Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в свободных экономических зонах

Регулирование деятельности созданных в Республике Беларусь свободных экономических зон (СЭЗ) осуществляется в области налоговых, таможенных, валютно-финансовых, трудовых, земельных и иных отношений. В части регулирования отмеченных отношений определены условия осуществления инвестиционной деятельности резидентов СЭЗ, которые закреплены соответствующими нормативными правовыми актами. К важнейшим из них относится Закон Республики Беларусь № 213-3 от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах».

Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности резидентов СЭЗ за последние пять лет свидетельствуют о положительной динамике их развития. В СЭЗ на начало

2007 г. зарегистрировано 269 предприятий-резидентов, что на 30% больше, чем в 2002 г. За последние 10 лет их количество увеличилось в девять раз. Среднесписочная численность работников в 2006 г. составила 32,7 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2002 г. в 2,2 раза.

Объем производства продукции, товаров (работ, услуг) за 2006 г. увеличился по сравнению с 2002 г. в 6,4 раза, выручка от реализации — в 6,5 раза, прибыль от реализации — почти в 4,4 раза. В бюджет и внебюджетные фонды уплачено налогов в 4,6 раза больше. Расширяются экспортно-импортные потоки. В 2006 г. свободными экономическими зонами экспортировано товаров на сумму 804,5 млн долл. США или в 4,3 раза больше, чем в 2002 г.

1) Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности белорусских СЭЗ показывает, что они обеспечивают уровень эффективности и динамику основных социально-экономических показателей развития территорий их размещения, превышающие значения аналогичных показателей по республике в пересчете на одного работающего.

Наиболее значительное снижение темпов роста основных показателей наблюдалось с 2004 пив первую очередь показателей, характеризующих инвестиционную деятельность.

В 2006 г. в СЭЗ вложено 303,9 млрд рублей инвестиций, что составило только 89,4% от уровня 2005 г. При этом отмечается снижение доли инвестиций, направляемых в основной капитал, до 78,4% в 2006 г. против 85,9% в 2005 г.

За весь период функционирования в СЭЗ накоплено иностранных инвестиций около 234 млн долл. США, в том числе прямых иностранных инвестиций 153 млн долл., портфельных — 200 тыс. долл., прочих -81 млн долл. В 2006 г. в СЭЗ поступило иностранных инвестиций 98,3 млн долл., что в 1,8 раза больше, чем в 2003 г. Однако лишь на 9,1% больше, чем в 2004 г. и на 15,5% больше, чем в 2005 г.

Темп роста накопления иностранных инвестиций в последние годы неуклонно снижается: в 2004 г. по отношению к 2003 г. он составил 155,3%, в 2005 г. к 2004 г. — 127,4%, а в 2006 г. к 2005 г. лишь 114,5%.

Поскольку инвестиции составляют основу развития СЭЗ и увеличения их вклада в экономику государства и регионов их расположения, а их приток в белорусские СЭЗ за последние годы заметно снизился, представляется необходимым обратить особое внимание на вопросы регулирования условий осуществления инвестиционной деятельности на территориях СЭЗ Республики Беларусь. Направления совершенствования должны быть определены исходя из цели формирования новых и развития созданных условий, улучшающих привлекательность СЭЗ для отечественных и иностранных инвесторов.

Базовые условия осуществления инвестиционной деятельности, по нашему мнению, должны быть закреплены в первую очередь в Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» (далее — Закон), который является основополагающим документом, регулирующим деятельность СЭЗ. Отдельные положения Закона в настоящее время утратили актуальность и их необходимо исключить, другие требуют уточнения. Закон также целесообразно дополнить нормами, реализация которых позволит стимулировать инвестирование в СЭЗ и тем самым перейти на новый уровень их деятельности, значительно увеличить вклад СЭЗ в развитие народнохозяйственно комплекса страны.

Названный Закон принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г. и одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. Он определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь.

Однако, как свидетельствует анализ, некоторые его положения нуждаются в конкретизации и уточнении, приведении в соответствие с действующим законодательством по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в СЭЗ.

Представления о том, что для обеспечения активного притока инвестиций достаточно объявить часть территории государства свободной экономической зоной и ввести там ряд налоговых, таможенных и других льгот, давно развеяны многолетней мировой практикой. Ошибочность таких выводов подтверждается и реалиями функционирования СЭЗ на территории Республики Беларусь. Уже через несколько лет работы СЭЗ стало очевидно, что в принятых программах, концепциях и обоснованиях их создания и развития явно недооценивались такие ключевые моменты, определяющие возможности развития зон, как выгодность экономико-географического положения, оптимальность размеров СЭЗ, наличие в регионе необходимой производственной и деловой инфраструктуры, благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности.

Об этом, в частности, свидетельствует периодическое изменение границ СЭЗ на протяжении всего периода их функционирования. Администрациями СЭЗ неоднократно поднимался вопрос о необходимости изменения установленных границ СЭЗ Беларуси. Основные причины — отсутствие необходимой инфраструктуры, невозможность с точки зрения совместимости производств и создания максимальных возможностей в работе для инвесторов привлечения капитала на площади, имеющиеся в распоряжении СЭЗ и представляющие собой значительные по размерам корпуса с устаревшей инженерной инфраструктурой, недофинансирование объектов инфраструктуры из республиканского бюджета.

Недостаточное выделение средств на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры не позволяет обеспечить резидентов соответствующими коммуникациями, а также создает трудности для дальнейшего размещения предприятий. К еще более негативным последствиям ведет уменьшение запланированных объемов инвестиционных вложений, что становится причиной срыва строительства ряда объектов предприятий-резидентов.

К примеру, в СЭЗ «Витебск» отсутствие в достаточном количестве помещений с необходимой инженерной инфраструктурой повлекло необходимость подготовки и принятия Указа главы государства, предусматривающего расширение границ данной СЭЗ более чем на 100 га. Кроме того, в ближайшие несколько лет потребуются значительные финансовые вложения в развитие инфраструктуры на основной части территории СЭЗ «Витебск» — «Журжево» (80% территории зоны), на которой практически отсутствуют свободные объекты, пользующиеся вниманием инвесторов и позволяющие решать проблему совместимости производств разного профиля на одном предприятии. Все эти явления в ближайшем будущем могут создать дополнительные трудности в работе с инвесторами и отрицательно скажутся на общей инвестиционной активности в СЭЗ.

Уже по состоянию на начало 2005 г. ресурс помещений и территорий с развитой инженерной инфраструктурой, способных обеспечить реализацию проектов с объемом инвестиций до 1,5 млн долл. США, был практически исчерпан в СЭЗ «Могилев», что оказалось основным сдерживающим фактором привлечения инвестиций и, как следствие, реализации намеченных целей и задач создания зоны.

В небольших локальных зонах сравнительно легко и без значительных затрат может быть организован контроль за обеспечением льготного таможенного и валютного режима. Создание комплексной инфраструктуры на территории белорусских СЭЗ, размеры которых составляют от нескольких сотен до нескольких тысяч га (СЭЗ «Брест» — 7231,5 га, СЭЗ «Минск» — 1517,4 га, СЭЗ «Витебск» -1202,4 га СЭЗ «Гомель-Ратон» — 3722,0 га СЭЗ «Могилев» — 655,2 га, СЭЗ «Гродноинвест» -1045,9 га) и постоянно увеличиваются, потребует больших объемов государственных инвестиций, что в настоящее время представляется проблематичным. Установление на обширных территориях льготного налогового и таможенного режима, не только технически трудно осуществимо в части организации достаточного уровня контроля, но и экономически не всегда целесообразно.

Для финансирования развития крупных СЭЗ необходимы значительные государственные инвестиционные вложения. В целях предотвращения возможного «распыления» этих средств требуется предусмотреть контроль за их использованием по назначению. Они должны направляться на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры.

Подобная экономическая политики создания и развития СЭЗ проводится многими развивающимися странами. Неразвитая инфраструктура требует больших финансовых расходов на освоение территории и сдерживает привлечение иностранных инвесторов, что ослабляет позиции СЭЗ в конкурентной борьбе за зарубежный капитал, рынки сбыта продукции.

Например, относительно развитая инфраструктура СЭЗ в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре позволила значительно сократить расходы на их создание, которые окупились в короткие сроки и обеспечили прибыль. Недостаточный учет этого экономического фактора при создании СЭЗ в Индии и на Филиппинах в дальнейшем потребовал больших затрат. Они окупались длительное время.

В современных условиях для СЭЗ Республики Беларусь представляется наиболее оптимальным развитие инфраструктуры на основе реализации комплексного подхода. Ведущая роль в финансировании инфраструктурных инвестиционных вложений должна быть отведена государству. При этом необходима консолидация средств республиканского и местных бюджетов в (финансировании создания и развития инфраструктуры, что требуется дополнить статьями Закона о СЭЗ.

В настоящее время Законом предусмотрена возможность создания фондов развития для финансирования инфраструктуры, проведения рекламно-издательской деятельности, стимулирования оплаты труда работников администрации и других направлений. Однако практика их формирования показывает, что аккумулируемые в фондах средства недостаточны для реализации обозначенных задач. Поступления средств в фонды развития ограничены и состоят в основном из суммы платы за регистрацию резидентов. По нашему мнению, следует расширить и обозначить возможные источники формирования таких фондов с тем, чтобы аккумулируемых в них средств было достаточно для создания и совершенствования необходимой инфраструктуры, решения актуальных задач развития СЭЗ.

В целях стимулирования привлечения инвестиций в СЭЗ целесообразно предусмотреть норму о недопустимости ухудшения положения резидентов СЭЗ в части налогообложения. Такая норма в Законе позволит в значительной степени повысить уверенность потенциальных инвесторов в стабильности налогового законодательства, предоставленных налоговых преференций.

Согласно Закону территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. В отношении взимания таможенных пошлин и налогов условия реализации названных и других мер экономической политики в Законе не отражены, что порождает неуверенность инвесторов в использовании их в своей деятельности. Необходимо дополнить изложенную в Законе норму для того, чтобы она давала полное представление о механизме ее реализации либо отсылала к иным законодательным актам.

Законом не закреплено ни одной преференции в валютном и финансовом регулировании для стимулирования притока инвестиций в СЭЗ. В этой связи предлагается законодательно освободить резидентов СЭЗ от обязательной продажи иностранной валюты.

Резиденты ведут учет и отчетность в СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В целях стимулирования привлечения в СЭЗ иностранного капитала целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении нормы о возможности (праве) либо необходимости ведения резидентами СЭЗ учета и отчетности согласно международным стандартам бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь. В настоящее время государственные гарантии для резидентов СЭЗ не отличаются от аналогичных гарантий другим субъектам предпринимательской деятельности. Предлагается закрепить в Законе систему дополнительных гарантий инвесторам, осуществляющим деятельность в качестве резидентов СЭЗ. Необходимо определить конкретные случаи возможной ликвидации СЭЗ до истечения срока, на который она создана. Например, не осуществлен резидентами ни один из заявленных проектов либо не зарегистрировано ни одного инвестиционного проекта в течение определенного периода.

Активизация процессов по привлечению инвестиций требует внедрения в практику работы СЭЗ международных инвестиционных стандартов. Стандартизация правил и процедур позволяет нивелировать влияние специфических национальных особенностей и сосредоточиться на решении главных вопросов, где капитал будет работать с максимальной эффективностью. Внедрение международных стандартов инвестирования станет стимулом для иностранных инвесторов при создании новых производств и предприятий.

При регулировании условий осуществления инвестиционной деятельности в СЭЗ Республики Беларусь необходимо использовать международные стандарты представления результатов инвестиционной деятельности с учетом совместимости их с особенностями национального законодательства и дополнительных возможностей стимулирования иностранных инвестиций.

Желательной является ситуация, когда каждый фактор может получать свою долю национального дохода, т.е. отсутствие эксплуатации. Основное внимание в этом плане требуется отводить способности государства правильно оценивать ситуацию распределения ВВП и НД, принимать необходимые меры для устранения перекосов как в одну, так и другую сторону. Можно так «исправить» несправедливое для работников распределение, что совсем исчезнет стимул к предпринимательству или эффективному труду. В качестве примера можно рассмотреть мотивирующую роль пособий по безработице.

Оценка выгод и издержек, которые связаны с безработицей, весьма тесно связана с ее уровнем. Если выгоды пребывания в статусе безработного выше издержек поиска новой работы, человек предпочитает незанятость. Например, Голландия в 1984 г. столкнулась с проблемой быстрого роста уровня безработицы. Это было связано с тем, что пособия компенсировали от 75 до 99% дохода работающих. В связи с этим уровень безработицы составил 18%, т.е. почти каждый пятый безработный предпочитал не работать, поскольку его доходы достигали уровня занятого населения.

В этих условиях для создания эффективной системы трудовых отношений, прежде всего, следует привести в порядок отношения собственности и на их основе формировать партнерские взаимовыгодные связи между субъектами трудового процесса. В условиях преобладания государственной собственности сформировать высокоразвитые трудовые отношения достаточно сложно, поскольку государство представляет собой основного работодателя и может диктовать свои условия остальным субъектам производства. Государство же должно быть лишь «арбитром»: устанавливать «правила игры», которые обязательны для всех работников и работодателей. В этом контексте оно должно заниматься совершенствованием тарифов оплаты труда, правил его охраны, трудовой дисциплины, определять соотношения времени труда и отдыха; содействовать проведению переговорного процесса и совершенствовать процедуру примирения; разрабатывать законодательство в сфере участия работников в собственности, прибыли и управлении производством.

Особенности развития национальных экономик вызывают необходимость применения иного механизма взаимосвязи собственности и трудовых отношений, который не противореча ранее обозначенным, будет отражать определенный этап развития. В период становления постиндустриального и информационного общества наиболее значимой ста-новится экономическая теория прав собственности, в разработке и развитии которой активное участие приняли экономисты Р. Коуз, Г. Демсец, Д. Норт. В ней в качестве объекта собственности рассматривается набор прав по использованию ресурса, который в наиболее полном виде синтезирует 11 структурных элементов.

Исключительное право собственности подразделяется здесь на определенные правомочия, которые в различных сочетаниях образуют содержание собственности определенных субъектов на конкретный объект. Отношения собственности с позиций конкретного индивида выступают в качестве набора правомочий, с позиции же общества их можно трактовать как правила игры, которые упорядочивают отношения между всеми хозяй-ственными агентами. Поддержание этих особых правил может регламентироваться не только и не столько государством. Они могут быть санкционированы непосредственно обществом в форме традиций, обычаев, религиозных установок и т.п.

К рабочей силе как товару может быть применена теория спецификации прав собственности. Очевидно, что в качестве собственника рабочей силы выступает сам ее носитель — работник, хотя сам по себе факт этой собственности не отражается в отраслях права. Если же рассматривать рабочую силу и как продукт целесообразной деятельности, на производство которого израсходованы определенные ресурсы, то остро встанет проблема принадлежности на правах собственности и произведенной рабочей силы.

При таком подходе логическим продолжением теории прав собственности становится теория контрактов, которая рассматривает любой процесс производства и обращения созданных благ как обмен «пучками прав» собственности хозяйствующими субъектами. Способом подобной передачи является контракт, регламентирующий будущее поведение сторон, предписывая им определенный характер поведения и перечень правомочий, которые подлежат передаче.

Содержание трудового договора, во-первых, обязано согласовывать экономические интересы субъектов трудовых отношений, во-вторых, конкретизировать трудовые отношения. Конкретизация же трудовых отношений означает, по сути, придание им специфического характера. Реально конкретизация выражается в установлении условий для выполнения трудовых функций и означает большую определенность прав и обязанностей работника, осознание им своей роли в производстве, что способно повысить ответственность, эффективность труда, улучшить культуру производства.

В нашем государстве одним из главных индикаторов рыночных преобразований и развития отношений собственности является изменение соотношения занятых в государственном и негосударственном секторах экономики. Динамика занятости в государственном секторе в последние годы характеризуется устойчивой тенденцией сокращения численности. За период с 1990 по 2006 г. произошло сокращение численности занятого населения в государственном секторе с 73,9 до 51,5%, отток рабочей силы произошел в частный сектор, где доля занятости за этот же период возросла с 26,1 до 47,1 %; в смешанной собственности — с 0,1  до 2,8% и в иностранной — до 1,4%. Развитие негосударственного сектора в сфере занятости, к сожалению, определяется не эффективностью функционирования этих форм хозяйствования, а экономической политикой государства: соответствующими законодательными актами, финансовыми квотами, предоставляющими свободу частному сектору. Основными же причинами медленных темпов развития негосударственных видов деятельности (и соответственно — занятости населения) являются: высокая налоговая нагрузка, недостаточность собственного и заемного капитала, правовая незащищенность, отсутствие действенной системы государственной поддержки предпринимательства.

В настоящее время распределение занятого населения по формам собственности можно представить в вид следующей диаграммы

Доля занятости на предприятиях государственной формы собственности в последнее время составляет 51,5%; она значительно снизилась с 1990 г., но достаточна высока, что отражает характерную черту белорусской модели экономики — развитее государственного сектора наряду с частным. К тому же это в некотором смысле обусловлено ментальными склонностями белорусского населения к патерналистским особенностям государства. Следует учитывать и то, что здесь сказывается реализация политики государства, направленной на всемерное содействие достижению полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, сдерживание безработицы в пределах допустимого уровня. За период с 1995 по 2006 г. наблюдалось устойчивое сокращение численности безработных со 131 000 до 52 000 человек; соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 до 1,2%.

Трудовые отношения предусматривают необходимость анализа оплаты труда в нашем государстве. Начиная с 1996 г., в результате замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в республике начался рост номинальной заработной платы. Реальная заработная плата также стала характеризоваться тенденцией к росту. За период с 2000 по 2006 г. соответственно в % к предшествующему периоду она составляла 129,6%. 107,9, 103,2, 117,4. 120,9,117,6%.

В нашем государстве заработная плата является основным источником доходов населения и в 2006 г. в совокупных доходах она занимала 59%, на социальные трансферты приходилось 21 %, доходы от собственности 2%, другие доходы — 18%. При этом доходы населения республики очень чувствительны к инфляции, ценовой политике государства, ибо они не подкрепляются такими поступлениями, как проценты и дивиденды по ценным бумагам, хождение которых в республике весьма ограничено, к тому же владельцами последних, как правило, являются предприятия и организации.

Таким образом, в условиях трансформации современного развития общества в информационное в Беларуси усиливается характер взаимосвязи отношений собственности и института трудовых отношений, что по мнению автора, можно обосновать теорией прав собственности, развитие которой в сфере трудовой деятельности связано с увеличением доли частной собственности, ростом денежных доходов населения и общего уровня жизни., но и в мировом масштабе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *