Государственное субсидирование экономики и селективная поддержка: экономия бюджетных ресурсов, предупреждение экономической несостоятельности

Введение в Республике Беларусь в 1992 г. института государственной поддержки, оказываемой в индивидуальном порядке, преследовало главной целью сдерживание бесконтрольной приватизации и падения занятости населения в настоящее время государственная поддержка в Республике Беларусь призвана содействовать экономическому росту и повышению эффективности производства.

Поскольку объемы государственной поддержки остаются значительными, все более остро встает проблема эффективного и целевого использования бюджетных средств, так как затраты бюджета в связи с предоставлением такой поддержки зачастую не окупаются достижением соответствующих эффектов от роста производства.

В научной литературе достаточно обширно освещен теоретический аспект проблемы неэффективности поддержки субъектов хозяйствования, связанной с понятием мягких бюджетных ограничений. Гораздо менее разработанной остается практическая сторона вопроса в части оценки масштабов и механизмов предоставления государственной поддержки.

Таким образом, существует необходимость, во-первых, минимизировать негативное влияние оказываемой государственной поддержки на экономику, во-вторых, согласовать принципы оказания государственной поддержки с действующими правилами международной торговли, в-третьих, сократить затраты на ее реализацию с одновременным повышением результативности.

Использование применительно к белорусской системе государственной поддержки термина «селективная государственная поддержка» представляется более обоснованным, поскольку, исходя из сущности используемого в национальном законодательстве понятия «государственная поддержка, оказываемая индивидуально», в Республике Беларусь под такой поддержкой понимается государственная поддержка, оказываемая на основе выбора отдельных получателей по определенным критериям.

Слово «селекция» происходит от латинского selectio — выбор, отбор. В научной литературе для определения государственной поддержки, оказываемой на микроуровне путем выбора отдельных предприятий по некоторым критериям, используется именно данный термин. Определение «селективная государственная поддержка» требует уточнения на основе преследуемых целей предоставления и содержания опосредующих их финансовых потоков, что позволит реализовать дифференцированный подход к оказанию селективной государственной поддержки.

Под термином «селективная государственная поддержка» следует понимать форму государственного регулирования экономики, которая реализуется в целях инновационного развития перспективных субъектов хозяйствования или предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) социально- и экономически значимых субъектов хозяйствования путем предоставления с учетом соответствия определенным критериям отдельным субъектам предпринимательской деятельности (их группам) индивидуальных преимуществ, предусматривающих возможность прямо или косвенно пользоваться средствами бюджета и создающих для них более благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности.

В Республике Беларусь в основе порядка оказания селективной государственной поддержки лежит индивидуальный подход: субсидирование проводится после рассмотрения заявлений отдельных предприятий. С точки зрения правил международной торговли, в частности, ВТО, оказание государственной поддержки в такой форме классифицируется как специфические субсидии, что дает торгово-экономическим партнерам право на принятие компенсационных мер.

Изменение подхода оказания государственной поддержки, направленной на инновационное развитие перспективных организаций с индивидуального на программный, позволит гармонизировать государственную поддержку с требованиями ВТО. В этом случае государственная поддержка оказывается не путем приятия решений по каждому отдельному предприятию или их группе, а включением в бюджет на предстоящий финансовый год конкретных государственных отраслевых и региональных программ. Соблюдается принцип автоматического доступа к определенным в законе о бюджете субсидиям.

Индивидуализация субсидий производится на региональном и отраслевом уровнях путем принятия решений о предоставлении субсидий в отношении конкретных производителей. Субсидирование экономики в такой форме не носит индивидуального характера, тем самым такие преференции исключаются из разряда специфических субсидий в их понимании правилами Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. В этом случае отсутствуют основания, дающие торгово-экономическим партнерам Республики Беларусь право на принятие компенсационных мер.

В целях оптимизации структуры индивидуальной государственной поддержки путем дифференциации селективной государственной поддержки в зависимости от целей, на которые она предоставляется, предлагается разделить существующую государственную поддержку на два направления и реализовывать ее на основе трех порядков предоставления:

1-ое направление — государственная поддержка, направленная на инновационное развитие организаций перспективных сфер. Порядок предоставления: программный подход, суть которого изложена выше (первый порядок);

2-ое направление — государственная поддержка, целью оказания которой является улучшение финансового состояния организаций. Во-первых, это помощь организациям, испытывающим временные затруднения с исполнением финансовых обязательств перед бюджетом (такую государственную поддержку предлагается предоставлять в порядке налоговых правоотношений, закрепленных Налоговым кодексом Республики Беларусь (второй порядок). Во-вторых, это государственная поддержка, целью оказания которой является улучшение финансового состояния организаций, банкротство которых угрожает негативными социальными и экономическими последствиями. Предоставление такой государственной поддержки предлагается сохранить на основе действующего индивидуального подхода (третий порядок).

Как отмечалось выше, приоритетным к использованию является программный подход предоставления государственной поддержки, однако применение данного подхода ограничено: его использование возможно только в отношении государственной поддержки, целью которой является инновационное развитие организаций. Мировая практика и проведенный в работе анализ указывают, что налоговые формы селективной государственной поддержки объективно являются составной частью налоговых правоотношений, поэтому обоснован их перенос в сферу налогов.

Такие виды государственной поддержки, как отсрочки, рассрочки уплаты налогов и налоговый кредит, позволяют предприятиям только преодолевать временные финансовые трудности и не могут обеспечить решения кардинальных задач технического перевооружения производств. В этой связи целесообразно перевести изменение законодательно установленных сроков уплаты налогов (отсрочку, рассрочку и налоговый кредит) в сферу налоговых правоотношений, классифицировав его в качестве способа исполнения налоговых обязательств, а не как меру государственной поддержки.

Именно такой порядок применяется в других странах, включая Российскую Федерацию. Аналогичный порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей применяется таможенными органами Республики Беларусь. Это позволит также обеспечить действенный контроль за соблюдением условий предоставления отсрочек, рассрочек уплаты налогов, налогового кредита, так как контроль за соблюдением условий их предоставления будет осуществлять орган, принявший решение об оказании такой государственной поддержки — орган, в первую очередь заинтересованный в соответствии с возложенными функциями в исполнении плательщиком налоговых обязательств, а также владеющий достоверной информацией о складывающейся ситуации по обеспечению доходной части бюджета, а отсюда — и о возможных объемах предоставления государственной поддержки в указанных формах без критической нагрузки на бюджет, а также снизить нагрузку на иные республиканские органы государственного управления, принимающие участие в подготовке решений об оказании государственной поддержки.

Предлагаемый механизм реализации государственной поддержки на основе дифференцированного подхода позволит реализовать его преимущества.

Механизм распределения государственной поддержки среди претендующих организаций в порядке налоговых правоотношений предлагается установить аналогично порядку предоставления отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей таможенными органами в соответствии со статьями 255-259 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В настоящее время для оценки эффективности селективной государственной поддержки, оказанной на разные цели (предупреждение экономической несостоятельности /банкротства/ и реализация инвестиционных проектов), применяются один и тот же порядок и одинаковые показатели эффективности, что не учитывает специфики использования средств государственной поддержки.

Система показателей оценки эффективности государственной поддержки предприятий должна включать количественные и качественные данные: налогово-бюджетные, народнохозяйственные, состояния предприятий, социально-экономические показатели. Между ними существует строгая логическая связь.

Предлагаемая система информационно-аналитического  обеспечения  оценки эффективности государственной поддержки учитывает дифференцированный подход к оказанию государственной поддержки, чем обеспечивает условия для достоверной оценки эффективности селективной государственной поддержки, за счет:

  • — определения для показателя «интегральный бюджетный эффект» видов доходов и расходов бюджета в зависимости от вида государственной поддержки и подхода, на основе которого она оказывается;
  • — определения сферы применения показателей оценки эффективности в зависимости от подхода, на основе которого предоставляется государственная поддержка, поскольку представленные показатели имеют ограничения по их использованию в зависимости от указанного критерия.

Модель системы информационно-аналитического обеспечения оценки эффективности государственной поддержки может быть представлена схематично.

Предложенное определение сферы применения показателей оценки эффективности государственной поддержки в зависимости от подхода, на основе которого предоставляется государственная поддержка, позволяет учитывать особенности отдельных ее видов и цели оказания, что создает условия для достовер-ной оценки эффективности государственной поддержки, оказанной на основе дифференцированного подхода.

Разработанный механизм дифференцированного подхода к оказанию селективной государственной поддержки в Республике Беларусь по сравнению с действующей в настоящее время системой позволит:

  • — в большей мере обеспечить гармонизацию государственной поддержки с требованиями вТО;
  • — оптимизировать структуру селективной государственной поддержки: сократить масштабы государственной поддержки, оказываемой на основе индивидуального подхода (в 2,5 раза снизить расходы бюджета, направляемые на такую государственную поддержку, и более чем в 3 раза — количество организаций, которым она предоставляется);
  • — уменьшить количество видов селективной государственной поддержки (при этом они будут фактически сохранены, но в качестве инструментов налоговых правоотношений);
  • — усовершенствовать порядок анализа эффективности государственной поддержки;
  • — повысить достоверность учета получателей государственной поддержки и ее объемов;
  • — сконцентрировать государственные средства на приоритетных направлениях;
  • — снизить искажающее влияние селективной государственной поддержки на распределение экономических ресурсов и конкурентную среду.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *