Фискальная и монетарная политики государства: инструменты и необходимость координации

Координация политик необходима для любой экономики независимо от ее уровня развития. Однако она принимает различные формы, на которые влияют специфика и конкретное состояние экономики, включая степень развитости финансового рынка, валютного режима и другие институциональные характеристики.

На ранних стадиях развития финансового рынка, когда местного рынка для финансирования государственного долга еще не существует, центральный банк практически полностью финансирует бюджетный дефицит, за исключением той части, которая финансируется за границей. Согласно этому одним из правил, ограничивающих бюджетное финансирование центральным банком, является сдерживание внутреннего кредитования.

Появление рынка государственных краткосрочных облигаций служит началом развития денежного рынка в стране. На данном этапе, как правило, не существует вторичного рынка указанных ценных бумаг, межбанковский рынок недостаточно развит, процентные ставки контролируются государством, косвенные инструменты монетарной политики только начинают внедряться. Однако стоимость обслуживания государственного долга уже зависит от действий центрального банка, и взаимодействие политик в таком случае позволяет снижать эту стоимость при обеспечении достижения целей монетарной политики.

При дальнейшем развитии финансового рынка появляется возможность более гибкого управления процентной ставкой. Центральный банк начинает активно регулировать ликвидность (оставаясь пока основным источником финансирования бюджетного дефицита). В подобной ситуации важным становится мониторинг индикаторов финансового рынка как сигналов о повышении процентной ставки. Кроме того, возрастает роль резервной политики центрального банка как одной из возможностей проведения валютных интервенций на рынке.

На заключительной стадии, когда внутренний финансовый рынок становится развитым, рынок гарантирует ликвидность инструментов управления государственным долгом и центральный банк начинает управлять ликвидностью по своей собственной инициативе, используя рыночные инструменты. В данной ситуации финансовый рынок очень активно реагирует на сигналы монетарной политики. На этой стадии окончательно закрепляется независимость центрального банка, которая воспринимается рынком как гарантия отсутствия макроэкономических дисбалансов. Однако достижение целей монетарной политики зависит не только от законодательного закрепления независимости центрального банка, но и от практического взаимодействия с фискальной властью и уровня фискальной дисциплины.

Добровольное приобретение государственного долга внутренними и иностранными инвесторами в целом является предпочтительной финансовой стратегией, поскольку она ограничивает негативные последствия большого бюджетного дефицита, такие, как инфляционное давление на экономику и слабость внешних позиций экономики. Используя четкие рыночные индикаторы, данный тип финансирования дает инвесторам и обществу мгновенную и достоверную информацию относительно последствий финансирования правительства в том или ином объеме. В отличие от этого другие источники финансирования могут усугублять проблемы, возникающие при вы-соком уровне бюджетного дефицита.

Например, увеличение кредита правительству со стороны центрального банка способно повлечь снижение международных резервов и впоследствии — увеличение инфляции. Если государственные ценные бумаги размещены директивно, это может вызвать финансовую репрессию, и как следствие — вытеснение частного сектора с финансовых рынков. Наконец, если дефицит финансируется преимущественно за счет иностранных заимствований, это может привести к чрезмерному увеличению размера государственного долга, что способно подорвать доверие к возможности страны платить по долгам.

Первый — центральный банк является доминантным, монетарные власти могут самостоятельно определять размер роста денежной базы вне зависимости от нужд финансирования дефицита. Размер бюджетного дефицита в этом случае будет ограничен возможностями внешнего и внутреннего рынков. При этом правительство должно будет снизить размер своего бюджетного дефицита в соответствии с имеющимися в его распоряжении источниками финансирования. Но правительство может столкнуться с опасностью не профинансировать приоритетные расходы, если понадеется только на внешние заимствования с отсрочкой платежа или разместит значительную часть долга на внутреннем рынке, что окажет влияние на уровень процентной ставки.

Второй — в данном случае доминантным является правительство, которое определяет размер бюджетного дефицита без согласования с центральным банком. Монетарные власти будут обязаны обеспечить необходимый объем финансирования в форме денежной базы (то есть в виде прямого кредита правительству), что повысит спрос на реальные денежные остатки при заданном уровне цен, а это очевидно приведет к увеличению инфляции и снижению международных резервов. Более того, повышенная неустойчивость, вызванная высокой инфляцией, может сдерживать развитие внутреннего финансового рынка.

Третий сценарий показывает независимое друг от друга поведение центрального банка и правительства, и, как результат, монетарные и фискальные власти могут принимать противоречивые решения, связанные с ростом денежной базы и бюджетного дефицита соответственно. Правительство принимает решение финансировать непокрытую часть бюджетного дефицита выпуском облигаций на финансовых рынках, а если внутренний финансовый рынок недостаточно развит и не обеспечит необходимого финансирования, доступ к внешним заимствованиям ограничен, то либо правительству, либо центральному банку придется принять подчиненную роль, как в предыдущих двух сценариях. Более того, даже при развитом финансовом рынке несовпадение целей фискальной и монетарной политик способно привести к значительному повышению процентных ставок или увеличению государственного долга.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *