Финансовый план хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения: пример разработки и составления

Финансовый план хозяйственной деятельности предприятия призван обобщить все материалы из предыдущих частей бизнес-плана и показать их в стоимостном выражении. Для финансового плана предприятию, организации или учреждению необходимо подготовить одновременно несколько документов:

  • — прогнозные объемы реализации;
  • — баланс денежных поступлений и расходов;
  • — таблицу затрат и доходов;
  • — график прибыльности;
  • — сводный баланс предприятия (активы и пассивы).

Прогнозный объем реализации в финансовом плане предприятия призван давать представление о той части рынка, которую предполагается завоевать Вашей продукцией. Как правило, принято составлять прогноз вперед на три года, причем в первый год данные приводят помесячно, во второй поквартально, а данные на третий год приводят общим объемом продаж за двенадцать месяцев. Логика проста — предполагают, что для стартового периода финансово-хозяйственной деятельности предприятия уже знают будущих покупателей, с ними имеются предварительные договоренности о будущих продажах. А со второго года уже приходится заниматься различными прогнозными прикидками.

Баланс денежных поступлений и расходов — это документ, который позволяет оценить, какую сумму денег необходимо вложить в проект в разбивке по времени, то есть уже по ходу дела и до начала реализации. Надо отметить, что зарубежные предприниматели к планированию финансовых потоков относятся куда серьезнее их российских коллег. Главной задачей подобного баланса является проверка синхронности поступлений и расходов денежных средств, а соответственно, происходит проверка будущей ликвидности вашей организации или учреждения при реализации запланированного проекта. Под ликвидностью в этом случае понимается способность предприятия (организации) своевременно погашать свои обязательства перед своими кредиторами за счет находящихся на расчетном счете средств.

Таблица затрат и доходов представляет собой документ с достаточно простой структурой. В него включаются:

  1. издержки производства товаров и услуг;
  2. доходы, полученные от продажи товаров;
  3. итоговая прибыль от продаж (п.2 — п.1);
  4. общепроизводственные затраты (по их видам);
  5. чистая прибыль (п. 3 — п. 4).

Задача данного документа заключается в том, чтобы показать, как будет происходить формирование и изменение вашей прибыли: в первый год — помесячно, во второй — поквартально, в третий — в расчете за год.

Сводный баланс предприятия (активов и пассивов) рекомендуется составлять на начало года и на конец года реализации проекта. Обычно считают, что данный документ не так важен, как баланс денежных доходов и расходов, но тем не менее без него обойтись в бизнес-плане никак нельзя. К примеру, его часто очень тщательно проверяют коммерческие банки, дабы оценить, какой размер суммы предполагается вложить в активы различных типов и за счет каких пассивов предполагается финансирование создания или приобретения данных активов.

И наконец, в финансовом плане хозяйственной деятельности вам необходимо привести график предполагаемой прибыльности и соответствующие расчеты к нему под­готовленные в разделе, который посвящен маркетингу.

Теперь вы можете приступить к разработке и составлению последнего важного раздела финансового плана- «Стратегия финансирования». В нем излагается план получения материальных средств для создания или последующего расширения вашей организации. При этом вам необходимо дать ответы на такие вопросы как:

«Сколько в целом необходимо средств для реализации вашего проекта? «, «Откуда предполагается получать данные средства, и в каком виде? «, «Когда ожидается полный возврат инвестированных средств и получения на них до­хода? «, » Каким будет этот доход? «

По первому вопросу ответ вытекает из предыдущих разделов бизнес-плана, а именно «Финансовый план». А ответ на второй вопрос является темой для особого разговора. Фактически здесь говорится о том, какую долю материальных средств можно и (возможно) нужно получить в виде кредита, а какую лучше привлекать в форме паевого капитала. Соотношение данных источников финансирования является задачей, не имеющей однозначного решения. Слишком много всевозможных факторов влияют на заинтересованные стороны. Если попробовать выделить ка­кие-либо ключевые моменты, то они заключаются в том, что банкиры, как правило, стара­ются снизить свой риск, считая, что его нести должны в основном инвесторы-акционеры и владельцы предприятия.

То есть финансирование с использованием кредитов предпочтительно для тех проектов, которые связаны с расширением производства товаров на действующих успешно организациях и предприятиях. От подобных предприятий банкиры не станут требовать повышенного размера платы за кредит, поскольку риск вложений меньше, чем он мог бы быть для вновь создаваемого предприятия, а также организации не составит существенной пробле­мы найти залог в обеспечение кредитов, в качестве которого может выступать уже имеющееся оборудование.

Для тех проектов, которые завязаны на создании нового предприятия (организации) или реализацией технических новшеств, предпочтительными источниками финан­сирования могут служить паевой и акционерный капиталы. Для подобных про­ектов привлекать кредиты просто опасно, так как кредитный договор обязательно включает достаточно жесткий график платежей, который обеспечивает возврат основного долга и процентов по нему в течение срока кредитного договора. Тем временем, для новых предпри­ятий соблюдение подобного календарного графика погашения кредита может оказаться непосильной задачей из-за постепенного накапливания суммы реализационных доходов. В подобной ситуации даже перспективные проекты, которые способны в будущем принес­ти значительные прибыли, могут просто обанкротиться лишь только потому, что не смогли решить проблему с ликвидностью активов в первые годы.

Материальные средства, которые получены от акционеров или партнеров, лишены подобных недостатков (хотя их сбор порой куда сложнее, чем кредит в бан­ке). В первые годы новое предприятие может вообще не выплачивать дивиденды, и это не вызовет недовольства акционеров, когда прибыль не будет проедаться, а реин­вестируется в развитие компании, что в конечном итоге ведет к росту курса ее акций и поступательному ук­реплению своих позиций на рынке.

Порой привлечение средств акционеров и партнеров может показаться предпри­нимателям не очень желательным, из-за вероятности потерять контрольный пакет акций, размер которого, как правило, составляет 51%. Но на деле, контрольный пакет акций может быть и существенно меньше. При сильном распылении капитала для кон­троля над учреждением может быть достаточным и пакета в 10-15% от размера акционерного капитала.

Что касается раздела финансового плана «Стратегия финансиро­вания» — оценки тех сроков, в которые необходимо произвести возврат заемных средств, то это потребует проведения специальных расчетов, которые дают возможность установить сроки окупаемости вложений.

Данные шаги необходимо произвести не только экономистам и финансистам крупных предприятий, которые готовят обоснование для приватизации или новых инвестиций, но и тем, кто планирует заняться частным бизнесом.

Всех деловых людей можно разделить на тех, кто предпочитает работать непосредственно с цифрами и тех, кто их боится. Те, кто относится к первой группе, такой раздел бизнес-плана как финансовый анализ предприятия, безусловно, представляет наибольший интерес. Если же Вы относитесь ко второй категории, то, Вы, скорее всего, будете неслабо напуганы количеством форм, необходимых для заполнения данного раздела. Но, это необходимо сделать: так как без его наличия, ни один инвестор не возьмется за реализацию целевых проектов и программ, в первую очередь инвестиционных, научно-технических, природоохранных и тому подобное.

Финансовый план организации в бизнес-плане служит для обобщения предыдущих материалов и представления их в цифровом, а точнее в стоимостном виде. В цифрах нет ничего волшебного, магического и тем более опасного. Просто они отражают те решения, которые письменно изложили Вы в предшествующих разделах. Если Вами решено размещать еженедельно рекламу в местной газете Вашего товара, в финансовом плане вашего предприятия должна быть прописана цифра, которая будет отражать данное решение. Если Вы решили продавать часть Вашего товара по сниженным ценам, то соответствующая цифра должна отражать это решение в финансовом-плане организации.

Любое деловое решение должно сопровождаться цифрами, составление финансового плана позволяет объединить их все вместе. Данные цифры нельзя брать просто «с неба», так как все финансовые формы между собой связаны и одна ошибка повлечет за собой множество других. Именно поэтому все Ваши цифры должны быть всегда итоговым результатом доскональных расчетов.

Даже когда Вы не можете сами разработать финансовый план, Вы обязаны уметь его анализировать и читать. Только в таком случае Вы сможете успешно управлять компанией. Сделайте для себя привычкой ежемесячно читать финансовые планы и отчеты Вашей компании. Не нужно ждать доклада Вашего главного бухгалтера. Регулярно знакомьтесь с информацией касающейся объемов продаж. Тогда Вы станете чувствовать себя гораздо более уверенно, принимая решения, которые базируются на информации финансового характера. Никогда не связывайте с настроением Ваши деловые решения. В основе любых решений должна быть финансовая информация. В обязательном порядке возьмите «уроки» у практикующего бухгалтера, который Вам объяснит все финансовые тонкости и термины, а также научит Вас составлять и разрабатывать финансовый план и читать финансовые отчеты.

Можно также, порекомендовать использование в дальнейшей работе и составления финансового плана специализированные компьютерные бухгалтерские приложения и программы. Они доступны широкому кругу лиц и удобны для тех, которые имеют опыт и в бизнесе, и умеющих пользоваться компьютером. Для финансистов, которые только начинают составлять финансовые планы больше подойдет приложение Microsoft Works.

ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ И СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ

А теперь приведем пример разработки и составления финансового плана предприятия: данное ТЭО весьма общее и используется, как правило, при обращении предприятий за кредитами в оборотные активы. Более детальные отчеты вы можете найти в разделах с примерным бизнес-планом на Нашем сайте.

ПРИМЕР

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Название:

Дата регистрации:

Основные направления деятельности: производство

Срок: за 3 года

1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг 77 000
2. Налоги с выручки 8 070
3. Себестоимость реализации товаров, работ, услуг 64 331
в т.ч. материальные затраты 43 705
          расходы на оплату труда 8 600
          отчисления на социальные нужды (ФСЗН и ФЗ) 3 010
          страховые взносы 52
          амортизация основных средств и нематериальных активов 601
          проценты по полученным краткосрочным кредитам и займам
          прочие затраты по производству и реализации 8363
4. Прибыль от реализации 4599
5. Прибыль от прочих доходов и расходов (операционных, внереализационных) 1
6. Общая сумма прибыли 4 600
7. Льготы по налогу на прибыль
8. Налогооблагаемая прибыль 4 600
9. Налоги на прибыль 828
10. Возврат долгосрочных кредитов, займов, процентов, кроме рассматриваемого кредита
11. Прибыль в распоряжении 3 772
12. Накопленная сумма прибыли, остающейся в распоряжении 3 772

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *