Инвестиции в человеческий капитал в Республике Беларусь

Именно по материальной базе можно судить о состоянии и возможностях предоставления общественных благ. Cовременное состояние и динамика обновления дают емкое и полное представление о том, какие объем, структура и качество общественных благ могут быть предоставлены на данный момент населению.

Так, в Республике Беларусь по всем объектам социально-культурного назначения наблюдается значительное их сокращение по сравнению с 1990 г. Количество учреждений, обеспечивающих получение дошкольного и профессионально-технического образования, сократилось на 15-20%; общего среднего образования — на 28%; публичных библиотек — также на 28%; клубных учреждений — на 33%; кинотеатров — почти в 4 раза; больничных организаций и их мощностей (числа больничных коек) — на 20%; санаторно-курортных, оздоровительных организаггий и домов отдыха на 20-30%; фюкультурно-спортивньгх сооружений — на 8%. Причем преимущественно данное сокращение наблюдается в сельских населенных пунктах.

Во-вторых, в анализе эффективности предоставления общественных благ важны субъективные оценки степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии.

Ю. Каггинина приводит данные социоло-п-гческих опросов: 40% респондентов высказалось за традиционную модель предоставления общественных благ, характерную для коммунистического ггути развития, около 30%-за демократические принципы, но с «сильной рукой» и только 28% — за либерализацию экономики западного типа. К тому же недовольство рыночного механизма воспроизводства общественных благ обусловлено глубоко укоренившейся в сознании людей идеи о бесплатности и общедоступности многих услуг.

В-третьих, в качестве показателей, характеризующих процессы воспроизводства общественных благ, необходимо вьщелить соотношение платности и бесплатности услуг, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

В последнее время в Республике Беларусь наметилась тенденция перехода общественных благ в частные. Сегодня услуги в области медицины, образования, просвещения, физкультуры и спорта оплачиваются (полностью или частично) за счет потребителя. Так, объем платных услуг населению увеличился за последние 10 лет в 1,1 раза. Из них в области образования и медицины — в 2,7 раза, физической культуры и спорта — в 3 раза, связи — в 2,1.

Особенно активно развитие рыночного сектора проявилось преимущественно в сфере высшего образования. В области среднего и среднего специального образования менее развиты рыночные отношения. Это связано с тем, что традиционно среднее специальное образование значительно поддерживалось государством и предприятиям соответствующих отраслей (предоставлялись бесплатное питание, жилье, обмундирование). Следует отметить и то обстоятельство, что основным контингентом учащихся являются дети из менее обеспеченных слоев населения.

А ведь такие сферы деятельности, как фундаментальная наука, здравоохранение, образование, культура и искусство, физическая культура, охрана природы и другие, не должны ориентироваться только на коммерческие критерии, так как в них создается научный, социальный и культурный потенциал общества, формируется база его будущего развития. К тому же уровень доходов граждан достаточно низок: доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума составляет 7,7%. Как результат, возникает ситуация, когда сам носитель человеческого капитала, не располагающий финансовыми ресурсами, несет основную часть расходов по его формированию.

Недостаточность финансовых средств у населения, медленный рост реальных денежных доходов, а также предоставление общественных благ преимущественно в платной форме подчеркивают важную роль государства в решении проблем воспроизводства человеческого капитала. Одним из способов является государственное финансирование.

Анализ динамики инвестиций в различные отрасли по производству общественных благ в Республике Беларусь за период 1990-2007 гг. позволяет сделать вывод о наметившихся положительных тенденциях: рост доли расходов государственного бюджета на отдельные общественные блага по сравнению с 1990 г. и стабилизация их в 2000-х годах.

По итогам 2007 г. удельный вес расходов на общественные блага в ВВП Республики Беларусь составляет: образование — 5,8%; здравоохранение и физическая культура -5,7%; наука — 0,4%; содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления — 3,2%; социальная политика- 13,5%; охрана окружающей среды-0,6%. Однако, как показывает практика, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и расширенного воспроизводства человеческого капитала этого недостаточно.

Во-первых, данные показатели незначительны по сравнению с экономически и социально развитыми странами. В Западной Европе, например, расходы на здравоохранение составляют 8,1-10,6%, а в США — 15,4% ВВП, на образование — 10% ВВП.

Во-вторых, Республика Беларусь в 3-4 раза отстает от стран Европейского Союза по производству ВВП на душу населения (6760 долл. США).

Таким образом, поскольку создание многих общественных благ играет роль решающей предпосылки не только в формировании человеческого капитала, но и в повышении его качества, эффективности использования, то к числу ключевых задач государства относится сохранение, а если необходимо, то и восстановление потенциала производства общественных благ.

Поэтому крупномасштабные инвестиции в общественные блага, опережение качественных параметров их динамики по сравнению с количественными будут способствовать достижению главной цели социально-экономического развития Республики Беларусь, поставленной в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г., — повышению жизненного уровня населения, формированию всесторонне развитого гражданина, определяющего прогресс и будущее нации.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *