Часть Шестая

Правительство КНР официально объявило, что Китай может стать первой страной в мире, которая преодолеет последствия глобального финансово-экономического кризиса. В этих условиях в стране осуществляется регулирование экономики, которое направлено как на реагирование на текущие вызовы мирового финансово-экономического кризиса путем повышения общей устойчивости национальной экономики, так и на решение давно назревших внутренних социально-экономических задач и повышение геополитического статуса страны.

Влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие китайской экономики

Мировой финансово-экономический кризис оказал ощутимое влияние на экономическое развитие Китая. Если в I, II и III кварталах 2008 г. прирост ВВП составлял соответственно 10,6; 10,1 и 9%, то в IV квартале этот показатель уменьшился до 6,8%. Прирост годового ВВП Китая снизился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. предполагается дальнейшее снижение прироста ВВП до 7—8%.

Снижение темпов экономического роста КНР обусловлено замедлением темпов китайской внешней торговли, сокращением как экспорта, так и импорта. По данным Главного статистического управления КНР, развитие китайской экономики на 60% зависит от внешней торговли. Согласно данным китайской таможни в декабре 2008 г. объем внешнего товарооборота Китая составил 183,4 млрд. долл. США (далее — долл.), что на 11,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Экс-порт китайских товаров в декабре 2008 г. снизился на 2,8% по сравнению с 2007 г., что стало рекордным показателем падения китайского экспорта начиная с 1999 г. В ноябре 2008 г. Китай экспортировал на 2,2% меньше товаров, чем в ноябре 2007 г. Больше всего в декабре 2008 г. снизился экспорт Китая в США — на 4,1%, а также в Европу, которая является крупнейшим покупателем китайских товаров. Поставки в Евросоюз упали на 3,5%. Более других пострадали китайские производители электроники, бытовой техники, одежды и игрушек. ВIV квартале 2008 г. наряду со снижением китайского экспорта серьезно уменьшился объем товаров, импортируемых в Китай. За указанный период Китай ввез товаров на 8,8% меньше, чем за аналогичный период 2007 г. Особенно отчетливо тенденция падения импорта проявилась в декабре 2008 г., когда стоимость импортированных в Китай товаров оказалась на 21,3% меньше по сравнению с их стоимостью в декабре 2007 г.

Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры КНР было обусловлено в первую очередь сокращением спроса на продукцию Made in China в США и Европе в связи с замедлением экономического развития последних. Кроме того, на внешнеторговую ситуацию повлияли рост стоимости энергоресурсов, сырья и расходных материалов, рабочей силы (9—10% ежегодно), а также повышение требований к защите окружающей среды и др. В результате действия этих факторов стоимость продукции, произведенной в Китае, выросла, а возможности ее сбыта уменьшились. Опросы показывают, что 17% транснациональных компаний приняли решение перевести свой бизнес из КНР в другие страны с более дешевыми издержками производства (Индия, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Бразилия).

Наиболее наглядно ситуация во внешнеэкономическом секторе прослеживается на примере провинции Гуандун со 100-миллионным населением, которая на протяжении десятилетий являлась главным двигателем экономического роста страны. В конце 2008 г. в провинции Гуандун закрылись 3900 компаний, производящих игрушки, перестали работать сотни риэлторских контор, часть предприятий легкой промышленности обанкротилась, часть сократила производство и число занятых.

Еще одной сферой, ощутившей влияние мирового финансово-экономического кризиса, стали китайские финансовые рынки. Настроения участников финансовых рынков предвещали появление экономических трудностей в КНР. С начала 2008 г. до конца октября стоимость акций, котируемых на биржах страны, снизилась на 70%. Акционеры потеряли 20 трлн. юаней (2,93 трлн. долл.). Наибольшее падение отмечалось среди акций риэлторских и страховых компаний. Оборот на рынке недвижимости сократился на 11,3% в годовом исчислении, также упала прибыль страховых компаний (самый крупный страховщик — China Life — потерял в III квартале 2008 г. по сравнению со II кварталом 46,9% прибыли, второй по величине — Ping An —88,3%).

Мировой финансово-экономический кризис имеет долгосрочное воздействие на национальный рынок труда. По информации Министерства трудовых ресурсов КНР, многие предприятия в результате финансово-экономического кризиса столкнулись с серьезными трудностями, немало их обанкротилось. Результатом этого стал рост количества безработных, особенно в приморских и южных районах страны. Министр трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР Инь Вэйминь в ноябре 2008 г. заявил, что в 2008 г. уровень безработицы городского населения, без учета рабочих-мигрантов, превысит 4,5% (в 2007 г. этот показатель составлял 4%).

По мнению министра, в 2009 г. ситуация с безработицей в Китае еще более ухудшится. Также непрерывно растет внутренняя миграция — крестьяне под влиянием кризиса ранее намеченного срока вынуждены возвращаться в сельскую местность. По оценке, сделанной на основе статистических данных пяти главных провинций КНР — экспортеров рабочей силы, в последние месяцы 2008 г. в китайские деревни вернулось около 10 млн. крестьян-мигрантов. Власти признают, что кризис повлек за собой увеличение числа безработных (20 млн. миграционных безработных и 7 млн. молодых специалистов — выпускников учебных заведений, нуждающихся в трудоустройстве). По расчетам китайских экономистов, для сохранения социальной стабильности на национальном рынке труда китайским властям необходимо поддержание прироста ВВП на уровне как минимум 8% (аналогичные расчеты американских экономистов говорят о необходимости прироста китайской экономики в 6%).

Таким образом, наиболее пострадавшим от мирового финансово-экономического кризиса является внешнеэкономический сектор Китая, который представлен преимущественно малым и средним бизнесом. Кроме того, опосредованное влияние кризиса через внешнеэкономический сектор ощутили туристический и розничный бизнес, авиаперевозчики, сталелитейная, текстильная отрасли и др. В этой связи основным направлением антикризисного регулирования экономики КНР является замещение внешних источников экономического роста внутренними.

Антикризисное регулирование экономики КНР

Центральным звеном антикризисного регулирования КНР является План стимулирования роста китайской экономики до 2010 г., принятый Госсоветом КНР 9 ноября 2008 г. На его реализацию выделено 4 трлн. юаней (около 586 млрд. долл.), что составляет 20% ВВП Китая и около 80% государственных расходов за 2007 г. Часть средств (1,18 трлн. юаней) предоставляет центральное правительство, выпустив государственные облигации. Остальная сумма аккумулируется за счет перечислений местных бюджетов, кредитования государственных банков и выпуска облигаций государственных корпораций. Распределение средств осуществляется следующим образом: 45% направлено на финансирование инфраструктурных проектов (строительство железных и автомобильных дорог, аэропортов, электросетей и пр.), 25% — на восстановление райо-нов, пострадавших от землетрясения, 9% — на поддержку сельского хозяйства, 9% — на развитие экологически чистых технологий, 7% — на поддержку малообеспеченного населения, 4% — на развитие науки и инноваций, 1% — на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения, образования и культуры. Вопрос целевого использования выделенных средств находится на постоянном контроле у руководства страны.

Проводимые правительством мероприятия по стимулированию экономики имели неплохие результаты. По итогам 2008 г. объем розничной торговли потребительскими товарами в стране вырос на 14,3% по сравнению с 2007 г., при этом достигнутый результат является самым высоким с 1994 г. На фоне повсеместного резкого спада розничных продаж во всем мире потребительский спрос в Китае, по данным Народного банка КНР, за 11 месяцев 2008 г. вырос на 21,9%. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в интервью китайским СМИ 11 апреля 2009 г. заявил, что во многом благодаря реализации упомянутого плана экономика Китая продемонстрировала по итогам I квартала 2009 г. положительные результаты, которые лучше ожидаемых. Во-первых, выросло внутреннее потребление, во-вторых, отмечался рост в промышленности (в январе и феврале 2009 г. он составил 3,8% к соответствующему периоду прошлого года, в марте — 8,3%), в-третьих, стабилизировались индексы предпринимательской и покупательской активности, в-четвертых, стали расти курсы акций на фондовых биржах.

Важной задачей Китая по снижению внешнеэкономической зависимости национальной экономики является стимулирование внутреннего потребления. Механизмом реализации данного направления является, к примеру, система возмещения части цены (13%) при покупке сельскими жителями электроприборов. Экспериментально власти Китая в декабре 2007 г. применили данную практику для сельских жителей трех провинций (Шаньдун, Хэнань и Сычуань) по 197 видам электроприборов. В декабре 2008 г. данный опыт был распространен еще на 14 провинций, а с февраля 2009 г. — на всю страну. Также с февраля был расширен список электроприборов, по которым осуществляется возмещение (в него вошли персональные компьютеры, кондиционеры и др.). Каждый житель может получить возмещение только по 2 вещам из каждого указанного вида электроприборов. По статистике, текущий показатель использования бытовой электротехники в сельских районах приближается к городскому уровню лишь конца 1980-х годов. Например, доля цветных телевизоров на 100 сельских семей равняется 67% городского показателя, стиральных машин и мобильных телефонов — 50%, холодильников — 25%.

С марта 2009 г. система возмещения цены была распространена на автомобили и мотоциклы. При покупке автомобиля возврат средств покупателю составит 10% от цены, но не более 5000 юаней (730 долл.), а при покупке мотоцикла — 13%, но не более 650 юаней (95 долл.). Возмещение осуществляется на 80% из центрального и на 20% — из местного бюджетов. Возврат части цены можно получить в течение 15 рабочих дней после покупки соответствующего товара. Планируется, что данная система возмещений будет действовать в Китае до 2012 г.

Одним из механизмов стимулирования внутреннего потребления является также распространение потребительских талонов среди малоимущего населения (пенсионеры, безработные, студенты) на покупку товаров в супермаркетах, посещение ресторанов, туристические поездки. Стоимость талонов на одного человека эквивалентна 200 юаней (30 долл.), срок их действия — 3 месяца. Например, в январе 2009 г. администрация города Ханчжоу распространила потребительские талоны на сумму 100 млн. юаней(14,8 млн. долл.). К 11 марта 2009 г. в магазинах Ханчжоу были реализованы талоны на сумму 81,8 млн. юаней, что составило 80% общей стоимости выданных талонов. В ближайшее время власти Ханчжоу планируют провести дополнительный выпуск потребительских талонов на сумму 600 млн. юаней (90 млн. долл.).

Популярность среди китайских потребителей имеют распродажи товаров по сниженным ценам. Размер скидки может составлять от 20 до 50% первоначальной цены товара. Акции распродаж могут быть приурочены к государственным праздникам и длиться от одной до двух недель. После завершения одной акции распродажи может начаться другая с иным размером скидок.

Для стимулирования потребления используется также снижение ряда налогов с продаж. С 20 января 2009 г. в Китае был снижен налог на покупку малолитражных автомобилей (емкостью цилиндров двигателя меньше 1,6 л.) в два раза — с 10 до 5%. В результате, например, объем продаж автомобилей марки Chery в течение пяти дней превышал 2000 единиц в день. В целом во многом благодаря данной мере и активности потребителей в период китайского нового года по итогам января 2009 г. Китай впервые обогнал США и вышел на первое место в мире по объемам продаж автомобилей. Местные органы власти также предприняли меры по снижению налогового бремени.

Например, в ноябре 2008 г. Пекинский муниципальный строительный комитет объявил о снижении местного налога на покупку жилья в два раза. Так, при покупке квартиры в Пекине размером 120 кв. м ранее требовалось заплатить налог 3%, сейчас — 1,5%.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *