Государственное регулирование в регионах в условиях рыночной экономики

Регионы Республики Беларусь формировались в эпоху плановой индустриализации. В советский период они рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических комплексов, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамический рост. Поэтому региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил.

Последовавший после распада СССР глубокий социально-экономический кризис обострил состояние региональных проблем в стране. Их преодоление во многом зависит от эффективности проводимой общей макроэкономической, структурно-инвестиционной, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической и социальной политики.

Исходя из этого важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития Республики Беларусь до 2020г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются:

  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • борьба с бедностью;
  • изменение структуры потребления и производства;
  • охрана и укрепление здоровья;
  • улучшение демографической ситуации;
  • противодействие криминализации жизни общества;
  • уровень и качество жизни населения.

Предполагается предоставление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойные (в меру сложившихся социальных стандартов) уровень и качество жизни. Это будет достигаться за счет последовательного осуществления равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, а также за счет обеспечения безопасности труда, возможности рационального использования свободного времени, благодаря чему формируется благоприятная среда обитания и жизнедеятельности для улучшения здоровья и физического развития граждан.

Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение к идеалам и целям, провозглашенным в международных декларациях и нормах. Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет собой многогранную проблему. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение масштабов бедности.

Причины отставания заключаются в различных материальных и социально-культурных условиях, в которых находятся разные страны. Пути ускорения экономического роста по существу одинаковы как для развитых, так и для развивающихся стран. Они связаны с улучшением использования ресурсов капитала, природных и трудовых ресурсов, технологий. Природные ресурсы распределены среди стран неравномерно. Некоторые имеют промышленные месторождения бокситов, олова, меди, нефти, вольфрама и т.д.

Другие страны бедны полезными ископаемыми, испытывают нехватку пахотных земель, энергетических ресурсов. Но это не основная причина. Япония, Швейцария, Израиль несмотря на ограниченность своих природных ресурсов достигли высокого уровня жизни.

Поэтому политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни населения, должна в перспективе обеспечить наличие таких доходов у каждого члена общества, которых должно быть достаточно для удовлетворения основных потребностей, прежде всего за счет собственного труда при создании равных возможностей для приложения сил каждому человеку в любой сфере деятельности. В настоящее время существует широкая деформация уровня жизни по регионам.

Так, в Столинском районе наименьшая начисленная среднемесячная заработная плата — 386,6 тысячи рублей. Наибольшая среди регионов Республики Беларусь — в Березовском районе, она составляет 542,2 тысячи рублей. Прибыль организаций наибольшая (38 млрд. рублей) зафиксирована в Березовском районе, наименьшая (2,6 млрд. рублей) — в Малоритском. Наилучшая обеспеченность населения больничными койками (на 10000 человек населения) – в Ляховичском районе (159,5), наихудшая — в Малоритском (74,3).

Для создания равных условий регионы должны располагать соответствующей финансовой базой, которой являются местные бюджеты. Показателем бюджетной обеспеченности региона является отношение бюджетного потенциала территории региона к расходам. Под бюджетным потенциалом понимается объем собираемых на территории региона налогов и неналоговых доходов. Этот индикатор характеризует бюджетную мощность территории, ее возможности по формированию собственных бюджетных доходов и общих бюджетных доходов республики.

Можно выделить районы, у которых налоги в 2007 г. не превысили 15 млрд. рублей, а также районы, сумма налогов у которых будет наибольшей, свыше 30 млрд. рублей.

Государственная политика в отношении регионов строится на основе выравнивания их социально-экономического развития, т.е. через перераспределение доходов в более слабые регионы. Поэтому районы с наибольшими налоговыми поступлениями получают меньше государственных субсидий и дотаций, так как указанные территориальные единицы самостоятельно могут обеспечить выполнение социальных программ, принятых государством.

С переходом к рыночной экономике трудоспособное население, коллективы, организации, регионы должны самостоятельно обеспечивать достойный уровень жизни, поэтому государственное регулирование через распределение доходов необходимо совершенствовать применительно к условиям рыночной экономики. Как показывает практика развитых стран, роль государства не только ослабевает, но и постепенно усложняется, диверсифицируется.

Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные условия материальной жизни для всех членов общества. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов способно привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.

Неравенство в доходах в значительной степени связано с природным фактором и объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление полностью уничтожить дифференциацию доходов означало бы намерение абсолютно разрушить сам рыночный механизм. Поэтому представляет интерес разработка механизма адекватного получения государственной помощи от налоговых поступлений региона в государственный бюджет. И в то же время не следует подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

Поддержку тех, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе лучшую жизнь, можно реализовать по двум основным направлениям. Часть средств, образующихся за счет прибыли на предприятии, расходуется на социально-культурные нужды. Второе направление — через каналы государственных программ. Степень удовлетворения потребностей посредствам этих каналов зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок, сложившихся в обществе.

Роль государства в обеспечении этих процессов не только не ослабевает, но и постепенно усложняется и диверсифицируется.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *