерации, в свою очередь, пошло по пути создания «государственных корпораций» (госкорпораций). Под госкорпорациями понимают юридические лица, созданные государством (или с его участием) для выполнения социально значимых функций или национальных проектов, реализацию которых в силу самых разных причин государство берет на себя (масштабы, высокие риски, низкая отдача, социально-экономическая значимость, национальная безопасность и др.). Как правило, такие корпорации пользуются прямой и косвенной поддержкой государства в виде налоговых льгот и более дешевых кредитов, преференций при распределении экспортных и импортных квот.

На них не распространяется Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для них устанавливается особый (исключительный) правовой режим, который не только дает преимущества, но и значительно ограничивает действия корпорации согласно ее целевым установкам. Управлением госкорпораций занимаются профессиональные менеджеры на условиях доверительной собственности.

Полномочия, обязанности и вознаграждение руководства регламентируются федеральными законами, которые создаются для каждой корпорации в отдельности. В то же время госкорпорации, как и все остальные юридические лица, имеют право получать кредиты (в том числе государственные) и займы, делать пожертвования и выдавать гранты, создавать филиалы и учреждать новые юридические лица, самостоятельно определять принципы и систему оплаты труда работников. Неся полную ответственность по взятым на себя обязательствам, госкорпорации не име-ют ответственности по обязательствам Российской Федерации.

В 2007 г. правительством России сформировано шесть крупных госкорпораций, что вызвало большой общественный резонанс и дискуссии о правильности такого решения. В доверительное управление было передано государственное имущество на общую сумму почти в 2 трлн. росс. руб. За этими корпорациями были закреплены ключевые направления научно-технического и инновационного развития Российской Федерации. С их помощью решаются крупномасштабные задачи по реформированию ЖКХ, подготовке страны к Олимпийским играм 2014 г. и др.

По сути, госкорпорации представляют собой специфическую форму государственных научно-технических программ с постоянным центром управления. Они ориентированы на долгосрочное развитие приоритетных направлений и предполагают большую автономию и самостоятельность при принятии тактических решений по сравнению с обычным механизмом управления государственными научно-техническими программами.

Форма стимулирования инновационного развития в виде создания корпораций и госкорпораций, на наш взгляд, наиболее подходит для развития средне- и высокотехнологичных отраслей, где существует потребность в консолидации значительных ресурсов, а прибыль может быть получена только в результате временной монопольной власти и эффекта масштаба производства. Из-за высоких затрат на сложное, порой уникальное научное и технологическое оборудование, больших расходов на исследования и разработки в таких отраслях экономически нецелесообразно поддерживать конкурентную среду на национальном уровне.

Учитывая специфику развития белорусской экономики, мировой финансовый кризис и в связи с этим нежелание инвесторов вкладывать деньги в развитие производств даже в высокотехнологичных отраслях, считаем целесообразным на данном этапе развития экономики формировать государственные корпорации с перспективой их дальнейшей приватизации. Государственная корпорация будет выступать в качестве генерального подрядчика, самостоятельно определяя субподрядчиков по выполнению отдельных заданий программы.

Однако нынешний уровень рентабельности в промышленном производстве недостаточен для того, чтобы вновь созданные структуры могли развиваться самостоятельно лишь за счет реинвестирования собственной прибыли, а уровень развития белорусских финансовых рынков крайне низок для того, чтобы промышленные корпорации могли аккумулировать дополни-тельный капитал путем размещения эмиссий акций среди населения. Проблема может быть решена путем включения в госкорпорации банков и других финансовых организаций. В функции банков в составе корпораций входит не только кредитно-расчетная деятельность.

Как правило, банки выполняют разного рода консультационные услуги по анализу и прогнозированию рынков, осуществляют поиск информации о технических решениях и нововведениях, обеспечивают финансовое планирование, а также занимаются страхованием рисков деятельности корпорации. Помимо этого, банки обеспечивают зарубежную экспансию организации посредством кредитования экспортеров, финансирования капиталовложений в развитие дилерской сети, сборочных производств и поглощений иностранных компаний.

Другими словами, банк выступает центром всех финансовых операций госкорпорации, в его задачи входит реализация единой финансовой концепции и руководство деятельностью всех остальных финансовых институтов (если они имеются).

Участие банка в структуре корпорации выгодно не только промышленным предприятиям, оно имеет значительные преимущества и для самой финансовой организации. Благодаря такому взаимодействию увеличивается гарантированная клиентская база банка, который получает контроль над всеми финансовыми ресурсами корпорации. Значительно повышается информированность о финансовом состоянии основных клиентов, движении средств по счетам и ожидаемым поступлениям денежных ресурсов. Это, в свою очередь, дает возможность банку прогнозировать и управлять рисками госкорпорации, расширять спектр предоставляемых финансовых услуг, использовать сложные прогрессивные банковские технологии.

Иначе обстоит дело с развитием низкотехнологичных отраслей, таких, как, например, легкая и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Эффективность их функционирования определяется уровнем конкуренции на внутреннем и внешних рынках. Применение программно-целевого подхода в указанных отраслях имеет свою специфику и предполагает больше задействовать рыночные механизмы. Основные задачи государства в этом случае заключаются в определении приоритетов развития, проведении тендеров, формировании конкурентной среды, обеспечении равных возможностей участия в кон-курсах для крупных и мелких организаций, контроле за выполнением заданий.

поставленных задач государством могут быть использованы различные подходы. Первый направлен на координацию действий участников программ, созданных на постоянной основе государственным органом управления. Внутри такой структуры формируются подразделения, ответственные за реализацию отдельных программ и направлений научно-технического развития. В этом случае сохраняется возможность использования рычагов административного воздействия на участников программы.

Второе направление является относительно новым для стран постсоветского пространства. Суть его состоит в создании временной специализированной организации — управляющей компании. Отличие от первого подхода — в рыночном характере взаимодействия между государством, госзаказчиком, управляющей компанией и предприятиями-подрядчиками. Основная задача этой компании заключается в осуществлении оперативного управления процессом реализации программы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *