Инновационная система, деятельность и развитие как факторы формирования передовой экономики
Во многих странах СНГ значительно выросла доля добывающей промышленности и топливно-энергетических отраслей в структуре их национальных экономик, при резком снижении машиностроения, доля которого в промышленном секторе экономики отдельных государств-членов СНГ сократилась в 1,5-2 раза. В то же время после выхода из продолжительного экономического кризиса 1990-х годов в начале XXI в. во многих странах СНГ, в первую очередь в России, были приняты нормативно-правовые документы по инновационному развитию. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. констатируется, что «экономический рост… достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал».
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Существует достаточно много определений понятия «инновационная система». В частности, с точки зрения экспертов ОЭСР, НИС — это совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах определенного государства, создание которых, в свою очередь, зависит от финансирования НИОКР. В России в принятом в 2005 г. руководстве «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденном председателем Правительства РФ, отмечено, что политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.
В Беларуси, как определено в нормативно-правовых документах республики, «национальная инновационная система представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь».
В России были также приняты в 2002 г. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», в 2006 г. — «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) и ряд других нормативно-правовых актов. Вместе тем выполнение данных документов оставляет желать лучшего. Так, в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора, на что из федерального бюджета потрачено 863 млн руб. Но никаких данных об их результативности, хотя бы по количеству новых рабочих мест, не приводится. Нет и оценок эффективности институтов развития: Российской венчурной компании, Внешэкономбанка, «Роснано».
В настоящее время в стране обсуждается Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., подготовленный Минэкономразвития. Методологически, как отмечает зам. Главного ученого секретаря Президиума РАН В.В. Иванов, разработчики инновационной политики исходят из теории свободного рынка и минимизации участия государства в его функционировании, отказа от активной промышленной политики, что вообще противоречит мировой тенденции усиления роли государства в кризисные периоды развития мировой экономики.
Именно вследствие данных обстоятельств, по мнению многих российских и зарубежных ученых, российская экономика до настоящего времени остается в тяжелом положении. Доходы от экспорта природных ресурсов, составлявшие около 60 млрд долл. в год, не были использованы для структурной перестройки экономики на новой технологической основе. Так, доля экспорта машин и оборудования в развитые страны значительно сократилась за последние 20 лет. Российский экспорт высокотехнологических товаров (ВТТ), по данным Росстатата, в 2009 г. составил только около 7,8 млрд долл. США, т. е. порядка 2,6% в товарной структуре экспорта России. По величине экспорта ВТТ Россия находится в середине четвертого десятка стран, на одном уровне с Португалией, Норвегией, Турцией и Бразилией. Доля страны в мировом экспорте ВТТ составляет всего лишь около 0,43%, причем не меньше 1⁄3 в ней приходится на продукцию военного назначения. Это положение является прямым следствием того обстоятельства, что НИС в РФ в настоящее время практически не функционирует. По данным РАН, по государственным расходам на НИОКР на душу населения (86 долл.) Россия отстает от лидеров в 4-5 раз, а по частным расходам (40 долл.) — в 15-20 раз. Китай по уровню подушевых расходов частного сектора на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию. В России крайне низкий уровень затрат на одного научного исследователя. По этому показателю Россия в 3 раза отстает от среднемирового показателя. Так, в 2009 г. расходы на НИОКР составляли лишь немногим более 1% ВВП (минимальный уровень в ЕС установлен в 2%).
Российская наука пока еще плохо адаптирована к рыночной среде и недостаточно ориентирована на потребности национальной экономики. Только менее 5% зарегистрированных изобретений становятся объектами коммерческих сделок, а в хозяйственный оборот поступают лишь 1% результатов научно-технической деятельности. Более 70% российских изобретений направлены на поддержание или незначительное усовершенствование устаревшей техники.
Таким образом, «призывы, планы, проекты, разрабатывавшиеся в недрах правительственных кабинетов, как признают сами первые лица государства, оставались и остаются на бумаге, и за те годы, которые прошли со времени объявления курса на «инновационное развитие», практически ничего существенного не сделано. В результате деиндустриализация, о которой уже говорилось, идет полным ходом, а уродливое, неравновесное состояние национальной экономики продолжает сохраняться и даже усугубляться». Среди мер, которые предпринимаются российским правительством для восстановления высокотехнологического сектора экономики, можно отметить проект иннограда в Московской области — Сколково.
В настоящее время становится ясно, что проблемы перехода к инновационной модели развития экономики как Россия, так и страны СНГ самостоятельно решить не смогут. Поэтому Россия, в первую очередь, должна быть заинтересована в возобновлении прерванных научных, образовательных и технологических связей с бывшими советскими республиками СНГ, т. е. в координации деятельности их НИС.
По мнению автора, инновационное сотрудничество стран СНГ находится на достаточно низком уровне вследствие того обстоятельства, что их экономики имеют в основном экспортно-сырьевую направленность, в сохранении которой заинтересованы как развитые страны, так и влиятельные группы политической и экономической элиты данных стран.
Инновационное сотрудничество в данном интеграционном объединении в настоящее время в самом общем виде определяется Стратегией экономического развития СНГ до 2020 г., которая была утверждена 14 ноября 2008 г. на заседании Совета глав правительств СНГ в Кишиневе. В данном документе отмечается необходимость формирования межгосударственного инновационного пространства, что позволит осуществить реализацию научно-технического и образовательного потенциала государств -участников СНГ для обеспечения к 2020 г. их ведущих позиций на мировом рынке по некоторым видам высокотехнологической продукции. Предполагаются развитие стран СНГ в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных и возобновляемых видов топлива и энергии, а также высокотехнологических транспортных систем. Этапы реализации Стратегии: первый этап — 2009-2011 гг.; второй этап — 20122015 гг.; третий этап — 2016-2020 гг.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дезинтеграционные тенденции в СНГ, инициируемые США и некоторыми странами ЕС, также оказывают негативное воздействие на инновационную деятельность. В условиях мирового экономического кризиса данные отрицательные факторы выходят на первый план в инновационном сотрудничестве.
С целью активизации инновационной деятельности в 2001 г. была принята Концепция межгосударственной инновационной политики государств-участников СНГ на период до 2005 г., в которой разработаны и указаны меры по преодолению данных негативных тенденций. Однако, как отмечалось в обосновании нового проекта межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г., «возможности развития сотрудничества в инновационной сфере, создание конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации межгосударственных документов в полной мере реализованы не были». Следует отметить, что в последние десятилетия в странах с развитой экономикой доля ВВП на затраты на науку составляет 2,5-3%, а в странах СНГ этот показатель в среднем снизился до 0,3-0,4% ВВП и сравним только с показателем в отдельных странах третьего мира, и эта тенденция по-прежнему сохраняется.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Ведущую роль в инновационном развитии современной мировой экономики играют развитые страны: на них приходится более 90% мирового научного потенциала и около 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого значительно превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Если соотнести мировой рынок высоких технологий (это около 3 трлн долл. США) и рынок энергетических ресурсов (около 700 млрд долл. США), то разница составит чуть больше, чем четыре раза. До 2020 г. прогнозируется рост объема рынка высокотехнологической продукции до 10-12 трлн долл. США, а рынка энергетических ресурсов — до 1,2 трлн долл. Следовательно, соотношение составит 10:1.
Вот почему развитые страны, используя ресурсы национальных инновационных систем (НИС), сегодня делают ставки в основном на освоение мирового рынка высоких технологий. В настоящее время они приступили к созданию конкурентоспособной и инновационной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями развития, в частности, в ЕС становятся научно-техническая, инновационная и образовательная деятельность. Конкретно такой подход находит отражение в реализации в соответствии с Рамочной программой НИОКР программы по конкурентоспособности и инновациям в ЕС (2007-2013 гг.). Целью инновационной политики в данном случае является создание единого Европейского исследовательского и инновационного пространства с учетом будущего расширения ЕС.
Таким образом, развитые страны не только пытаются сохранить свое положение в мировой экономике, но и существенно усилить влияние на мирохозяйственные процессы благодаря созданию и развитию НИС. Необходимо отметить, что инновационную модель экономики сумели создать и некоторые новые индустриальные страны. В настоящее время активно развивают фундаментальную и прикладную науку Индия и Китай и ожидается, что к 2020 г. они достигнут паритета с США в инновационной сфере. Роль инноваций и технологий в экономическом развитии столь велика, что эксперты Национального разведывательного совета США в своем докладе отдельный раздел посвятили анализу технологических прорывов к 2025 г.
Ситуация в странах СНГ прямо противоположная: после распада Советского Союза инновационное развитие экономики в новых государствах, в том числе и России, было свернуто, финансирование научных исследований практически не осуществлялось, приобрела гигантские масштабы «утечка умов». В результате инновационный потенциал стран СНГ начал значительно уступать развитым странам. Это было обусловлено такими объективными причинами, как различие геополитических и геоэкономических целей развития стран-участниц СНГ; смена ими приоритетов во внешнеэкономической деятельности и сокращение взаимной торговли; усиление различий между странами СНГ по уровню социально-экономического развития; рост внешнего долга по отношению к России и развитым странам и др.
В связи с отмеченными обстоятельствами СНГ свойственна реализация моделей «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции. Она находит свое проявление в создании и функционировании внутри Содружества ряда субрегиональных объединений, в первую очередь таких, как Союзное Государство России и Беларуси, Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которых Россия является центральной и наиболее значимой в политическом и экономическом отношениях державой.
Препятствуют инновационному развитию стран СНГ такие негативные явления, как высокий уровень коррупции вследствие несовершенства законодательно-правовой базы; непрозрачность экономической деятельности; неблагоприятный инвестиционный климат; невысокая политическая и экономическая стабильность; несовершенство механизмов государственно-частного партнерства и др.
Вместе с тем следует отметить, что страны СНГ обладают всеми возможностями для решения задач инновационного развития, в частности они имеют: гигантские запасы природных ресурсов; достаточно развитую транспортную инфраструктуру; высокий уровень инновационной деятельности в ОПК и смежных с ним гражданских отраслях промышленности; значительный научно-технический потенциал и квалифицированные научные кадры; высокий уровень высшего образования и др. Именно поэтому для активизации инновационной деятельности на территории СНГ Советом глав правительств (СГП) СНГ 14 ноября 2008 г. было принято решение о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. (впоследствии переименована в Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.).
Решением СГП СНГ от 21 мая 2010 г. национальным заказчиком и координатором данной программы от России является Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Принимает участие в разработке данной программы и Федеральное агентство по науке и инновациям. Головным разработчиком Программы, по решению Экономического совета СНГ от 17 июня 2010 г., стал Государственный университет — Высшая школа экономики. В реализации программы согласились участвовать Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Украина и Таджикистан.
Данная программа является одним из основных инструментов реализации Стратегии экономического развития СНГ до 2020 г.
Проект Программы рассмотрен на Экономическом совете СНГ 17 сентября 2010 г. и принят к сведению; 25 октября 2010 г. он рассмотрен и одобрен участниками Координационного совещания головного и национальных разработчиков Программы. 15 апреля 2011 г. в Ливадийском дворце в Ялте состоялось 49-е заседание Экономического совета СНГ, на котором рассмотрен вопрос о ходе подготовки Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. Предварительный проект Программы был рассмотрен на заседании Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 21 мая 2011 г. в Минске.
Главная цель данной межгосударственной программы, как указано в ее обосновании, это создание необходимых условий и предпосылок для функционирования инновационного межгосударственного пространства, обеспечивающего переход экономики государств-участников СНГ от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Кроме указанных выше документов, в СНГ разработаны и разрабатываются также и другие нормативно-правовые акты. Среди них — «Основные направления долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере», «Совместная инициатива государств-участников СНГ по стратегии развития нанотехнологий». В феврале 2009 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял решение о создании «Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества».
От результатов выполнения данных документов, программ и проектов во многом будет зависеть характер интеграции СНГ в современное мировое хозяйство. Если России и странам СНГ в целом не удастся осуществить переход к инновационной экономике, то они окончательно окажутся на периферии современной мировой экономики.
Свежие комментарии