Коллективное инвестирование: тенденции и перспективы развития

Анализируя параметрические характеристики сектора коллективных инвестиций в Беларуси (кроме страховых организаций), можно отметить следующее. На I января 2011 г. в доверительном управлении банков находилось имущество (денежные средства и ценные бумаги) в объеме 3 835,8 млн. руб., на I июля 2011 г. — 8 682,7 млн. руб., на I сентября 2011 г. — 17 728,5 млн. руб. Таким образом, объем средств, находящихся в доверительном управлении, за 9 месяцев этого года увеличился в 3,6 раза. В доверительном управлении субъектов хозяйствования на счетах банков на I января 2011 г. находилось 140,7 млн. руб.; на I апреля 2011 г. — 233,9 млн. руб. и на I сентября — 205,7 млн. руб. В итоге их прирост составил 46%.

В Национальном банке Республики Беларусь зарегистрированы ФБУ «Капитал», «Престиж» (управляющий ОАО «Белинвестбанк»), «Райффайзен актив-USD» и «Райффайзен актив-BYR» (управляющий «Приорбанк» ОАО). В настоящее время активные операции совершает только последний фонд: на I сентября 2011 г. стоимость его чистых активов составляла 13 852,6 млн. руб., владельцами долевых сертификатов являлись юридические лица.

Таким образом, можно констатировать, что рассматриваемые институты коллективного инвестирования в республике пока не получили должного развития. Это связано с рядом факторов, и в первую очередь с уровнем развития экономики, состоянием рыночной инфраструктуры, особенностями функционирования пенсионной системы и налоговым администрированием.

Анализ национального законодательства, в рамках которого осуществляется функционирование данного сегмента финансового рынка, показал, что:

  • правой институт доверительного управления имуществом в сфере гражданско-правовых отношений регулируется главой 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
  • доверительное управление денежными средствами осуществляется с учетом особенностей, установленных главой 23 Банковского кодекса Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» определяет правой статус такой формы инвестиционного фонда, как акционерный инвестиционный фонд. Кроме того, этим законодательным актом устанавливаются ограничения, касающиеся объектов инвестирования и использования средств фонда;
  • отношения, возникающие при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонды банковского управления (далее — ФБУ) на основании договоров доверительного управления и последующего инвестирования этих средств, регулируются Положением о фонде банковского управления, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 2010 г. № 131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления».

В соответствии с п. I данного Указа с I мая 2010 г. по 31 декабря 2012 г. проводится эксперимент по созданию и апробации ОАО «Белинвестбанк» и «Приорбанк» ОАО модели функционирования ФБУ.

Учитывая, что рассматриваемые финансовые институты являются новыми для финансового рынка Беларуси, проведем сравнительный анализ особенностей функционирования ФБУ и инвестиционных фондов.

Так, активы инвестиционных фондов, как правило, более диверсифицированы, чем ФБУ. Например, инвестиционные фонды могут осуществлять инвестиции в недвижимость, произведения искусства и другие объекты инвестирования. ФБУ инвестируют средства преимущественно в финансовые инструменты.

Доверительным управляющим ФБУ может быть банк или небанковская кредитно-финансовая организация, в то время как инвестиционным фондом — сам фонд или лицо (управляющая организация), получившее соответствующую лицензию в уполномоченном органе.

Кроме того, инвестиционные фонды эмитируют акции либо инвестиционные паи, имеющие статус ценной бумаги, а номинальные паи, отражаемые в реестре ФБУ, не являются ценной бумагой, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок и служат исключительно для учета долей вверителей в имуществе фонда.

В инвестиционных фондах функции управления, учета, контроля и хранения имущества строго разграничены. Их соответственно осуществляют управляющая организация, специализированный депозитарий, регистратор (депозитарий). В ФБУ, как правило, все эти функции выполняет банк.

В отношении банков, осуществляющих функции доверительных управляющих ФБУ, действуют нормы надзора, предполагающие установление пруденциальных ограничений и требований, а также процедур по их соблюдению.

Таким образом, можно сделать вывод: ФБУ и инвестиционные фонды имеют сходство, основу которого составляет правовая конструкция доверительного управления имуществом, но у них есть и ряд принципиальных различий, и на рынке они функционируют как существенно отличающиеся между собой институты, занимающие свои специфические ниши.

Одним из факторов, оказывающим сдерживающее влияние на развитие инвестиционных фондов в нашей стране, является отсутствие специального законодательства, регулирующего их деятельность. В этой связи следует отметить, что Программой развития рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь на 2011—2015 годы (п. 15) предусматривается (в 2012 г.) подготовка проекта нормативного акта, регулирующего деятельность инвестиционных фондов. Вместе с тем ранее (2010 г.) специалистами государственных органов управления, Национального банка с учетом мировой практики был подготовлен проект Закона «Об инвестиционных фондах». Рассмотрим ключевые нормы этого проекта.

В соответствии с проектом Закона предусматривается возможность создания инвестиционных фондов в форме акционерного инвестиционного фонда (АИФ) и паевого инвестиционного фонда (ПИФ).

Акционерным инвестиционным фондом признается открытое акционерное общество, осуществляющее аккумулирование и инвестирование в соответствии с инвестиционной декларацией денежных средств, внесенных акционерами данного общества в оплату его акций, а также иного имущества, полученного в результате такого инвестирования. При этом под инвестиционной декларацией понимается документ, определяющий стратегию инвестирования АИФа либо управляющей организации. На АИФы распространяются нормы Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» с учетом особенностей, установленных проектом Закона. В частности, АИФ не вправе осуществлять другую деятельность, кроме указанной в этом проекте, осуществлять доверительное управление имуществом иных лиц, выпускать и размещать иные ценные бумаги (исключение — простые (обыкновенные) акции), создавать унитарные предприятия. Акции этого фонда оплачиваются только денежными средствами.

К акционерным инвестиционным фондам также устанавливаются требования относительно размера стоимости чистых активов, распределения имущества, тпредназначенного для инвестирования и собственных нужд, запрета на владение управляющей организацией (УО) и специализированным депозитарием (СД) акциями этого фонда.

АИФ самостоятельно управляет своим имуществом, предназначенным для инвестирования, только после прохождения им в установленном порядке государственной аккредитации (регистрации) на осуществление деятельности УО. Кроме того, имущество, принадлежащее данному фонду, предназначенное для инвестирования, должно учитываться, а также храниться в СД.

В свою очередь, паевым инвестиционным фондом признается принадлежащая на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев и находящаяся в доверительном управлении УО инвестиционного фонда совокупность денежных средств, полученных в качестве оплаты инвестиционных паев, а также иного имущества, приобретенного в результате их инвестирования. ПИФ не является юридическим лицом.

Паевые инвестиционные фонды могут быть двух видов:

  • открытыми, предоставляющими владельцу инвестиционного пая такого фонда право требовать его выкуп от управляющей организации фонда в случаях, установленных проектом Закона и правилами инвестиционного фонда;
  • закрытыми, предоставляющими владельцу инвестиционного пая данного фонда право на участие в общем собрании владельцев инвестиционных паев фонда, на получение дивидендов по инвестиционному паю в порядке, предусмотренном правилами фонда, а также на получение части денежных средств, оставшихся после удовлетворения всех требований (в случае прекращения его существования).

Владелец инвестиционного пая закрытого ПИФа не вправе требовать от управляющей организации выкуп принадлежащих ему инвестиционных паев до истечения срока существования фонда, если иное не предусмотрено правилами фонда. Закрытый ПИФ может быть преобразован в открытый.

ПИФ считается сформированным в день достижения минимального размера имущества, определенного проектом Закона.

В свою очередь, стоимость чистых активов инвестиционного фонда рассчитывается как разница между стоимостью имущества, предназначенного для инвестирования, и обязательствами, подлежащими оплате за счет фонда.

Имущество инвестиционных фондов составляют денежные средства, ценные бумаги, в том числе ценные бумаги нерезидентов, иные финансовые инструменты, а также другое имущество (объекты инвестирования), определенное инвестиционной декларацией. К иному имуществу инвестиционных фондов могут относиться: драгоценные металлы и драгоценные камни, недвижимость и имущественные права на недвижимое имущество. Проектом Закона предусмотрены ограничения, касающиеся доли такого имущества у фонда. В частности, иное имущество открытого ПИФа должно составлять не более 20% имущества данного фонда, а для АИФа или закрытого ПИФа — не более 50%.

Проектом Закона также вводятся ограничения на состав имущества инвестиционных фондов, в состав которого не могут входить:

  • акции или инвестиционные паи других инвестиционных фондов, имущество которых находится в управлении УО этого инвестиционного фонда;
  • имущество УО и СД этого инвестиционного фонда;
  • финансовые инструменты одного вида одного юридического лица в размере 15% и более от их общего количества, за исключением государственных ценных бумаг.

Следует отметить, что соблюдение этого требования возможно при условии предоставления эмитентом или уполномоченным государственным органом соответствующей информации фонду.

Кроме того, в состав имущества фонда не могут входить выпущенные им инвестиционные паи (акции).

Размер денежных средств, направленных на приобретение финансовых инструментов одного юридического лица, в отношении инвестиционного фонда не должен превышать 10% стоимости имущества открытого ПИФа, 20% стоимости имущества АИФа и закрытого ПИФа.

К участникам рассматриваемой организационно-правовой формы коллективного инвестирования проектом Закона отнесены:

  • УО — юридическое лицо, имеющее лицензию на доверительное управление имуществом инвестиционных фондов и осуществляющее доверительное управление этим фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении его имущества за вознаграждение. Основные обязанности управляющей организации: раздельное ведение бухгалтерского учета по каждому инвестиционному фонду, имущество которого находится в ее доверительном управлении; составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществление оценки стоимости, учет движения, состава и структуры имущества инвестиционного фонда, а также расчет стоимости цены выкупа акций или инвестиционных паев; соблюдение порядка учета имущества фонда, хранения документов, удостоверяющих права на это имущество; осуществление периодической сверки состава, структуры, стоимости и движения имущества инвестиционного фонда со специализированным депозитарием фонда; информирование акционеров либо владельцев инвестиционных паев о составе, структуре и стоимости имущества фонда, в том числе стоимости чистых активов и расчетной стоимости инвестиционного пая; раскрытие и предоставление иной информации об инвестиционном фонде в соответствии с требованиями законодательства. К УО устанавливаются требования по минимальной величине собственных средств;
  • СД — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности в качестве специализированного депозитария инвестиционного фонда и заключившее договор с УО фонда на обслуживание. Основные его функции: хранение и учет имущества, определение расчетной стоимости инвестиционных паев, цены их размещения и выкупа; контроль за соблюдением порядка обмена инвестиционных паев; учет операций по размещению, выкупу и обмену акций и инвестиционных паев; хранение копий всех первичных учетных документов по имуществу инвестиционного фонда, а также подлинников документов, подтверждающих права на недвижимое имущество; контроль сделок с имуществом АИФа, предназначенным для инвестирования, за имуществом ПИФа; блокировка сделок, осуществляемых АИФом или УО, в случае их несоответствия законодательству и (или) инвестиционной декларации (правилам); сверка с АИФом и (или) управляющей организацией состава, структуры, стоимости и движения имущества фонда; уведомление уполномоченного органа об обнаруженных нарушениях в деятельности АИФа и (или) УО; выбор, в случае прекращения у УО государственной аккредитации, новой управляющей организации открытого ПИФа либо созыв общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого ПИФа в порядке, установленном правилами этого фонда, либо прекращение существования ПИФа;
  • аудитор — лицо, имеющее соответствующую лицензию и заключившее договор с управляющей организацией инвестиционного фонда или АИФом на проведение аудита фонда. Основные функции аудитора — проведение регулярных аудиторских проверок деятельности фонда, в ходе которых проверяются: бухгалтерский учет и отчетность имущества фонда, состав и структура активов, стоимость чистых активов и инвестиционного пая, сделки с имуществом, составляющим фонд;
  • оценщик — лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по оценке имущества инвестиционных фондов для объективного отражения его стоимости, заключившее соответствующий договор с УО либо АИФом.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *