Факторы экономического роста: инвестиционная политика

В целом положительно оценивая итоги развития инвестиционного комплекса страны, следует обратить внимание на ряд острых проблем, которые при их несвоевременном решении могут воспрепятствовать развитию инвестиционного процесса в текущей пятилетке.

Проблемой номер один для экономики является сохранение, несмотря на достигнутые высокие темпы роста, и улучшение технологической структуры инвестиций, уровня износа основных фондов, особенно их активной части, на отметке, намного превышающей критическую». По экономике доля износа активной части основных средств на начало 2005 года составляла 74,3 процента, в промышленности — 78,8, в сельском хозяйстве — 72,2, на транспорте — 68,5 процента. Это свидетельствует о низком инновационном уровне инвестиций, вводе в действие морально и физически изношенного оборудования и отсутствии комплексной стратегии технологического обновления производства. Таким образом, рост инвестиций, причем инвестиций должного технологического и инновационного качества, является ключевым средством создания и поддержания устойчивого экономического роста на долгосрочной основе.

Увеличение эффективности капиталовложений необходимо обеспечить по следующим основным направлениям структурной политики:

  • — совершенствование межотраслевой, секторальной и внутриотраслевой структуры инвестиций за счет более высоких темпов роста инвестиций в сферах, отраслях, производствах, обеспечивающих больший прирост добавленной стоимости на единицу капиталовложений;
  • — сосредоточение финансовых ресурсов на ключевых проектах, способных обеспечить прорыв в технологической модернизации производства (передовые отрасли машиностроения и информационные технологии), и дать наибольший мультипликативный эффект по народному хозяйству.
  • — приоритетное направление инвестиционных ресурсов на финансирование высокоэффективных наукоемких инвестиционных проектов, реализация которых позволила бы освоить новые рынки сбыта и создать потенциал роста на основе высоких технологий.

Для того чтобы повысить эффективность инвестиций и обеспечить их должный технологический уровень, необходимо сделать следующее:

  • — разработать национальную инновационную стратегию развития, нацеленную на технологическое обновление экономики на базе пятого и шестого технологических укладов;
  • — обеспечить технологическое перевооружение, прежде всего, в отраслях, производящих средства производства (машиностроении и других связанных с ним отраслях), а также в энергетическом комплексе, который формирует базовые затраты отраслей — потребителей энергии. Это даст импульс к технологическому перевооружению всего народнохозяйственного комплекса;
  • — обеспечить приоритетное направление инвестиций на промышленное освоение отечественных научно-технических разработок, способных обеспечить создание национального сектора высоких технологий, отвечающего требованиям международной конкурентоспособности;
  • — активизировать работу на мировом рынке ноу-хау и интеллектуальной собственности, включая развитие взаимовыгодного обмена патентами, лицензиями, другими объектами интеллектуальной собственности;
  • — расширить участие республики в международных технологических соглашениях;
  • — обеспечить приоритетное привлечение иностранного инвестора, прежде всего, в сферу высокотехнологичных проектов, связанных с покупкой патентов и лицензий, что обеспечит выигрыш во времени при осуществлении технологической модернизации экономики страны и освоении новых ниш на мировом рынке высоких технологий.

Это более перспективный и эффективный путь по сравнению с покупкой оборудования, поскольку в условиях быстрой смены поколений техники ввозимое оборудование имеет большую или меньшую степень морального износа.

Проблемой номер два является неразвитость в республике институтов долгосрочных накоплений.

В странах с рыночной экономикой основой инвестиционной деятельности является развитие инфраструктуры инвестиций — создание финансовых фондов «длинных денег». К ним относятся, прежде всего, фонды накопительных пенсий, страховые, паевые фонды, в которых население хранит свои основные, рассчитанные на длительный срок, сбережения. При этом банки как финансовый институт в странах с рыночной экономикой занимают четвертое место. В Беларуси же в условиях отсутствия специализированных фондов «длинных денег», неразвитости фондового рынка (акций и облигаций) банки являются практически единственными накопителями денежных средств и субъектами трансформации их определенной части через долгосрочное кредитование в инвестиции в основной капитал.

Указанный фактор сдерживает развитие долгосрочной ресурсной базы банков и, соответственно, инвестиционные возможности банковской системы.

В 2006—2010 годах формирование институтов долгосрочных накоплений сдерживается ввиду избранного сценария пенсионной реформы с ориентиром на условно-накопительную компоненту внутри сохраняющейся распределительной системы пенсионного обеспечения, что не позволяет рассчитывать на создание обязательных накопительных пенсионных фондов. Затягивается также создание системы жилищно-строительных сбережений.

Учитывая эти обстоятельства, должны быть приняты альтернативные меры по расширению долгосрочных накоплений в республике и увеличению источников инвестиций в стране. Следует также предпринять следующие шаги:

  • — обеспечить развитие института ипотеки;
  • — усовершенствовать залоговое законодательство в части определения порядка залога земли;
  • — обеспечить создание и функционирование системы жилищно-строительных сбережений, интегрированной в ипотечную систему;
  • — усовершенствовать действующую систему гарантирования возврата банковских вкладов;
  • — возможно, принять закон об амнистии капитала;
  • — обеспечить организацию заимствований на внутреннем и внешнем денежных рынках посредством выпуска облигационных займов (субъектов хозяйствования, банков), в том числе под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Исходя из объективной ограниченности внутренних источников при недопустимости снижения параметров по росту реальных доходов населения и конечного потребления, необходимо активизировать работу по развитию внутренних долгосрочных накоплений и привлечению иностранных инвестиций, включая институциональные и организационные предпосылки.

Анализ источников инвестиций показывает наличие существенных резервов и неиспользованных возможностей в деле привлечения в страну иностранных инвестиций. Фактический объем привлечения иностранных инвестиций в 2005 году (174,4 миллиона долларов США) не только не достиг запланированного уровня (295 миллионов долларов США), но даже снизился на 5 процентов против уровня 2004 года. За последние три года сложилась устойчивая тенденция снижения доли иностранных источников в структуре инвестиций в основной капитал. В 2005 году она составила 2,5 процента при 3,7 процента в 2004 году, 5,5 процента — в 2003 году».

Наиболее предпочтительной формой иностранных инвестиций для решения поставленных стратегических задач являются прямые иностранные инвестиции, поскольку они позволяют привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы, не прибегая к сокращению внутреннего потребления и, следовательно, ухудшению уровня жизни населения, а также не вызывают увеличения государственного долга. При грамотном подходе прямые иностранные инвестиции могут обеспечить повышение технологического уровня производства. Однако прямые иностранные инвестиции осуществляются.

Следует, в частности, обратить внимание на такие незадействованные возможности, резервы при создании конкурентных преимуществ республики для мировых инвесторов, как:

  • — отсутствие суверенного кредитного рейтинга;
  • — несоответствие правила «золотой акции» международным законодательным стандартам;
  • — более высокий уровень налоговой нагрузки в республике по сравнению с соседними странами.

Факторами, ухудшающими условия привлечения иностранных инвестиций в страну на фоне других потенциальных реципиентов международных финансовых и инвестиционных потоков, явились действие правила «золотой акции», высокий уровень монополизации в банковской системе, неосуществление по тем или иным причинам планов продажи акций отдельных банков, наличие квоты присутствия иностранного капитала в банковской системе. Вместе с тем важно отметить, что в середине июня текущего года были поддержаны предложения Национального банка и банков по совершенствованию общей институциональной среды деятельности иностранных инвесторов и обеспечена отмена института «золотой акции» в банковской системе и системной квоты иностранного капитала.

В части дальнейшего совершенствования институциональных условий привлечения иностранных инвестиций представляется необходимым в ближайшее время привести право государства на золотую акцию в секторе нефинансовых предприятий в соответствие с международными правовыми стандартами, а не отменить его вовсе, как это рекомендуют международные финансовые организации. Учитывая дискуссионный характер вопроса и некоторые неизвестные стороны его обсуждения и законодательной проработки, полагаем целесообразным остановиться на нем более подробно.

Надо сказать, что правило золотой акции действует в большинстве стран Европы как часть законодательства об акционерных обществах, где обозначено особое право государства в качестве акционера. Европейский суд справедливости (European Court of Justice) подтвердил легитимность золотых акций в некоторых исках последних лет, и хотя в отдельных из этих споров золотые акции были отменены, все же европейское правосудие в большинстве случаев признало правомерность золотой акции при соблюдении определенных требований.

В Беларуси это право может быть введено в отношении любой компании, даже неакционерного типа. Такая неопределенность правоприменения отрицательным образом сказывается на общем инвестиционном климате страны и на притоке иностранных инвестиций. Учитывая особую значимость этого вопроса для стран СНГ, а также несогласие многих стран с рекомендациями МВФ о полной отмене правила золотой акции и возможный поиск альтернативного решения, в рамках СНГ в конце 2005 года был разработан проект «Модельных законодательных положений для стран СНГ по защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», которые предполагается утвердить Межпарламентской ассамблеей СНГ в 2006 году.

Указанные положения обеспечивают универсальные для всех стран СНГ нормы в отношении права золотой акции и соответствуют международному законодательству. Это предполагает, в частности, ограничение сферы применения указанного права перечнем национально значимых предприятий, установление четкого перечня прав государства как владельца золотой акции, а также право на обжалование неправомерных действий государственных органов в суде.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *