Эволюция лизинга на транспорте

Современные экономисты и правоведы не дают убедительного ответа на вопрос, когда впервые были осуществлены лизинговые операции в современном их понимании. Одни авторы считают, что лизинговые отношения являются древнейшей формой финансирования или усматривают идею лизинга уже в высказывании Аристотеля: «Богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой», т.е. в основе лизинга лежит отделение права владения и права пользования. Вторая группа теоретиков историю развития лизинга исчисляет с начала 50-х гг. XIX в., т.е. с момента вхождения термина «лизинг» в широкое употребление.

Если придерживаться позиции М.И. Шимкович, характеризующей договор лизинга как отдельный вид договора аренды, можно считать, что именно развитие аренды оказалось предпосылкой становления новой формы экономических отношений — лизинга. Поэтому можно выделить в отдельную группу тех авторов, которые при рассмотрении исторических фактов зарождения лизинговых отношений полагают, что лизинг как вид имущественных отношений был известен давно, но появление лизинговых отношений в их современном понимании следует относить к новому и новейшему периоду истории хозяйственных взаимоотношений.

Не существует и единого подхода к периодизации развития лизинговых отношений. Так, В.Г. Макеева анализирует развитие лизинговых отношений на базе двух компонентов: качественного изменения их характера, абсолютного роста количества лизинговых сделок; Т.Н. Москалевич, рекомендует придерживаться хронологического порядка развития лизинговых отношений; Ю.Н. Лапыгин, Е.В. Сокольских выделяют такие ключевые моменты в развитии лизинговых отношений, как: налогово-амортизационные льготы; смена парадигмы мышления (признание лизинга эффективной формой финансирования); научно-технический прогресс. О.Г. Левкович рассматривает историю лизинговых отношений как результат качественных изменений общественных отношений. Такое понимание истории развития лизинговых отношений представляется автору обоснованным.

Эволюция лизинговых отношений в транспортной сфере включает следующие этапы:

  1. возникновение идеи использования чужих средств труда на возмездной основе (начиная с XX в. до н. э.);
  2. развитие данной идеи и ее отражение в законодательстве (начиная с XIII в. н. э.);
  3. развитие отношений по передаче имущества и их отражение в арендном договоре в США (XVIII в.);
  4. развитие правовых конструкций пользования в английской правовой системе (XIX в.):
  5. формирование рынка лизинговых услуг в США (XX в.);
  6. распространение лизинга по всему миру и окончательное формирование его правовой конструкции (начиная с 60-х гг. XX в.).

Для первого этапа характерно широкое использование в торговле и в военных целях преимущественно водного транспорта. Это способствовало появлению в IX в. в Венеции сделок сдачи во временное пользование судов и очень дорогих в то время якорей. В данный период реально лизинг не составлял альтернативы покупке, и не рассматривался как инструмент финансирования.

В XI в. нормандские и норвежские судовладельцы сдавали свои корабли в аренду для военных целей. В 1066 г. нормандский король Вильгельм Завоеватель для вторжения на Британские острова арендовал необходимое количество кораблей у нормандских судовладельцев.

Второй этап связан с подписанием первого нормативного акта в Англии — Закона (Устава) Уэльса (Statute of Wales) в 1284 г., которым закреплялись лизинговые правоотношения и была узаконена аренда движимого имущества, на протяжении столетий признавшаяся в этой стране неправомочной.

Третий этап характеризуется активным финансированием арендных операций различных видов промышленного оборудования в США, а в области транспорта — бурного строительства железных дорог, что дало большой импульс развитию лизинга в данной отрасли. Еще в начале XVIII в. в этой стране был зарегистрирован первый арендный договор персональной собственности, когда члены гильдии получили в аренду фургоны, коляски. После его подписания на американском континенте термин «лизинг» (leasing) стал применяться главным образом для обозначения операций по временному пользованию и владению имуществом на транспорте, службах связи. В дневниках первого президента США /Джорджа Вашингтона имеются ссылки на проведение в 90-х гг. XVIII в. лизинговых операций с имуществом для судоходной компании «Потомак», в деятельности которой президент принимал финансовое участие, и лизинга железнодорожных вагонов.

ХГХ в. можно охарактеризовать как период возникновения железнодорожного транспорта. Бурное развитие технологий на транспорте сделало аренду в этой сфере очень актуальной и востребованной. Так, компании, активно строившие железные дороги, давали право другим компаниям, которые управляли подвижным составом, пользоваться принадлежавшими им рельсами и шпалами за арендную плату. В это же время начали создаваться так называемые «трасты оборудования» (equipment trusts), которые занимались привлечением средств вкладчиков и инвестировали эти средства в покупку подвижного состава, который в свою очередь передавался транспортным компаниям также в аренду.

Четвертый этап можно рассматривать как период, когда лизинг применялся для решения проблем товарного избытка и прежде всего поиска путей быстрой доставки потребителям, но еще не выделился в самостоятельную отрасль. В 40-е гг. XIX в. в Великобритании с развитием промышленности возросло и количество оборудования, сдаваемого в лизинг. Собственникам каменноугольных копий требовалось все больше вагонов в связи с ростом добычи угля. В 70-е гг. XIX в. фирма British Railway Wagons подписала контракт с Британской железнодорожной компанией на долгосрочную аренду произведенных ею вагонов для перевозки угля и различных минеральных ресурсов сроком на 5-8 лет. Считается, что к этому времени относятся первые примеры сделок, близких по смыслу современному пониманию финансового лизинга.

Пятый этап характеризуется ростом объема лизинговых операций, появлением первых специализированных лизинговых компаний и распространением их по всему миру.

Такие договоры ознаменовали начало операционного лизинга. Как показывает зарубежная статистика, сегодня они составляют значительную часть всех лизинговых договоров.

Если развитие лизинга в области железнодорожного транспорта можно объяснить необходимостью финансирования приобретения транспортных средств, то лизинг автотранспортных средств использовался как необходимость расширения сбыта автомобилей. Так, в 30-е гг. Г. Форд эффективно использовал лизинг для расширения сбыта своих автомобилей, хотя идея сдавать в лизинг автомобили появилась уже в начале XX в. Эта услуга называлась drive-your-self, как и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в 1918 г. в Чикаго. Однако основателем автомобильного лизингового бизнеса считается Золи Фрэнк — торговый агент из Чикаго, предложивший в начале 40-х гг. долгосрочный лизинг автомобилей.

В 1940 г. между Англией и США, после обращения Черчилля к Рузвельту с просьбой об использовании во взаимоотношениях между двумя странами схемы аренды или оперативного лизинга, состоялась сделка о поставке кораблей. Министерство финансов США выдвинуло идею организации межгосударственных арендных отношений. По поручению президента сотрудниками военного и военно-морского министерств был разработан законопроект о ленд-лизе (lend-lease).

Лендлиз оказался одним из уникальных явлений в истории СССР, США и Великобритании. В годы Второй мировой войны союзниками эффективно использовался механизм межгосударственных лизинговых отношений: по ленд-лизу было поставлено в СССР американской, английской и некоторой канадской техники на сумму более 100 млрд долл. (в нынешнем измерении): грузовые и легковые автомобили, пароходы, паровозы, железнодорожные вагоны, трактора, самолеты, танки, корабли и др.. Соглашения содержали особенности, характерные и для современных лизинговых операций: срочность, возвратность, платность.

Если изначально объектами международного лизинга были исключительно авиатехника и суда, то развитие международной торговли увеличила долю иного имущества -объектами становятся, как правило, дорогостоящее оборудование, объекты инфраструктуры, а также большие партии автотранспортных средств. Заинтересованность лизинговых компаний в оборудовании такого рода объясняется возможностью их последующей реализации после окончания срока сделки. Приведенные данные позволяют согласиться с мнением Л.Н. Красавиной о том, что в условиях интернационализации связей лизинговые операции приобретают новые черты: это проявляется в увеличении их объема, сферы использования.

Развитие рынка услуг по страхованию рисков, возникающих при лизинге, привело к активному использованию лизинга в деятельности крупных предприятий, обладающих значительными финансовыми ресурсами. По мнению Г.Н. Москалевич, широкому развитию лизинга в США в этот период способствовали и значительные налоговые льготы, предоставляемые сторонам по договору лизинга.

Шестой этап рассматривается как период распространения лизинга по всему миру и окончательного формирования его правовой конструкции.

По мнению некоторых авторов, развитие лизинговой индустрии в странах Западной Европы происходило изначально относительно медленными темпами из-за неопределенности лизинговых операций с точки зрения гражданского, торгового и налогового законодательства.

Ярким примером бурного развития лизинга как одного из наиболее развитых направлений бизнеса является лизинг автотранспортных средств. В большинстве стран, за небольшим исключением (Италия, Нидерланды, Испания, Дания), первое место занимает лизинг легковых автомобилей: Германия — 58,9% общего объема лизинговых операций в стране, Чехия — 57, Швеция — 54% и др. Лизинг грузовиков широко распространен в Болгарии — 71,4%, Испании — 32,1, Франции -26,2%.

Приоритет лизинга автотранспорта в Западной Европе можно объяснить тем, что автотранспортные предприятия вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм, как наиболее эффективный.

Лизинг автомобилей  получил широкое развитие также в странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия). Это объясняется прежде всего расширением экспортно-импортных операций и, следовательно, ростом объема перевозок, относительно невысокой стоимостью имущества, сдаваемого в лизинг.

В последнее время растет значение соглашений обратного лизинга (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, самолеты). В авиации наблюдается рост оперативного лизинга без применения особых налоговых льгот (практически за 10 лет до 10%). Международная лизинговая финансовая корпорация (ilfq, находящаяся в США, вместе с ирландской Gyness Peat Aviation GROUP диктуют положение на данном рынке. В их портфеле более 150 самолетов, предлагаемых клиентам на срок 3-15 лет. В настоящее время во Франции получил распространение лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров.

Анализ развития лизинга в мировой экономике показывает, что его структура определяется в целом экономическими и нормативно-правовыми условиями. Отмечается неравномерная для различных видов транспорта динамика развития лизингового рынка.

Обобщая опыт европейских стран и США, надо подчеркнуть, что развитие лизинга на транспорте в основном определялось структурой производства, уровнем развития экономики, научно-техническим прогрессом в транспортной сфере, что подтверждается большим количеством примеров использования лизинга в странах, являющихся лидерами экономического развития.

Анализ динамики лизинговых операций показал также, что главным двигателем развития лизинговых отношений явилась инициатива лизингодателя. Лизинг занял одну из ведущих позиций в экономике стран, что подтверждается появлением лизинговых компаний, специализирующихся на определенных видах оборудования с оказанием дополнительных услуг, распространением, наряду с финансовым, оперативного лизинга.

Развитие рынка лизинговых услуг в транспортной отрасли служит укреплению производственного сектора экономики, создавая условия для ускоренного развития ее важнейших отраслей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *