Информационные аспекты повышения эффективности внедрения новшеств в условиях глобализации

Глобализация также обусловила и коренные изменения в экономической теории, в частности, изменила концепцию потребителя. Маркетинговый девиз «потребитель — король» касается сегодня не только товаров и услуг. Потребитель информации тоже предъявляет свои требования к этому ресурсу.

Интернет сегодня самый простой и доступный источник разнообразной информации. В этом есть свои плюсы и минусы. Любой человек в сети ищет конкретную, необходимую ему информацию. Однако при поиске информации о патентовании идеи или новшества на белорусских сайтах сталкиваешься с серьезными трудностями. Такая информация практически отсутствует. Вместо ссылок на официальные сайты, например, Национального центра интеллектуальной собственности, получаешь ссылки на форумы и статьи.

Существующие на данный момент официальные сайты плохо прописаны в поисковых системах, т.е. не проиндексированы. Недоступность информации о новшествах сдерживает развитие инноваций. Для существенного скачка в развитии инноваций недостаточно рекламного ролика в СМИ, в котором говорится о преимуществах и необходимости их внедрения.

Еще в 30-е гг. прошлого столетия австрийский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер ввел понятие «инновации». Однако до сих пор в ученом мире не сложилось единого определения этого понятия: встречаются разные мнения, различные классификации инноваций.

В связи с этим продолжаются и поиски оптимальной схемы классификации инноваций.

В современной специальной литературе по этой теме можно выделить два основных направления: интеллектуальная собственность и законодательная база управления ею и собственно инноватика. Представители первого направления исследуют проблемы интеллектуальной собственности и ее роли в социально-экономическом развитии общества, законодательные аспекты охраны объектов промышленной собственности, защиты авторских прав, лицензионных договоров, интеграции в международную систему управления интеллектуальной собственностью.

Вопросы управления инновационным процессом также не остаются без внимания. Совершенствуется логистика инновационных процессов, организационные элементы и методы инновационной деятельности, исследование инновационных возможностей предприятия, оценка чувствительности предприятия к инновациям, управление затратами инновационной деятельности, формы и методы финансирования инновационных проектов, управление инновационными преобразованиями, инновационное международное сотрудничество.

Но на данный момент необходим информационно-технологический инструментарий, позволяющий объединить и систематизировать накопленные знания в области инноваций, заставить их работать на экономику страны.

Поэтому автор считает весьма актуальной задачу использования информационных технологий и автоматизации инновационной деятельности физических и юридических лиц в решении задач повышения эффективности использования интеллектуальной собственности.

Несмотря на большие перспективы для развития инновационного бизнеса в республике, темпы его снижаются. За последние годы существенно сократилось количество запатентованных изобретений и промышленных образцов. Серьезным препятствием является практически полное отсутствие рынка инновационных проектов.

Задача исследования автора заключалась в изучении возможностей создания интернет-базы данных о новшествах и инновационных проектах. В результате выявлена необходимость создания официального Web-сайта с доступом к базе данных о новшествах и с возможностью их поиска по различным параметрам.

В основу разработки сайта могут быть положены потребности в информации предприятий, организаций на различных стадиях управления проектами. Исходя из концепции Project Management предлагаем схему ин-формационных потоков на различных этапах управления проектами, которую можно заложить в основу разработки контента сайта.

Рассмотрим, например, некоторые этапы прединвестиционной фазы жизненного цикла проекта, на которых необходима различная информация, которую было бы желательно найти на официальном Web-сайте с доступом к базе данных о новшествах и иной полезной информации.

Например, на этапе маркетинговых исследований существует потребность в информации о рынке новшеств, а на этапе реализации — наоборот, предложение проекта на этом рынке.

Активизировать инновационную деятельность в стране можно за счет привлечения в эту сферу иностранного венчурного капитала, средств предприятий и коммерческих банков. Следовательно, необходим и англоязычный вариант сайта, где инновационные проекты в Беларуси выглядели бы привлекательно для иностранных инвесторов.

В основу поиска по сайту можно положить классификатор новшеств и инноваций, позволяющий кодировать новшества, что позволит автоматизировать и ускорить процесс нахождения и отбора информации.

Кроме того, сайт должен иметь и упрощенный вариант подачи информации, содержать ссылки на консультационные фирмы, которые могут помочь оформить идею документально. Для успешной деятельности в различных сферах человеку необходимо генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

С развитием науки и техники появление новых идей становится все более важным. Удобный пользовательский интерфейс, содержащий информацию для обывателей, позволит решить и эту проблему. Пока же перечисленные информационные потребности у нас практически не удовлетворяются.

Создание официального Web-сайта с полной конкретной информацией о новшествах, инновационных проектах, результатах их внедрения и иной полезной информацией дало бы существенный толчок развитию инноваций в Республике Беларусь. Создание такого сайта возможно и необходимо осуществлять на основе имеющихся официальных сайтов государственных учреждений республики, например, Национального центра интеллектуальной собственности (belgospatent.by), основываясь на принципах преемственности.

По-прежнему острой остается проблема использования интеллектуального потенциала для развития экономики страны.

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. Приоритет должен быть отдан активизации инновационной деятельности в базовых наукоемких отраслях народного хозяйства.

Инновации — реальный национальный ресурс, который может обеспечить быстрый рост экономики, суверенитет страны и национальную безопасность при наличии адекватного государственного воздействия и поддержки. Активизация инновационного процесса, как свидетельствует зарубежный опыт, требует активного участия государства.

Можно полагать, что в XXI в. лидерство будет принадлежать тем нациям, которые смогут заработать капитал на технологических инновациях, причем лидерами будут те, у кого скорость их внедрения будет наибольшая. Способностью нации к решению этих проблем будет предопределяться уровень социально-экономического и интеллектуального развития общества. Ведь XXI век принадлежит экономическим системам качественно нового технологического уровня, главным ресурсом которых становится интеллект. В лидеры выходят страны, имеющие лучших ученых и эффективно использующие их достижения в сфере инновационных технологий.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *