Формирование системы единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП)

Основной целью органов государственной власти, согласно Директиве Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», является проведение такой политики, реализация таких проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане. К этим вопросам относится организация приема платежей в пользу производителей услуг от физических и юридических лиц за предоставленные им услуги. В той или иной мере сданным процессом сталкивается практически каждый человек.

В настоящее время ЕРИП в полной мере соответствует задачам, решаемым при его формировании. Основными участниками бизнес-процесса приема платежей являются: потребители услуг — физические и юридические лица; производители услуг — юридические лица, оказывающие услуги юридическим и физическим лицам и получающие за эти услуги оплату на свои текущие (расчетные) счета; расчетные агенты — банки, небанковские кредитно-финансовые организации, учреждения почтовой и электрической связи, осуществляющие в рамках данного бизнес-процесса роль посредников при приеме платежей от потребителей услуг.

Существует ранее используемая практика реализации бизнес-процесса без ЕРИП. Однако значительное увеличение количества привлекаемых к этому бизнес-процессу производителей услуг, соответствующий рост объемов и количества платежей без адекватного управления приводят к возникновению определенных сложностей и проблем не только для потребителей услуг, но и для организаций, задействованных в процессе приема платежей за данные услуги.

Рассмотрим наиболее характерные недостатки приема платежей без ЕРИП. В частности:

  • невозможность оплаты услуг из любого региона страны. Например, когда для оплаты услуг по даче или дому, которые находятся в соседнем районе, или оплаты услуг за родных и близких, живущих в другом населенном пункте, чтобы провести платеж, нужно специально ехать в ближайший район или населенный пункт;
  • отсутствие унифицированных механизмов удаленного получения информации по выставленным счетам для оплаты за потребленные услуги;
  • большое количество нетиповых договоров и технологических схем взаимодействия расчетных агентов (банков) и производителей услуг и связанных с этим проблем;
  • многократное дублирование исходной информации, необходимой для организации приема платежей, и неоднозначность идентификации потребителей услуг;
  • отсутствие актуальной информации о внесенных платежах потребителями услуг.

Все перечисленные проблемы в той или иной степени приводят к значительному росту операционных расходов и высокому уровню затрат в результате перекладываемых на потребителей услуг.

Тем не менее следует отметить, что активное внедрение современных информационных технологий, с одной стороны, способствует разрешению отдельных проблем за счет автоматизации выполнения многих ресурсозатратных процедур. С другой — обеспеченный рост объемов принимаемых платежей приводит к значительному увеличению требований к организационному и технологическому обеспечению проводимой автоматизации.

Таким образом, цель единого расчетного и информационного пространства — более эффективное решение имеющихся проблем. Объединение в единое пространство в широком смысле и организационных, и технических усилий участников бизнес-процесса приема платежей позволяет существенно изменить складывающуюся ситуацию.

С учетом сказанного можно дать следующее определение: единое расчетное и информационное пространство — это организационное и технологическое объединение участников бизнес-процесса приема платежей и проведения расчетов в пользу производителей услуг от физических и юридических лиц за предоставленные им услуги.

На основании научно-исследовательской работы, проведенной Национальной академией наук Беларуси, технологически наиболее эффективным решением по охвату территории всей страны единым расчетным информационным пространством стало построение территориально распределенной сети региональных и одного центрального узлов ЕРИП.

До внедрения ЕРИП каждый производитель услуг должен был иметь договор и технологический канал взаимодействия с каждым расчетным агентом, и наоборот — каждый расчетный агент с каждым производителем услуг. Принимая во внимание, что в Беларуси 31 банк и как минимум 10 тыс. производителей услуг, несложно посчитать, что для предоставления удобного сервиса потребителям услуг необходимо заключить более чем 300 тыс. договоров и столько же организовать технологических каналов взаимодействия между банками и производителями услуг.

Внедрение ЕРИП позволяет значительно сократить количество таких каналов взаимодействия. Анализируя историю формирования единого расчетного и информационного пространства, следует отметить, что в первой половине 2008 г. к ЕРИП подключились только пять банков: Приорбанк, Белагро-промбанк, Паритетбанк, БПС-Банк и Технобанк. При этом первым банком, который заключил договор на подключение к единому расчетному и информационному пространству, стал Приорбанк (26 декабря 2007 г.), а банком, который провел первый реальный платеж через ЕРИП, — Белагропромбанк (11 февраля 2008 г.).

Фактически, 11 февраля 2008 г. считается датой ввода ЕРИП в промышленную эксплуатацию или датой реального появления данного пространства. Параллельно с подключением банков к ЕРИП в качестве расчетных агентов проводилась работа по подключению производителей услуг. В первую очередь работа осуществлялась с так называемыми социально значимыми производителями услуг во всех областных центрах страны. Главные усилия концентрировались на жилищно-коммунальных услугах (включая квартплату, электроэнергию, газ, водоснабжение), услугах связи (включая стационарный телефон) и услугах по охране квартир.

Региональными узлами (главными управлениями Национального банка по областям) была проделана огромная работа во всех областных центрах республики. На 1 октября 2010 г. силами региональных узлов к ЕРИП подключено 568 производителей услуг и обеспечена возможность приема платежей по 1462 услугам.

На рисунке 2 представлена динамика развития ЕРИП по количеству платежей и объему приема денежных средств за месяц.

За девять месяцев 2010 г. рост объема платежей составил 234%, количество операций по оплате услуг — 207%. За сентябрь 2010 г. количество операций в месяц составило 1,4 млн., а ежемесячный объем платежей — 20,7 млрд. руб.

Если говорить о подключении к ЕРИП производителей услуг, количестве самих услуг в процентном соотношении по региональным узлам, следует отметить, что самые высокие показатели зафиксированы у Главного управления Национального банка Республики Беларусь по г. Минску и Минской области, соответственно 26,8 и 20,5%.

Сравнивая остальные региональные узлы, следует отметить, что достигнутые показатели — не только результат проделанной работы по включению новых услуг в ЕРИП, но и по предоставлению комплексных услуг, в частности, по всему перечню жилищно-коммунальных услуг и в рамках области или даже республики. Не актуально заставлять потребителя отдельно платить за техобслуживание квартиры, лифт, вывоз мусора и за другие подобные услуги, искать их у конкретного ЖЭСа или ЖРЭУ, когда можно их все представить одним пакетом услуг за квартиру или дом, узнав только у потребителя его адрес, один лицевой счет или номер плательщика.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *