Инвестирование иностранного капитала как источник новых технологий, НИОКР и ноу-хау

Как показывает мировой опыт, в условиях острой нехватки современных промышленных технологий и знаний имеются значительные резервы их получения. Одним из таких источников технологий являются прямые иностранные инвестиции, а точнее создание высокотехнологичных предприятий с иностранными инвестициями и передача передовыми транснациональными корпорациями (далее — ТНК) новых технологий местным производителям.

Необходимо обратить внимание на наличие негативных факторов мощного влияния инвестирования иностранного капитала в сфере развития национальной технологической базы (новые технологии и ноу-хау) в условиях недостатка гибкого государственного регулирования в данной области. Например, в Китае в ряде высокотехнологичных отраслей предприятия с иностранными инвестициями уже полностью контролируют китайский внутренний рынок. Так, в микроэлектронике из восьми предприятий, производящих интегральные схемы, пять являются совместными, одно — полностью с иностранным капиталом и лишь два — государственные. На начало 2000 года объем инвестиций указанных шести предприятий с иностранным участием составлял около 4 70 миллионов долларов США (66 процентов общей суммы инвестиций в эту отрасль). По уровню технологии и качеству производимой продукции указанные предприятия превосходят государственные. Американская компания ИБМ открыла фирму по производству компьютеров со стопроцентным иностранным капиталом и шесть контролируемых совместных предприятий, имеет также 72 партнерские фирмы в Китае, 200 специализированных магазинов по продаже персональных компьютеров. Данная корпорация заняла первое место по объему инвестиций в сферу компьютерных технологий в стране.

Китайские специалисты отмечают, что проникновение всемирно известных торговых марок на национальный рынок не только ведет к потере рынка для товаров отечественных марок, но и создает трудности в их развитии. Известные зарубежные торговые компании оговаривают требование, чтобы товар имел торговую марку конкретно этой фирмы. Данное явление характерно для производства бытовых электроприборов, легкой и химической промышленности. Например, разработанные в конце 90х годов прошлого столетия китайскими компаниями технологии производства телефонных коммутаторов с цифровым управлением HD04 достигли мирового уровня. Однако крупные иностранные предприятия, используя свои преимущества, начали противодействовать внедрению этих технологий и усиленно насыщать китайский рынок своей аналогичной продукцией. В результате такой «конкуренции» китайские торговые марки уступили часть внутреннего рынка зарубежным производителям.

Привлечение иностранных инвестиций китайское руководство связывало с желанием получить передовые зарубежные технологии. Для этого создавался благоприятный инвестиционный климат в стране. Но потребности инвесторов не всегда совпадают с желаниями руководства страны реципиента. Значительная часть новейших технологий, предоставленных ТНК, — продукция вчерашнего дня. При этом зарубежные корпорации стремятся передать в свои совместные предприятия технологии низовых производственных звеньев, не привлекательные для высокооплачиваемых и высокоинтеллектуальных трудовых ресурсов индустриально развитых государств. После образования совместных предприятий большинство национальных компаний упраздняют прежние структуры, занимавшиеся разработкой новых технологий, и используют технологии, предоставляемые зарубежными партнерами. Возможности для самостоятельной разработки технологий в совместных предприятиях ограничены, что приводит к их зависимости от зарубежных стран, к тому же иностранный инвестор не заинтересован создавать себе конкурента.

Научно-технические разработки подчиняются непосредственно центральному аппарату ТНК, и утечка, а тем более добровольная передача новейших технологии в другие государства невозможна. Крупные компании заинтересованы в использовании самых передовых технологий, разработанных в стране реципиенте в своих интересах. Так произошло в медицинской и фармацевтической промышленности, где большая доля продукции, производимой совместными предприятиями, разработана в самом Китае.

Последние данные о прямых иностранных инвестициях свидетельствуют, что тенденция вынесения НИОКР в новые зарубежные центры продолжается. В 2002— 2004 годах из 1773 осуществлявшихся во всем мире инвестиционных проектов, связанных с НИОКР, большинство (1095) проводились в развивающихся странах или государствах Восточной Европы. На развивающиеся страны Азии и Океании приходилась почти половина от общего числа проектов в мире (861 проект). Проведенный ЮНКТАД в 2004—2005 годах опрос компаний, лидирующих в мире по размерам расходов на НИОКР, также свидетельствует о растущей важности новых центров проведения НИОКР. Более половины опрошенных ТНК уже осуществляют НИОКР в Китае, Индии или Сингапуре. Среди государств Восточной Европы, не входящих в Европейский союз, опрошенные компании как наиболее предпочтительную для проведения НИОКР называли Российскую Федерацию.

В ходе указанного опроса 69 процентов предприятий сообщили, что доля зарубежных НИОКР будет неизбежно расти; противоположного мнения придерживаются лишь 2 процента, а остальные 29 процентов указали, что степень интернационализации останется неизменной. Особенно интенсивно интернационализируют свои НИОКР компании из Японии и Республики Корея, до последнего времени делавшие это весьма неохотно. Так, девять из десяти опрошенных японских предприятий планируют наращивать долю своих зарубежных НИОКР, в то время как среди европейских компаний о подобных намерениях заявил лишь 61 процент фирм. Намечается также дальнейшее перераспределение НИОКР в пользу рынков некоторых развивающихся государств, стран Восточной

Европы и СНГ. Среди основных направлений дальнейшего наращивания НИОКР большинство опрошенных называют Китай, за которым следуют США, а далее — Индия. Среди других кандидатов на проведение научных исследований в будущем отдельные респонденты называли Южную Корею, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Вьетнам. Лишь немногие заявили о своих планах развивать НИОКР в Латинской Америке или Африке.

Таким образом, в последние годы резко усилилась межстрановая конкурентная борьба за высокие технологии. Активизировалась работа по созданию благоприятной инвестиционной и технологической среды для крупных стратегических инвесторов и их продуктивной деятельности. Политика большинства государств в области передачи новейших технологий изменилась. На смену прямому контролю и различным ограничениям в данной сфере пришли методы, более ориентированные на рыночные механизмы, — улучшение условий для ведения бизнеса и привлечения прямых иностранных инвестиций, усиление юридических и других институтов, повышение квалификации работников и расширение возможностей местных предприятий. Рыночный подход также качественно меняется: ощутима тенденция от простого создания необходимых условий к сильной «проинновационной» политике (продажа технологий, совместные разработки и т. д.) наряду с продолжением поощрения передачи технологий.

В соответствии с практикой, выработанной в странах, привлекающих наибольшее число иностранных инвесторов для осуществления инвестиционно-технологических проектов, государственное регулирование иностранных инвестиций в наукоемкой сфере должно четко разделяться на цели (какова степень вмешательства государства), политику (методы государственного регулирования), инструменты политики (осуществление инвестиционно-технологической политики) и конкретные условия, при которых проводится та или иная политика.

Наиболее приемлемым на данный момент является осуществление политики, направленной на поощрение инвестиционной деятельности иностранных компаний в сфере прикладных научных исследований и промышленных разработок, так как, по оценкам специалистов ЮНКТАД, процесс интернационализации НИОКР крупными компаниями в предстоящем будущем будет только возрастать.

В заключение важно отметить, что с помощью политики регулирования и стимулирования передачи технологий посредством прямых иностранных инвестиций можно добиться значительных результатов по модернизации национальной промышленной базы и технического перевооружения отечественных предприятий.

В ноябре 2005 года в Учебном центре Национального банка Республики Беларусь состоялся десятый тематический семинар «Вопросы организации идеологической работы» для руководителей структурных подразделений и профактива Национального банка и банков, ответственных за проведение идеологической работы в своих структурных подразделениях. Семинар завершил первый этап обучения идеологических кадров банковской системы нашей страны, начало которому было положено в октябре 2003 года.

В 2003 году белорусское общество ощутило потребность в консолидирующей системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентиры, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. Необходимо было сделать правильный выбор. Усилия государства сосредоточились на формировании научно обоснованной идеологии белорусского государства и совершенствовании идеологической работы в обществе. Появились важнейшие государственные документы, направленные на активизацию данных процессов.

В результате была разработана 36часовая программа тематического семинара «Вопросы организации идеологической работы». Два первых семинара проводились в 2003 году. Четыре семинара включались в план мероприятий Учебного центра в 2004 году, еще четыре вошли в Каталог программ учебных мероприятий 2005 года. Шесть семинаров провели для раздельного состава слушателей (три

— для руководителей системы Национального банка и три — для руководителей белорусских банков). В 2005 году для активизации обмена мнениями и информацией между слушателями, в том числе и на круглых столах, семинары стали проводить для совместного состава

— руководителей структурных подразделений и профактива Национального банка и банков.

Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 года № 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» определил важнейшие направления и ориентиры в идеологической работе и подготовке идеологических кадров. Ставилась задача уйти от консервативных схем работы и развить новые творческие подходы.

К моменту выхода Указа состоялись первые два семинара. В связи с новизной, фундаментальностью и активной разработкой в этот период проблематики идеологии государства в обществе, а также недостаточным уровнем общих знаний в данном направлении главными задачами первых семинаров являлись:

  • раскрытие общеметодологических основ, исторической ретроспективы, структуры и функций идеологии государства;
  • выяснение сути белорусской экономической модели как компонента идеологии государства;
  • осмысление необходимости идеологии государства с учетом позиций значимости внедрения в общественное сознание объективных оценок прошлого, настоящего и будущего; создание в глазах общественного мнения позитивного образа предлагаемых идеалов, целей, задач экономического, социального и политического развития страны;
  • формирование духовной стороны политического поведения граждан; обеспечение целенаправленных действий людей по исполнению поставленных государством задач.

Для реализации перечисленных целей 36часовая программа первых семинаров включала важнейшие блоки вопросов по идеологии государства, касающихся, в частности:

  • сущности и конституционных основ идеологии государства;
  • политической системы и политической культуры в Республике Беларусь;
  • белорусской экономической модели развития;
  • конфессиональной политики в Республике Беларусь;
  • роли средств массовой информации в идеологических процессах;
  • исторического и культурного наследия, государственной и церковной истории Беларуси;
  • зарубежного опыта (например, основные постулаты идеологии японской фирмы и феномен корпоративного человека в Японии);
  • здорового образа жизни, профессиональной этики и нравственно-этических основ деятельности работников Национального банка Республики Беларусь и другие.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *