Достижение максимальной экономической эффективности внутризаводской централизации ремонта оборудования в СССР

Централизованный капитальный ремонт одинаковых видов оборудования межотраслевого применения рассредоточен на ремонтных предприятиях многих министерств и ведомств. Ведомственная разобщенность предприятий, ремонтирующих однотипную технику, нарушает территориальный принцип организации ремонтного производства, который, как показывает передовой отечественный и зарубежный опыт, является экономически наиболее рациональным.

Так, на Украине металлообрабатывающее и электротехническое оборудование, компрессоры и насосы, измерительная техника ремонтируются на ремонтных заводах (базах) почти всех министерств и ведомств, строительно-дорожная техника — девяти министерств и ведомств, автомобили — двух и т. д.

Отсутствует необходимая согласованность при разработке и реализации планов развития межотраслевой и внутриотраслевой централизации и специализации ремонтных работ, что ведет к малоэффективному использованию капитальных вложений. Несмотря на интенсивное развитие   специализированных   мощностей объединений «Союзстанкоремонт» и «Союзэлектроремонт», многие министерства и ведомства продолжают расширять и строить собственные предприятия и базовые цехи по централизованному ремонту металлообрабатывающего и электротехнического оборудования.

Экономически более целесообразно средства, выделяемые на развитие ведомственных ремонтных баз, передать машиностроительным министерствам для создания в крупных промышленных районах специализированных ремонтных предприятий, обслуживающих все производства независимо от ведомства.

Наконец, в комплексе организационных факторов повышения эффективности ремонта промышленного оборудования, серьезного внимания заслуживают вопросы внутризаводской его централизации. В настоящее время на предприятиях большинства отраслей промышленности преобладают децентрализованная и смешанная системы организации ремонта орудий труда, каждая из них по сравнению с централизованной системой менее эффективна. О низком уровне внутризаводской централизации ремонта оборудования свидетельствует фактическое распределение выполняемых объемов работ и численности рабочих между ремонтно-механическими цехами (РМЦ) и  цеховыми ремонтными базами (ЦРБ).

Так, по данным проведенного нами обследования ряда машиностроительных заводов УССР, на долю ЦРБ приходится 52—69% объема ремонтных работ и 54—71% рабочих. На предприятиях химической и легкой промышленности УССР в ЦРБ производится примерно общего объема ремонтных работ. В то же время РМЦ промышленных предприятий в значительной мере загружены выполнением несвойственных им работ. Как показал анализ структуры работ РМЦ ряда киевских и харьковских предприятий, удельный вес работ, не имеющих прямого отношения к ремонту оборудования, составляет 38—76%.

В последние годы на предприятиях некоторых отраслей промышленности начата перестройка организации ремонта оборудования на основе его внутризаводской централизации. В частности, заслуживает внимания опыт промышленного объединения «Союзхимволокно», на предприятии которого практиковалась смешанная система организации ремонтных работ, а в последние годы почти полностью проведена централизации ремонта оборудования. В результате этого производительность труда ремонтников возросла на 15—20%. а заработная плата — на 10—12%. Значительно уменьшились общие затраты на ремонтное обслуживание.

Достижение максимальной экономической эффективности внутризаводской централизации ремонта оборудования невозможно без коренного изменения структуры и методов управления ремонтным производством путем создания обособленной хозрасчетной ремонтной службы предприятия с единым административно-техническим аппаратом управления. Формирование единой ремонтной службы предприятия предполагает, прежде всего, полную централизацию административного, технического и экономического руководства ремонтным хозяйством в рамках предприятия.

Это означает необходимость вывода из подчинения производственных цехов всего ремонтного персонала и его концентрацию в службе главного механика и энергетика, а также передачи большей части металлообрабатывающего оборудования из ЦРБ в РМЦ и полной централизации производства запасных частей и восстановления изношенных деталей в специализированных ремонтных цехах предприятии. На всех средних и многих крупных промышленных предприятиях целесообразно объединить отделы главного механика и главного энергетика в единую энергомеханическую службу.

В составе последней следовало бы, по нашему мнению, создать бюро развития и повышения эффективности ремонтного производства, которое должно решать перспективные вопросы, опираясь на систематический глубокий анализ деятельности ремонтной службы н передовой отечественный и зарубежный опыт организации ремонта промышленного оборудования.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *