Иностранные туристы – критерии развития международного туризма

Одним из ключевых моментов развития международного туризма в стране является привлекательность национального рынка для иностранных туристов. Для измерения туристской привлекательности региона необходимо определить ее основные критерии и их корреляцию. При изучении и измерении привлекательности дестинации обычно используются два основных метода: исследование объектов туристского интереса, непосредственно привлекающих туристов, или же изучение субъектов, которые данный интерес проявляют. Изучение аттрактивности национального рынка для иностранных туристов зависит от понятия «критерий», которое представляет собой «показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки».

Специалистами Ноттингемского научно-исследовательского института по туризму и путешествиям предложены восемь критериев туристской привлекательности региона:

  • адекватные цены;
  • наличие развитой инфраструктуры;
  • качество окружающей среды;
  • человеческий фактор; технологическое обеспечение; людские ресурсы;
  • открытость экономики; социальное развитие.

В отечественной литературе встречается классификация по четырем критериям привлекательности страны для туристов, среди которых выделяют яркие достопримечательности, отсутствие формальностей при въезде, безопасность и адекватные цены.

Предложенные трактовки туристской привлекательности национального рынка имеют веские основания и раскрывают различные стороны рассматриваемого явления, но не дают полного и содержательного представления о его сущности. В то же время для корректного отображения критериев аттрактивности непременным условием является правильное толкование самого понятия «привлекательность» и четкое представление об экономическом механизме функционирования национальной экономики на мировом рынке туризма.

Данная упрощенная схема не отображает некоторых компонентов туристского сектора, например, таких как роль государства, других внешних факторов, способных влиять на развитие отрасли. Однако она позволяет проанализировать собственно критерии привлекательности национального рынка для международного туризма и проиллюстрировать их взаимосвязи, не вызывая путаницы в понятиях и подмены одних показателей другими.

Основой туристского спроса и определяющим звеном формирования туристского бизнеса выступают туристские ресурсы, которые представляют собой совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта и наделены следующими свойствами: привлекательность, доступность, потенциальный запас, известность, необычность, сохранность, познавательная и рекреационная ценность. Как правило, туристские ресурсы подразделяют на непосредственные (унаследованные) и косвенные (созданные человеком). Однако тщательный анализ аттрактивности туристского региона требует более детального рассмотрения туристских ресурсов, которые являются основополагающими, базовыми критериями его привлекательности. Поэтому целесообразно условно выделить три группы туристских ресурсов:

  • непосредственные (природные и культурно-исторические);
  • косвенные (инфраструктурные); вспомогательные.

К природным ресурсам относятся географическое положение, климатические условия, представители флоры и фауны. Культурно-исторические ресурсы представлены памятниками архитектуры и зодчества, ремеслами,

традициями и обычаями. Косвенные ресурсы включают туристскую инфраструктуру, гостиничный и ресторанный бизнес, проведение особых мероприятий, развитие развлекательного комплекса, создание специальных магазинов и т.п. Вспомогательные ресурсы обеспечивают условия для эффективного функционирования индустрии туризма. К ним относятся: развитие инфраструктуры в целом, качество обслуживания, состояние системы образования и здравоохранения, наличие коммуникаций, средств связи, гостеприимность и открытость туристского региона.

Следующим компонентом привлекательности национального рынка являются условия туристского спроса, которые указывают своего рода направление деятельности. Как правило, в данном контексте рассматривают три основных элемента: осведомленность, восприятие и предпочтение. Маркетинговая деятельность многих стран направлена на создание позитивного имиджа, который стал бы знаком целевой аудитории и был положительно воспринимаем ею, что должно отразиться на количестве прибытий иностранных туристов и способствовать повышению конкурентоспособности региона.

Одним из наиболее эффективных инструментов в маркетинге туризма является позиционирование страны на международном рынке туризма, которое представляет собой естественное завершение рыночной сегментации и целевого маркетинга и состоит в том, чтобы создать привлекательный образ туристского региона, способствующий выделению страны из совокупности ей подобных. Так как рыночная сегментация основана на понятии, что различные туристские регионы обращаются к различным типам туристов, то, прежде всего, необходимо определиться с выбором целевых рынков, а затем непосредственно сосредоточится на привлечении потенциальных клиентов.

Если же более детально рассматривать конкретные показатели привлекательности, то следует исходить в первую очередь от целей предпринимаемых путешествий. Поскольку люди путешествуют по разным причинам, то их соответственно привлекают и разные характеристики туристского региона.

Например, если целью поездки является посещение культурно-исторических мест, то в качестве критериев привлекательности будут выступать яркие достопримечательности. А если турист посещает страну с деловыми целями, то для него главными привлекательными могут стать инфраструктурные особенности.

Туристские ресурсы, создающие основу привлекательности дестинации, и туристский спрос, определяющий в каком русле данные ресурсы могут быть использованы наилучшим образом, представляют собой первичные критерии привлекательности. Другими словами, они формируют потенциальную возможность национального рынка привлечь иностранных туристов, требования и желания которых могут быть реализованы посредством имеющихся в наличии ресурсов.

Одна из специфических особенностей международного туристского бизнеса состоит в том, что во многих случаях цель путешествия, будь-то осмотр культурно-исторических достопримечательностей, отдых на морском побережье, визит к родственникам, не требует прямых затрат. Но во время достижения цели путешествия у туриста возникают определенные потребности в услугах транспорта, размещении, питании, связанных с затратой денежных средств.

В связи с этим туристский продукт можно охарактеризовать как комплекс отдельных туристских услуг, которые делают возможным пребывание или поездку и только в совокупности могут удовлетворить потребности клиента. Туристский продукт отличается рядом характеристик, не свойственных продукту производственной отрасли: он нематериален, имеет гетерогенную сущность, не предназначен для хранения, его невозможно получить в собственность и его производство происходит одновременно с потреблением. Таким образом, очевидна взаимосвязь между наличием туристских ресурсов и созданием туристского продукта, которая характеризуется направленностью на нужды и потребности туристов и осуществляется посредством использования определенных технологий.

Поэтому сегодня актуально как никогда проведение инновационно-ориентированной политики с целью оптимального использования туристских ресурсов и максимального удовлетворения туристского спроса. Туристские инновации подразделяются на несколько видов: продуктовые (создание новых товаров и услуг); управленческие (новые формы менеджмента); технологические (новые способы создания, продвижения или использования тур продукта); организационные (реорганизация или трансформация турфирмы), и их внедрение помогает предприятиям индустрии туризма сохранять свою конкурентоспособность и предлагать туристские услуги высокого качества.

Туристское предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны поставщиков услуг и представляет собой совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые могут или намерены продать производители-продавцы. Эффективным средством конкурентной борьбы, воздействия на потребителей и освоения новых рынков сбыта является маркетинговая деятельность по продвижению национального туристского продукта, которая охватывает не только всестороннее и тщательное изучение требований потенциальных и действительных посетителей и адаптации к ним предлагаемых услуг, но и активное формирование спроса, стимулирование сбыта в целях увеличения экспорта туристских услуг, повышение прибыльности деятельности страны на мировом рынке туризма.

Состояние сбалансированности спроса и предложения в условиях рыночной экономики достигается посредством функционирования ценового механизма. На практике установление рыночного равновесия — очень сложный процесс вследствие действия ряда факторов: монополистические образования; ограничивающие свободу торговли, государственное регулирование туристского сектора; отсутствие полной информации о ценах как у производителей, так и у потребителей, быстрая смена внешних условий. К тому же туристский рынок имеет такие отличительные особенности, как разное восприятие туристского продукта поставщиками услуг и посетителями, и статичность предложения и динамичность спроса.

Первая особенность заключается в том, что большинство туристов рассматривают отдых как нечто целое и неделимое, осуществляемое в процессе поездки. Решению такого противоречия в восприятии туристского продукта может способствовать внедрение кластерориентированной стратегии, включающей вынужденное сотрудничество конкурирующих поставщиков туристских услуг.

Вторая отличительная черта международного туристского рынка состоит в том, что размещение предприятий туризма имеет ресурсную ориентацию, и потребление туристских ресурсов происходит в месте их локализации. Поскольку туристский продукт не переносится в те районы, где находится потребитель, а непременное условие туристского потребления, — перемещение клиентов, то возникает противоречие между статичным предложением и динамичным спросом.

К тому же, международная туристская деятельность является преимущественно сезонной, что требует дополнительных мер стимулирования спроса в межсезонье, например, снижение цен, предоставление дополнительных услуг.

Несмотря на всю сложность определения равновесного состояния на рынке туризма, это важный момент повышения привлекательности туристского региона. В данном случае имеются в виду цены на туристский продукт, соответствующие качеству предоставляемых услуг, т.е. завышенная стоимость может негативно повлиять на аттрактивность дестинации в той же степени, как и заниженная. Утверждения о том, что чем ниже уровень цен в стране, тем привлекательнее она для иностранных туристов, не всегда верны. Ценовое преимущество не должно выходить за рамки равновесия, так как низкие цены часто ассоциируются с низким качеством туристского продукта.

Поэтому международные туристские регионы редко представляют себя на мировом рынке таким образом. В то же время привлекательность страны — это сложная совокупность многих элементов, создающих ее неповторимый и уникальный образ. Каждый туристский регион в попытке добиться максимального успеха у туристов использует свои атрибуты по-своему.

Так, например, Малайзия заявляет о себе следующим девизом: «Малайзия дает больше естественного преимущества». Это утверждение относится не только к ценовому преимуществу (больше — за меньшие деньги), но и к природному потенциалу страны.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *