Что такое маркетинг?

Что такое маркетинг?

Маркетинг – это сложное, многокомпонентное понятие, которое используется для целей обозначения специфической деятельности в сфере бизнеса и предпринимательства. Реклама, продажи, увеличение рынка сбыта – все это составляющие рассматриваемого понятия. В целом, маркетинг – это процесс прогнозирования потребностей потенциальных покупателей, формирование на основе полученных данных коммерческой политики, а также удовлетворение нужд клиентов путем производства товаров, технологий, оказания услуг, в которых потребитель заинтересован.

Сетевой маркетинг

Российская Федерация сменила внутриэкономический курс лишь в начале 90-х годов прошлого века. Именно в тот период времени понятие сетевого маркетинга впервые стало использоваться в качестве способа увеличения объемов прибыли. Сейчас потребитель не понимает, что включает в себя сетевой маркетинг. В 90-е года 20 века в России активно создавались компании, которые специализировались на продаже товаров любого типа: продукты питания, бытовая химия, удобрения, косметические средства.

Сетевой маркетинг базируется на системе рефералов. Основная задача состоит в создании сети клиентов, которые не только потребляют продукцию или пользуются услугами, но и самостоятельно занимаются её сбытом. Чем шире сеть потенциальных клиентов, тем выше доходы компании, которая этот бизнес организовала. За привлечение к участию в сбыте продукции большого количества покупателей человек получает бонусы. Они могут выражаться, например, в предоставлении скидки на покупку следующей партии товара.

Смысл сетевого маркетинга состоит в умении человека активно реализовывать товар покупателю, даже если последнему он не нужен. Исходя из этого, данная деятельность прибыльна только для узкого круга лиц, который обладает соответствующими навыками. Для извлечения прибыли из сетевого маркетинга бизнес должен строиться на справедливых и законных началах. Ровно наоборот это явление было воспринято на территории РФ, где оно использовалось в качестве мошеннических схем.

Интернет маркетинг

Данная категория непосредственно связана с глобальной коммуникационной сетью, где и происходит взаимодействие между продавцами и покупателями. В классическом понимании интернет маркетинг представляет собой процесс определения уровня потребностей целевой аудитории, а также разработку комплекса мероприятий по увеличению продаж отдельно взятых товаров.

Работа с клиентами в интернете имеет свои преимущества и недостатки. Эффективный сетевой маркетинг включает в себя три основных компонента:

  1. Уникальный продукт. Для продвижения товара его свойства должны быть привлекательны и необходимы целевой аудитории.
  2. Сбалансированная ценовая политика. Активное распространение интернет-магазинов обусловлено снижением цен на продукцию за счет уменьшения ряда издержек, которые имеет производитель, реализующий продукцию по системе «из рук в руки».
  3. Грамотная политика раскрутки сайта. Покупатель находит магазин, исходя из мониторинга интернет сети. Чем выше веб сайт в рейтинге поисковых систем, тем больше вероятность его посещения потенциальным потребителем.

Структура интернет маркетинга схожа с политикой компаний, которые занимаются продажами в реальной жизни. Однако данное понятие обладает рядом достоинств, выделяющих его в отдельную экономическую категорию:

  • Непосредственная работа с клиентом. Если традиционный маркетинг базируется на анализе потребностей покупателей, а также активном распространении рекламы, то работа с клиентами в сети предполагает необходимость распространителей продукции предоставить покупателям объективную, полную, уникальную информацию о реализуемом товаре.
  • Высокий уровень результативности. Веб-маркетинг действует по принципу «клиент сам найдет нужный магазин». Реклама на стендах, в СМИ или иных источниках информации не приносит ощутимого экономического эффекта в сравнении с сетевым маркетингом. Потребитель самостоятельно находит рекламу интернет-магазина, вводя запрос в поисковую строку.
  • Неограниченный охват аудитории. Продвижение товара в реальной жизни сталкивается с проблемами геолокации – воздействовать можно лишь на аудитории в рамках отдельного региона. Пользователи интернета не имеют ограничений по возрасту, социальному статусу или доходу. Заказать товар может человек, который находится на другом конце земного шара.

Основы маркетинга

Маркетинг включает в себя совокупность мероприятий, реализуемых в рамках социальных и управленческих процессов, при которых отдельная группа людей создает товар, обладающий социальной и потребительской ценностью.

С понятием маркетинга тесно связаны такие категории как:

  1. Нужда в чем-либо. Характеризуется состоянием, когда человек испытывает желание получить товар или услугу.
  2. Потребность. Жизненная или социальная необходимость в получении блага.
  3. Товар. Обладающий уникальными свойствами или характеристиками предмет, который является инструментом коммерческой деятельности.
  4. Потребительская ценность. Отдельно взятые качества, за которые покупатель готов платить.
  5. Обмен и сделка. Взаимовыгодные контакты между покупателем и продавцом, в результате чего каждый из них удовлетворяет свои потребности.

Персональные запросы человек удовлетворяет посредством получения товара или услуги. Маркетинг выступает связующим звеном между производителем (распространителем) и потенциальным покупателем, способствующим достижению социального благополучия.

Концепции маркетинга

Понятие концепции в данном контексте играет роль способа понимания процессов, протекающих в более сложном объекте познания. Среди огромного многообразия трактовок маркетинга особо выделяются 4 основные концепции управления маркетинговой деятельностью:

  • Совершенствование производства. Предполагается, что производитель формирует коммерческую стратегию, исходя из стремления уменьшения себестоимости товаров и расширении рынка сбыта. Данный экономический инструмент используется, когда спрос на услугу или товар существенно превышает предложение. В этом случае компания ищет новые способы увеличения производительности труда.
  • Структурное обновление ассортимента. Такой подход основывается на предположении о том, что покупатель будет лояльнее относиться к товару, который обладает технической или иной оснащенностью. Однако данная концепция не всегда приносит положительный эффект. В большинстве случаев производители в погоне за технологическим оснащением забывают об истинных целях реализуемого товара. Такой подход не повышает уровень продаж, а является причиной увеличения издержек.
  • Интенсификация производственных мощностей. Коммерческие предприятия исходят из того, что без грамотной и продуманной политики по продвижению товара потенциальный покупатель не обратит на неё внимание. Такой концепцией пользуется большинство товаропроизводителей, реализующих продукции с пассивным уровнем спроса. Их задача состоит в определении круга покупателей, с которым в дальнейшем будет производиться работа по разъяснению полезных свойств продвигаемого продукта.
  • Социально ориентированный маркетинг. Смысл концепции состоит в анализе производителем рынков сбыта, потребностей покупателей, а затем в предложении лучших условий сотрудничества, не только для отдельно взятого человека, но и общества в целом. Например, опросы показывают, что общая характеристика ресторанов быстрого питания имеет следующий вид: оперативно, недорого, однообразно. Однако распространение организаций здравоохранения, и активное распространение информации о том, что такая еда вредна, существенно снижает прибыль компаний, которые рассчитывают получить мгновенный финансовый результат без оценки влияния реализованной продукции на здоровье и жизнь человека.

Концепции маркетинга рассматриваются как возможные экономические инструменты, направленные на формирование индивидуальной целевой аудитории, которая заинтересована в продвигаемом товаре.

Цели маркетинга

Основной смысл понятия маркетинга связан с совершенствованием производителями доступных способов удовлетворения потребностей покупателей. Это и составляет основную цель их деятельности, несмотря на стремление получения прибыли в максимально сжатые сроки.

Социально-направленный маркетинг своей целью имеет привлечение большого количества клиентов за счет продвижения товаров, обладающих уникальной потребительской ценностью. Периоды в развитии рыночной экономики в России, когда производители применяли различные способы обмана потенциальных покупателей с целью максимизации прибыли уходят в прошлое. Конкуренция в различных отраслях экономики и сферы услуг, качественное улучшение реализуемого товара – это основные критерии, которые придают елям маркетинга социально-ориентированный характер.

Примеры маркетинга

Учет потребностей всего общества, а не отдельно взятого индивида – ключевое понятие социального маркетинга. Согласно социологическим опросам более 85% респондентов заявили о возможном желании приобрести товар того производителя, который активно занимается благотворительностью. Этим пользуются крупнейшие транснациональные компании. Например, Coca-Cola активно участвует в акциях, демонстрациях и событиях, которые происходят в жизни различных благотворительных фондов. Компания активно спонсирует нужды таких организаций.

Компания Tesco, которая представлена преимущественно на рынке Великобритании, предлагает возможность покупателям поучаствовать в благотворительной деятельности. Смысл акции состоит в том, что за каждые 15-20 фунтов, потраченных покупателями в магазинах, они получают специальные купоны. Они могут быть направлены по желанию потребителя в местные школы, которые нуждаются в приобретении высокотехнологического оборудования.

Еще один пример успешной маркетинговой деятельности – использование маркеров дефицита товаров. Не существует более успешного способа активной реализации товаров, когда производитель заявляет, что специальное предложение действует ограниченное количество времени. В качестве инструментов могут использоваться соответствующие лозунги, для интернет-маркетинга характерно применение баннеров с отсчетом времени. Такой подход активно используется торговой площадкой AliExpress или китайским производителем автомобилей Rolls-Royce, который за непродолжительный период реализовал автомобили по завышенным ценам за счет проведения рекламных акций с указанием на ограниченный характер торговой партии.

Таким образом, маркетинг в современных рыночных отношениях играет роль катализатора продаж. Его основная цель состоит в расширении целевой аудитории за счет предложения потенциальным покупателям товара, обладающего уникальностью, оригинальность и доступностью.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *