Инкассация денежных средств банков

Обеспечение перевозки и сохранности ценностей долгое время было заботой тех, кто ими владел. Вплоть до революции 1917 г. в России не было специальной службы для сбора денежных средств и доставки их в банк. Купцы, например, обеспечивали охрану торговых караванов своими силами, для чего содержали или нанимали дружины. Правда, наемники часто не только охраняли, но и похищали ценности, которые подряжались охранять.

С развитием производства, торговли, банковской системы появилась потребность в инкассации. Сначала в качестве инкассаторов выступали приказчики или обычные полицейские, для охраны которых нанимали еще и частных сторожей. Ценности перевозились на обычных пролетках.

После Октябрьской революции 1917 г. в условиях Гражданской войны, экономической разрухи и бандитизма вопрос перевозки денег встал с особой остротой, в связи с чем 18 ноября 1918 г. было принято Постановление Совета Народных Комиссаров (далее — СНК) «По вопросу о вооруженных грабежах и налетах в Москве». Данным документом предписывалось: «Вменить в обязанность Комиссариату финансов организовать работу Народного банка так, чтобы во всех учреждениях Народного банка и Казначействе был достаточный запас денежных знаков, и потому не было надобности перевозить деньги с артельщиками».

Однако эта мера не решала проблемы обеспечения безопасности перевозки ценностей. В январе 1918 г. вышло очередное подписанное Лениным распоряжение СНК «Об установлении контроля за доставкой денег на места», которое обязывало «…при всякой отправке денег принимать все меры к тому, чтобы деньги действительно доходили до места своего назначения. Следить за отправляющимися денежными поездами по телеграфу, справляясь на всех уз-ловых станциях». Эти меры также были малоэффективны. Службы, которая могла обеспечить сохранность денег при перевозке, не было, и в конце концов функции инкассации были возложены на Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию (далее — ВЧК).

Затем в системе Народного Комиссариата внутренних дел были созданы подразделения фельдъегерской связи, занимавшиеся в том числе и инкассацией. Эта служба имела многовековую историю и сложившуюся процедуру доставки корреспонденции и поэтому определила многие принципы работы службы инкассации.

Фельдъегерский корпус был создан специальным Указом Императора Павла I в 1796 г. Уже тогда к кандидатам на службу в корпусе предъявлялись определенные требования: в него набирали унтер-офицеров лейб-гвардии ростом не ниже 1 метра 70 сантиметров, «благообразной внешности», со знанием иностранных языков и хорошими манерами. Штатное расписание корпуса состояло из офицеров и егерей. В самом первом штате корпуса был один унтер-офицер и 18 егерей. Принципы работы в основном не изменились и до сегодняшнего времени, например, местоположение курьера и корреспонденции при перевозке (курьер должен находиться на заднем сиденье машины). Еще Указом Императора запрещалось брать попутчиков и употреблять спиртные напитки. Фельдъегерский экипаж стал первой «мигалкой» на почтовом тракте, так как колокольчик под дугой при въезде на главный почтовый тракт разрешалось иметь только фельдъегерскому экипажу. Все же остальные при выезде на такую трассу должны были подвязывать свои колокольчики и уступать курьерской тройке дорогу.

Имелись и четкие сроки доставки корреспонденции из столицы на окраины, которые были лично установлены уже Николаем I. За доставку пакета с опережением графика следовало вознаграждение до 300 руб., а за опоздание — гауптвахта и понижение в должности.

Послеоктябрьской революции 1917 г. Фельдъегерский корпус оказался практически единственной службой, которая была сохранена большевиками. Его преемником стала Служба внешней связи Всероссийского главного штаба, которая с 1920 г. стала называться Фельдъегерским корпусом РККА, а с 1924 г. — Фельдъегерским корпусом ОГПУ СССР.

В 1921 г. в структуре ВЧК была создана фельдъегерская связь, которая выполняла функции военно-курьерской правительственной связи. С этого времени и вплоть до 1939 г. курьеры этой службы осуществляли и инкассацию денег, алмазов, драгоценностей. Фельдъегери 1920-х гг. использовали все виды транспорта, а в Средней Азии — даже верблюдов и лошадей, в тайге и горах были пешие маршруты. Но самым распространенным курьерским транспортом была гужевая повозка, которую со временем стали оснащать пулеметом «Максим», чтобы обезопасить себя и перевозимые ценности от грабежей. Уже тогда сложился определенный порядок и принципы инкассации. Бригада состояла из четырех человек: кучера и трех инкассаторов, которые располагались таким образом, чтобы иметь максимальный круговой обзор. Бригада должна была быть психологически совместимой, так как работа предполагала полное доверие и надежность.

Попутно создавалась и нормативная база, регламентировавшая порядок перевозки ценностей. Так, в декабре 1937 г. была утверждена Инструкция службы фельдъегерского и экспедиторского состава, в которую входили разделы: «Порядок перевозки, приема и сдачи денежных сумм и ценностей», «Порядок сопровождения ценностей в вагонах Госбанка», «Порядок инкассации денежных сумм». Приказом НКВД СССР от 25 августа 1938 г. № 00560 была утверждена Инструкция фельдъегерскому составу о доставке ценностей в вагонах Госбанка, где регламентировались вопросы приема ценностей в кладовые Госбанка, организации их перевозки, погрузки и разгрузки в спецвагоны, охраны в пути и заполнения соответствующих форм отчетности.

Немало человеческих трагедий разыгралось в процессе выполнения фельдъегерями своих обязанностей. Много подвигов было совершено работниками службы при защите правительственной корреспонденции и государственных ценностей. Документы свидетельствуют о героизме фельдъегерей, проявленном при защите государственных ценностей. От рук бандитов погиб фельдъегерь П.Г. Самодумов, доставлявший 40 килограммов золота. Ему на месте гибели установлен обелиск и его именем названа улица в поселке Ленинский в России.

Даже в мирные 30-е и 40-е гг. продолжались нападения бандитов на курьеров, перевозивших ценности. К примеру, 9 января 1938 г. было совершено нападение на фельдъегеря Лежского РО УНКВД Вологодской области А.Д. Егорова. Первую атаку бандитов он сумел отбить, но бандиты отобрали повозку у ехавших следом граждан, атаковали повторно и продолжали преследовать. Отстреливаясь, фельдъегерь сумел добраться до ближайшей деревни Паекратово, где ему на помощь пришла милиция. За про-явленое мужество А.Д. Егорову приказом НКВД СССР была объявлена благодарность с выдачей месячного оклада содержания. Лишь к 1939 г. статистика нападений постепенно пошла на убыль, и руководство НКВД СССР заявило о полном прекращении бандитизма на территории Советского Союза.

Несмотря на то, что эта работа была сопряжена с постоянным риском для жизни, выполнялась в самых разнообразных, часто тяжелых и опасных условиях, сопровождалась постоянным психологическим стрессом и огромной ответственностью, фельдъегерская служба успешно справлялась с поставленными перед ней задачами по обеспечению сохранности государственных ценностей и своевременной доставке их по назначению.

Поэтому закономерно, что в 1936 г. Правление Государственного банка СССР в письме по поводу 15-летия организации фельдъегерской службы ее работу по инкассации и перевозке ценностей оценивало следующим образом: «За истекший период работы фельдсвязью было перевезено ценностей на много миллиардов рублей и грузоподъемностью, исчисляемой тысячами тонн. Перевозка банковских ценностей всегда носила и носит срочный характер и требует особой быстроты и четкости в работе аппарата фельдсвязи. Работники фельдсвязи, сознавая огромное значение Госбанка как центрального эмиссионного института, питающего денежными средствами всю хозяйственную жизнь страны, выполняли поручения Правления Госбанка и его филиалов всегда с должной четкостью и аккуратностью.

Только благодаря успешной работе фельдсвязи Госбанк мог своевременно перебросить необходимые суммы денежных средств для осуществления задач, стоящих перед народным хозяйством нашей страны. Работникам фельдсвязи нередко приходилось и приходится выполнять свою работу по перевозке банковских ценностей в тяжелых условиях Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, пограничных пунктов и других не менее важных районов, не щадя при этом своей личной жизни. Правление Госбанка отмечает, что каждый в отдельности фельдъегерь, выполняя возлагаемые на него обязанности, считал себя зорким человеком на посту охраны финансовых интересов Советской страны в целом» (текст и орфография сохранены полностью — прим. автора).

Несмотря на успешную деятельность фельдъегерской связи НКВД и ее местных подразделений, постепенно в ее недрах вызревали процессы, свидетельствовавшие о необходимости коренной реорганизации службы. Самой главной причиной было то, что к концу 1930-х гг. служба постепенно стала утрачивать первоначальный смысл своего назначения — доставку особо важной корреспонденции высших органов государственной власти, обросла второстепенными функциями, в связи с чем в 1939 г. и была проведена ее реорганизация.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *