Евро: перезагрузка или сюрпризы, которых ждали

По результатам исследования, проводившегося в 2010 г. в Германии одним из аналитических центров (опубликовано в декабре прошлого года авторитетным агентством Bloomberg), выяснилось, что 49% граждан Германии хотели бы снова вернуться к немецкой марке; 41% — наоборот, против подобного возвращения. Эксперты объяснили желание первых нестабильностью единой европейской валюты в настоящем по сравнению со стабильностью немецкой марки в прошлом. Колебания евро по отношению к доллару США и кризис в еврозоне также значительно повлияли на реальный рост заработной платы и уровень жизни, настроение населения в восприятии евро в целом. Германия поддерживает более слабые экономики еврозоны, и неудивительно, что более 70% опрошенных немцев посчитали, что их благосостояние пусть не-значительно, но снизилось; примерно 50% — просто недовольны евро; 67% —сомневаются в будущей его стабильности, а 57% — ожидают значительного повышения уровня инфляции в своей стране.

Тем не менее для европейской валютной системы (Европейский валютный союз, ЕВС), Европейского центрального банка, Германии, Франции и других государств, использующих в наличном обращении и безналичных расчетах единую валюту, евро — не только средство платежа, но и один из способов ослабления глобального влияния доллара США в мире. Кстати, данная тема периодически обсуждается аналитиками и экономистами в средствах массовой информации. Отсюда, что неудивительно, следует понимание того, что ни одно из государств Европы, уже находящихся в зоне евро (те же Ирландия, Греция, Испания и Словакия), и новички, только вступившие в ее состав (Эстония — официально перешла на евро в январе 2011 г.), даже допуская мысль о возврате к национальным валютам, вряд ли будут стремиться к тому, чтобы покинуть еврозону и тем более отказаться от евро.

Понятия «единая Европа» и «единая валюта» объединяют государства ЕС и еврозоны в одном главном стремлении — стать сильнее экономически, развиваться и процветать в будущем.

Уместно напомнить, что в настоящее время в зону евро входят семнадцать стран: Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Греция, Испания, Кипр, Ирландия, Люксембург, Италия, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словения, Словакия, Финляндия и Эстония. Все перечисленные государства, особенно, как отмечалось выше, Германия и Франция, полны решимости отстоять стабильность единой валюты и предпринять самые эффективные действия для устойчивого и полноценного функционирования финансового рынка Европы.

Здесь нельзя обойти тот факт, что еще в декабре 2010 г. глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише в одном из интервью подчеркнул: «Мы имеем дело не с кризисом единой европейской валюты, а с кризисом финансовой стабильности еврозоны». При этом банкир назвал лишь «гипотезами» мнения отдельных экономистов о возможном распаде зоны евро или выходе из нее стран, испытывающих серьезные финансовые трудности.

Глава ЕЦБ и сегодня, по сути, считает, что евро является стабильной валютой, и призывает правительства заинтересованных европейских государств проявить ответственность перед опасностями кризиса, сократив для стабилизации финансовой ситуации свои расходы.

По мнению аналитиков IHS Global Insight1, риск того, что одна из стран, входящая в еврозону, может покинуть ее в 2011 г., составляет всего 7%. Вероятность такого события в ближайшие пять лет не превышает20%, ариек «быстрого развала» зоны евро к 201 г. равен лишь 5%. Более того, эксперты IHS заявили, что, скорее всего, несмотря на долговой кризис отдельных государств еврозоны, данный валютный союз останется неизменным, поскольку лидеры этих государств используют все возможные ресурсы, чтобы предотвратить распад зоны евро. Кроме того, подобное «событие» нивелирует все усилия по политической и экономической интеграции, которые осуществлялись в течение двенадцати лет, и может нанести ощутимый вред общему рынку Европы.

Следовательно, о выходе Германии из еврозоны не может быть и речи, особенно с учетом ответственности и обязательств, которые взяло на себя это государство на решающем этапе долгового кризиса в Европе. То же самое можно сказать относительно распада еврозоны в целом, детально не рассматривая все страны, объединенные единой валютой.

Исключение можно сделать для Эстонии, присоединение которой к еврозоне в 2011 г. подчеркивает устойчивость европейского валютного союза, пошатнувшегося» из-за долговых проблем. Министр финансов этого государства даже пошутил, отвечая на критическое замечание экспертов относительно не самого лучшего времени для вступления в зону евро: «Когда море штормит, лучше находиться на борту корабля, чем за его бортом».

Хотя в самой Эстонии не все разделяют подобный оптимизм. Результаты опроса, прове-денного в 2010 г. накануне исторического события перехода на евро, показали, что «за» евро отдали свои голоса 52% эстонцев, «против» — 39%. В данном случае можно сделать скидку на то, что эта страна — новичок на рынке об-ращения единой валюты, поэтому и отношение к евро и еврозоне у многих граждан Эстонии формируется пока на фоне не самых благоприятных новостей о долгах государств Европы. В дальнейшем указанное соотношение может измениться как в положительную, так и в отрицательную сторону, но оно будет более реальным.

Тем временем управляющий Совет ЕЦБ сохранил для государств еврозоны ставки по кредитам на уровне 1%. Однако уровень инфляции вновь привлек пристальное внимание финансовых аналитиков: больше двух месяцев 2011 г. рост цен в еврозоне превышает лимит 2%, установленный ЕЦБ. Хотя ни одна из стран не планирует совершать резких движений относительно ужесточения проводимой денежной политики и делать громкие заявления, ожидая повышения ставки по кредитам со стороны ЕЦБ. Последний вряд ли пойдет на это, судя по заявлению Жана-Клода Трише: «Мы по-прежнему наблюдаем краткосрочное повышение инфляционного давления, связанное, в основном, с энергоносителями и сырьем. Но это не влияет на наше мнение о том, что изменение цен в обозримом будущем останется на уровне, соответствующем нашим критериям ценовой стабильности».

Сможет ли Европейский центральный банк удерживать ставки по кредитам на необходимом для стимулирования экономики евро-зоны низком уровне, будет видно в ближайшее время. Данный вопрос пока остается открытым, как и вопрос об окончательном разрешении долгового кризиса в еврозоне.

Как известно, в конце ноября 2010 г. Ирландия, измотанная проблемами в своей банковской системе, обратилась за помощью к Европейскому союзу (ЕС) и Международному валютному фонду (МВФ), которые поддержали это государство, выделив на решение ее долговых проблем 85 млрд. евро сроком на три года. В еврозоне рассчитывают, что реализация плана по спасению Ирландии позволит вернуть доверие финансовых рынков к евро. Министр бюджета Франции Франсуа Баруэн (Francois Baroin) считает: «Эта мера — не одиночный выстрел, сделанный в ответ на серьезный кризис, а проявление абсолютной решимости Европы — Франции и Германии — сохранить еврозону».

Греции удалось избежать дефолта (в мае 2010 г.) благодаря предпринятым жестким мерам в экономике страны — также в обмен на финансовую помощь ЕС и МВФ. Пока страна воспользовалась 38 млрд. евро из всей суммы, выделенной ей в помощь, но именно она спасла государство от банкротства в прошлом году. В настоящее время в Греции ожидают четвертого транша помощи — примерно 15 млрд. евро.

Теперь инвесторы и эксперты рынка обеспокоены тем, как складывается ситуация в Португалии и Испании, ожидая статистику по основным параметрам в национальных экономиках этих стран.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *