Формирование и оценка экспортного потенциала крупных промышленных предприятий

В условиях глобализации и расширения мирохозяйственных связей значительную роль для обеспечения устойчивого развития национальной экономики играет экспортный потенциал, формирование которого происходит на предприятиях, являющихся самостоятельными участниками внешнеэкономической деятельности. Именно от реализации экспортного потенциала предприятия зависит его успех на внешнем рынке и поступление валютной выручки за проданную продукцию, что обусловливает актуальность исследования и определение научных подходов к разработке методики его оценки.

Термин «потенциал» произошел от латинского potentia — сила. Характерным является следующее определение: «Потенциал — это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».

Экономическая категория «экспортный потенциал» предприятия стала рассматриваться в научной литературе сравнительно недавно, с начала 90-х гг. прошлого столетия, когда основным субъектом народного хозяйства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, стало отдельно взятое промышленное предприятие. В современной экономической литературе существуют два подхода к оценке экспортного потенциала: оценивается либо он сам, либо весь потенциал внешнеторговой деятельности предприятия. Однако часто эти понятия отождествляются или понятие «экспортный потенциал» заменяется понятием «внешнеэкономический потенциал». При этом акцент делается на необходимость более полного включения предприятия в процессы глобализации и международного экономического сотрудничества. Однако при обозначении показателей потенциала внешнеэкономической деятельности фигурируют показатели, характеризующие в основном экспортный потенциал. Таким образом, происходит смешение двух экономических категорий, которые хотя и взаимосвязаны, но все-таки требуют отдельного рассмотрения.

Целесообразно разграничить понятия «потенциал внешнеэкономической деятельности» и «экспортный потенциал» или выделить последний из потенциала внешнеэкономической деятельности.

Предлагаем сузить предмет исследования до одной из составляющих потенциала внешнеэкономической деятельности — экспортного потенциала.

Исходя из существующих на данный момент подходов и проведенных исследований, можно дать следующее определение данному понятию. Экспортный потенциал промышленных предприятий — настоящая или возможная способность предприятия, определяемая совокупностью его производственного, финансового, кадрового и рыночного потенциалов осуществлять под влиянием эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов торговую деятельность на внешнем рынке.

В научной литературе предлагаются различные способы классификации факторов, оказывающих влияние на экспортный потенциал. Один из способов выделения таких факторов — по признаку объекта маркетинговой среды предприятия. Выделяют несколько групп факторов: характеристики фирмы (размер, международная компетентность, число менеджеров с международным опытом и т. д.), продукта, отрасли и экспортного рынка; психологические характеристики и предпочтения менеджмента; выбор целевого рынка и сегмента.

Для анализа факторов, влияющих на экспортный потенциал, их также делят на контролируемые и не контролируемые предприятием. Контролируемыми можно считать те факторы, которые предприятия могут изменить в нужном для себя направлении. Неконтролируемые, в свою очередь, можно разделить на контролируемые и не контролируемые государством. К контролируемым государством факторам эффективности экспорта будут относиться те, которые государство может изменить в целях повышения эффективности экспорта предприятий.

Факторы можно также оценивать по признаку дискретность — непрерывность. Данная характеристика применима не ко всем факторам, а только к тем, которые могут быть сведены к одномерному измеримому свойству или показателю, либо выбору одного варианта из нескольких. Факторы можно охарактеризовать при помощи временного интервала, в течение которого они действуют постоянно или временно. К первым относится, например, географическое положение или климатические условия, ко вторым — стратегия выбора способа входа на рынок.

Можно выделить факторы, оказывающие влияние не только на формирование экспортного потенциала отдельной организации, но и на группы промышленных предприятий: адекватные человеческие ресурсы (в частности, владение иностранными языками, образование в вопросах внешнеэкономической деятельности и т. д.); затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и инновации; маркетинговая ориентация; качество продукции; тарифные и нетарифные барьеры; прямые субсидии экспорта государством; колебания курса национальной валюты; количество и емкость экспортных рынков и другие.

Понимание факторов, влияющих на экспортный потенциал промышленных предприятий, позволяет классифицировать условия, которые создают среду формирования и реализации экспортного потенциала: экономические, политико-правовые, социально-культурные, технические, природно-климатические.

Предлагаем разделить данные факторы (по признаку степени контроля над ними) на: эндогенные — связаны с деятельностью фирмы, ее внешнеэкономической маркетинговой стратегией, характеристиками менеджмента; экзогенные — включают характеристики политической, географической, природно-климатической среды внутреннего и экспортного рынков .

В связи с тем, что содержание экспортного потенциала промышленных предприятий весьма многообразно и многогранно, существуют и разные подходы к его оценке.

Методики аналитической оценки экспортного потенциала можно классифицировать по разным признакам. По уровню сложности такие методики разделяют на простые количественные и сложные многофакторные.

С точки зрения единиц измерения экспортного потенциала можно выделить количественные и экспертные методики. В количественных за единицу измерения принимают классические единицы измерения: доли, стоимостные единицы измерения (рубли, доллары США и т. п.), проценты и другие. Экспертные базируются на системе оценок в баллах и подразумевают привлечение специалистов в данном вопросе.

По объекту оценки эффективны методики, которые за единицу оценки принимают промышленное предприятие и отрасль промышленности в целом с возможностью ее исследования на разных уровнях.

Можно выделить методики по признаку применяемых параметров оценки, разделив их на содержательные (включают оценку элементов экспортного потенциала либо выделенных факторов) и сравнительные (позволяют оценить экспортный потенциал посредством сравнения продукции либо результатов деятельности предприятия с продукцией или результатами деятельности конкурирующей стороны).

Одной из самых простых и распространенных методик являются простые количественные методики оценки экспортного потенциала, осуществляемые путем расчета и анализа комплекса показателей, характеризующих экспорт.

Помимо простых методик оценки экспорта существуют более емкие методики, позволяющие дать оценку структуре экспорта и более точно выявить его специализацию.

Значительное количество различных показателей и некоторая специфичность предмета исследования справедливо ставят перед нами задачу выбора математической методики расчета обобщенного показателя оценки экспортного потенциала предприятия, которая позволила бы с наибольшей точностью отразить суть исследуемого объекта.

В качестве формулы, применяемой для вычисления обобщенной характеристики объекта (экспортного потенциала предприятия), может быть использована формула для среднего геометрического значения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *