Государственные закупки товаров и государственный заказ

Одной из наиболее важных и комплексных проблем в сфере государственных закупок является выбор оптимальной процедуры для их осуществления. Анализ мировой практики позволяет выявить несколько под-ходов к определению наиболее эффективной классификации процедур закупок, к основным из которых можно отнести следующие:

  1. Без учета вида закупаемых благ, или общий;
  2. С учетом вида закупаемых благ, или дифференцированный.

В рассматриваемом контексте под благами понимаем объекты или результаты экономической деятельности, которые удовлетворяют потребности государства для выполнения своих функций.

Согласно первому подходу выбор процедуры закупки зависит только от первоначальной стоимости закупаемых благ вне зависимости от их вида. Второй подход к классификации процедур основан на различных характеристиках закупаемого блага, рынка данного блага, институциональных условиях этого рынка или характеристиках заказчика.

Согласно первому подходу функционирует, к примеру, сфера государственных заказов России, поскольку законодательство не разделяет процедуры и ценовые пороги по видам благ. При этом госзакупочное законодательство ЕС является ярким представителем второго подхода, разделяя все блага на рынке государственных закупок на классические и неклассические секторы, а ценовые пороги при этом различаются и по видам благ: для товаров, работ, услуг.

Законодательное регулирование различных видов благ обычно различается, причем в первую очередь это касается используемых процедур и первоначальной суммы контракта.

Например, в Канаде пороговый уровень конкурсных закупок товаров на сумму до 5000 долл. осуществляется через прямой заказ министерств и ведомств, свыше 5000 долл. — через специализированный орган — Департамент общественных работ и правительственных услуг Канады (ДОРПУ, Department of Public Works and Government Services Canada), если стоимость контракта оценивается в 100 тыс. долл. и более, то используется запрос предложений с соответствующей оценкой, выбором среди предложений. Услуги, как правило, закупаются госорганами самостоятельно. При этом пороговый уровень электронных закупок — до 25 тыс. долл., но для архитектурных и инженерных работ, консалтинговых услуг и услуг, связанных с недвижимостью — до 76,5 тыс. долл., а для строительных услуг — до 100 тыс. долл. Подобный подход характерен для многих развитых страны (Англия, Япония, США, стран ЕС и др.).

Рассмотрим данный вопрос более детально, основываясь на примере ЕС, где эта сфера регламентируется следующими директивами:

  • Директива 2004/18/ЕС от 31.03.2004 г. о закупке товаров, работ и услуг в «классических секторах». Она применяется в отношении контрактов на совершение работ, поставку товаров и предоставление услуг, превышающих определенный порог.
  • Директива 2004/17/ЕС от 31.03.2004 г. о закупках товаров, работ и услуг в таких «неклассических секторах», как водоснабжение, энергосбережение, транспортные и почтовые услуги.

По мнению российских экспертов, нечеткая регламентация выборапроцедур для закупки благ, не входящих в список аукционных товаров, создает стимулы для оппортунистического поведения заказников: искажения параметров заказа, что, как следствие, ведетккорругщии.

Вместе с тем следует отметить, что мировой опыт свидетельствует о дискуссионно с-ти вопроса о включении в данный вид процедур различного рода услуг ввиду их нестан-дартизованности и необходимости контроля качества.

В Беларуси подход к классификации Выбора процедур схож с российским, поскольку (согласно ныне действующему Указу № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» 17 ноября 2008 г.) выбор той или иной процедуры государственной закупки основан на ее ориентировочной стоимости.

Если на рынке присутствует источник дополнительной объективной информации, например, созданы механизмы добровольной сертификации поставщиков, заказчик может провести закупку через открытый аук-цион первой цены, включив, например, наличие сертификата в техническое задание. Если на рынке нет такого источника информации, заказчик должен провести предква-лификацию поставщиков, оценив их производственные возможности и репутацию на рынке самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Кроме того, заказчик может включить оценку качественных параметров блага в процедуру отбора поставщика.

Пример доверительного блага — образовательные услуги. Качество их воспринимается разными категориями экономических агентов по-своему. Проведение закупок доверительных благ требует введения большей свободы заказчика в определении своих нужд и правил проведения конкретной процедуры. В большинстве случаев проведение конкурса может быть более эффективным, чем аукциона с включением информации о предквалифи-кации поставпгиков.

Итак, в действующей белорусской практике в настоящий момент используются следующие виды институтов: конкурс (открытый, закрытый, двухэтапньгй), конкурс-редукцион, запрос ценовых предложений, конкурентный лист. Более глубокий анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии учета особенностей поставляемых благ при определении способа размещения заказа. В частности, способ запроса ценовых предложений, предусматривающий оценку исключительно цен, используется при поставке благ на сумму менее 1000 БВ, однако если поставляемое благо относится к категории опытного или доверительного, применение способа запроса ценовых предложений может привести к поставке продукции ненадлежащего качества или несоответствующего потребностям заказчика ассортимента.

С другой стороны, при закупках доверительных благ в качестве реального добросовестного поставщика, способного предоставить качественный товар (работу, услугу), отвечающий всем требованиям заказчика, зачастую могут выступить не более 1-2 организаций.

В соответствии с действующим законодательством многие из подобных закупок тем не менее вынуждены проводиться через процедуры открытого конкурса. На практике в данных случаях имеют место различные виды сговоров и оппортунистического поведения поставщиков, а контракт может достаться поставщику, неспособному максимально эффективно с ним справиться. Чтобы отсечь недобросовестных участников, также требуются дополнительные затраты ресурсов, в частности, немалые затраты рабочего времени сотрудников.

А в случае, если государственный заказчик осуществляет закупку исследуемых благ, применяя, к примеру, открытый конкурс, то такая закупка неизбежно приведет к неэффективному перерасходованию бюджетных средств на проведение более дорогостоящей процедуры и невосполнимой потере времени.

Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод, что для закупки инспекционных благ наиболее целесообразно применение аукциона, при закупке экспериментальных благ — аукцион, в том числе с предквалификационным отбором, конкурс, переговоры. Доверительные блага должны поставляться в рамках конкурсного отбора с предварительным квалификационным анализом заявок участников.

Кроме всего вышесказанного, особое внимание следует уделить аукционам, проводимым в электронной форме. В свете рассматриваемой проблемы очевидно, что для исследуемых благ, которые являются стандартизи-рованными товарами, а также экспериментальных благ, качество которых подтверждается действующими на рынке институтами (например, сертификации), наиболее оптимально применение аукциона в электронной форме, поскольку именно такая процедура способствует определению поставщика с наилучшим ценовым предложением, при наивысшей прозрачности и доступности, что существенно снижает коррупционные риски и увеличивает экономию бюджетных средств.

Кроме рассмотренных нами свойств качества благ и издержек на определение качества, на выбор процедуры закупки могут влиять многие другие параметры: первоначальная стоимость контракта, срочность, характеристики рынка и т.д.

Первоначальная стоимость закупки. Мелкие закупки традиционно выводятся из поля регулирования, особо крупные, наоборот, привлекают пристальное внимание государства и общества и нуждаются в четкой регуляции. Большая первоначальная стоимость контракта, как правило, создает сильные стимулы для коррупции, поэтому такие закупки, как правило, проводят по наиболее конкурентной из возможных процедур.

Срочность. Если заказчику необходимо решить неотложную задачу путем проведения закупки, негативные последствия от задержек перевешивают негативные последствия от возможной коррупции. Поэтому такие закупки, как правило, проводят по наиболее быстрой из доступных процедур — закупке у единственного поставщика. Вместе с тем при эффективном планировании возможно заключение рамочного контракта, в соответствии с которым заранее выбранный по конкурентной процедуре поставщик может осуществить срочную поставку.

Характеристика рынка. Рынок того или иного вида благ неоднороден, на нем может наблюдаться отсутствие достаточного количества потенциальных поставщиков необходимой квалификации. Проводить аукцион на рынке, где зачастую может выступить не более 1-2 организаций, здовлетворяющих требования заказчика, нецелесообразно. Однако разграничение структур рынка, соответствующих той или иной проблеме, относительно и создает стимулы для оппортунистического поведения заказчика, а потому имеет смысл при точечной организации особо крупных закупок.

Кроме того, авторская позиция, основанная на теоретических и эмпирических (отечественной Практики госзакупок) предпосылках, заключается в нецелесообразности применения в белорусской практике такой процедуры, как конкурентный лист. Подобная процедура не используется как в развитых странах, так и в странах СНГ ввиду минимального экономического смысла.

Таким образом, отсутствие теоретических разработок в отечественной госзакупочной практике по проблемам определения классификации благ по их видам, выбора оптимальной процедуры поставки благ создает условия неопределенности. В этой связи принимаются законодательные решения, реализация которых существенно снижает (с экономической точки зрения) функционирование системы государственных закупок, а представленные в исследовании результаты по выбору оптимальной процедуры осуществления государственных закупок могут быть использованы при разработке нового проекта закона о государственных закупках.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *