Cоциальное государство: понятие, основы, сущность, функции, развитие

В настоящее время положение о социальном государстве в его демократическом варианте возведено в конституционную норму в целом ряде развитых стран (Австралия, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, скандинавские страны, Франция и другие).

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами.

Государства либерального благосостояния (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия)

Основы современной модели развития социального государства Великобритании, также как и США, направлены на снижение активной роли государства в экономике. Поддержка рыночного механизма и предпринимательства, эффективности и гибкости экономической системы через политику приватизации, дерегулирование, налоговые реформы. Налоговый климат в стране является одним из самых благоприятных в Западной Европе: низкий уровень индивидуальных и корпоративных налогов, налоговые льготы для инвесторов.

Снизились расходы правительства после проведения реформ в социальной сфере, которая привела к отказу от принципов прежней системы, напоминающей социальное рыночное хозяйство континентальных европейских стран, что в свою очередь привело к повышению стимула к трудовой деятельности у населения и к отсутствию иждивенческих настроений.

Американское государство не подменяет, частные фирмы в сфере производства, но выполняет те значимые общественные функции, которые не приносят быстрого дохода.

О значительной роли государства в экономике Франции свидетельствуют следующие факты. Государство перераспределяет в стране 54% ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет 24% численности занятых. Крупные французские ТНК-это, прежде всего, предприятия с государственной долей участия. Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы.

На первый взгляд, схожая с Германией и Францией модель развития итальянской экономики имеет принципиальные особенности. В Италии в отличие от Германии и Франции чрезвычайно эффективно малое и среднее предпринимательство, общественная мораль всячески поддерживает частный бизнес. Однако здесь так же, как и в немецком или французском социальном рыночном хозяйстве, чрезмерно увеличен государственный аппарат, осложнен процесс создания новых предприятий (кроме молодежных фирм). Италия страдает от невысокой наукоемкости своего промышленного производства.

Выделенные модели социальной политики условны. В Бельгии (38% от ВВП) есть основание отнести социальную политику к 3-й модели, но она носит пассивный компенсационный характер.

Опыт развитых стран показывает, что без государственного вмешательства социальные задачи в полной мере решить нельзя.

В развивающихся странах, включая многие бывшие республики СССР (Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Украина), в период перехода к рыночной экономике вопросы социальной политики не разрабатывались на должном уровне, в результате усилилась дифференциация стран, регионов по социально-экономическим показателям. Вот каковы социально-экономические показатели Беларуси за 1990-2005 гг.

Основной причиной неравномерности регионального развития и имущественного расслоения людей является рыночный механизм, который и порождает дифференциацию. В 90-х гг. прошлого века социально-экономические показатели по регионам Республики Беларусь были на одном уровне. Наибольшие денежные доходы на душу населения приходятся на г. Минск -2811,2 тыс. рублей, наименьшие — в Брестской и Минской областях — составили 2192 тыс. рублей и 2199 тыс. рублей соответственно.

Незначительно отличался выпуск продукции промышленности в денежном выражении: в 1990г. колеблется от 4,3 млрд рублей -Гродненская область, до 9,2 млрд. рублей — в г. Минске.

В период перехода к рыночной экономике отсутствие государственного регулирования социальной сферы вызвало дифференциацию между регионами и г. Минском.

Производство продовольственной промышленности в 1995 г. в Минске составило 28814 млрд рублей, что в два раза выше, чем в Гродненской области, и в 2,3 раза выше, чем в Брестской области. Доходы на душу населения в 1995 г. наиболее высокие были в Минске и составили 8590,9 тыс. рублей, что на 32% выше, чем в Могилевской области и на 40,1%- чем в Брестской.

Также о негативном влиянии рыночного механизма на социально-экономическое развитие свидетельствует количество преступлений. В 1996 г. в сравнении с 1990 г. число зарегистрированных преступлений возросло более чем на 50% в целом по республике. В Брестской области этот показатель в 1990 г. составил 6,0 тыс. преступлений, что на 45 % ниже показателя 1995 г.

В Могилевской области количество зарегистрированных преступлений за анализируемый период увеличилось на 55% или в 2,23 раза в сравнении с 1990 г.

К 2005 г. в Республике Беларусь не выявилось ярко выраженных региональных проблем и рыночно-капиталистического расслоения общества. Устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь объясняется активным вмешательством государства в экономику путем проведения социально ориентированной рыночной политики и постоянным вниманием к социально-экономическим проблемам общества.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *