Конкурентная позиция при получении прямых иностранных инвестиций

В большинстве стран мира устойчивое экономическое развитие является предпосылкой роста благосостояния граждан. Значительный вклад в достижение этой цели привносят прямые иностранные инвестиции (ПИИ), привлекаемые в страну из-за рубежа. Многочисленные факторы притока ПИИ в страну (размеры рынка, политический риск, валютный курс, рабочая сила, торговые барьеры) и оттока ПИИ из страны (стратегии ПИИ-компаний, конкуренция в отрасли, технологичность производства) являются объектами эмпирических исследований на протяжении многих десятилетий. Среди детерминантов притока, или локализации ПИИ, находится значительное количество характеристик страны-реципиента, выявление наиболее приоритетных из которых вызывает большой интерес в научной литературе и мировой практике.

Выводы о позитивном или негативном влиянии того или иного детерминанта на объем и качество притока ПИИ, а также степени этого влияния различаются в зависимости от методов оценки, географии анализируемых регионов и периода, охватываемого исследованием.

Несмотря на различия, детерминанты можно объединить в следующие три группы:

  • — экономические — связанные с наличием и качеством факторов производства и сбыта продукции;
  • — институциональные — связанные с развитостью и использованием институтов регулирования (эффективность макро регулирования экономики, степень развитости правового государства и рыночных институтов);
  • — дистанция или близость между страной-донором и страной-реципиентом (географическая, институциональная, культурная, экономическая).

Детерминанты ПИИ входят во многие системы оценки страново-го риска и инвестиционного климата, которые проводятся различными международными организациями и агентствами. Хотя интегральные оценки строятся аналитическими агентствами с одной и той же целью — отразить суммарный риск возможных финансовых потерь при взаимодействии сданной страной, содержание и методология расчета индексов, а также охват обследуемых стран у агентств различные.

Страновые риски и инвестиционный климат государств оцениваются по огромному спектру показателей, отражающих возрастающие потребности иностранных инвесторов в информации перед принятием решения об инвестировании. Причем система присвоения рейтинговых оценок значительно активизировалась в период глобализации, когда деятельность транснациональных корпораций стала все больше распространяться на развивающиеся рынки.

Кроме финансово-экономического состояния исследования по инвестиционному климату охватывают социальные и экологические аспекты. Все более популярными среди инвесторов становятся рейтинги конкурентоспособности стран для выбора наилучшего региона в целях размещения прямых инвестиций.

В современной мировой экономике среди основных детерминантов локализации ПИИ преобладают три экономических (размеры рынка, темпы экономического роста и накопленный человеческий капитал) и два институциональных фактора (политический риск и коррупция). Причем наблюдается такая закономерность: если страна-реципиент обладает значительными размерами, высокими темпами роста и существенным накоплением человеческого капитала, то высокий политический риск и коррупция могут сократить, но не остановить потоки ПИИ в страну. Об этом свидетельствует опыт таких стран, как Китай, Индия, Россия.

Однако в случае с относительно малыми размерами рынка страны-реципиента, в том числе страны с транзитивной экономикой, существенное влияние на локализацию ПИИ оказывают в первую очередь институциональные факторы, наиболее значимые из которых — низкий уровень политического риска и коррупции. На приток качественных ПИИ, влияющих на параметры экономического развития, воздействие оказывают прежде всего: развитие конкурентной рыночной среды и предпринимательства, динамично накапливаемый человеческий капитал и растущий потенциал технологической абсорбции местных компаний. Кроме того, последние десятилетия развития мировой экономики показывают важность применения целенаправленной и активной ПИИ-политики.

Для возможности использования ПИИ в качестве источника экономического роста в Республике Беларусь важно оценивать сложившуюся конкурентную позицию среди других стран. С этой целью необходимо проводить сравни-тельный анализ вышеназванных детерминантов ПИИ в Беларуси и странах — основных конкурентах республики с использованием международных рейтингов, оценок и отдельных показателей, среди которых можно выделить:

  • — рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса», охватывающий 183 страны;
  • — индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), который публикуется фондом The Heritage Foundation (Вашингтон) при участии и поддержке деловой газеты The Wall Street Journal, рассчитываемый для 183 стран;
  • — мировой показатель качества регулирования (Worldwide Governance Indicator) Всемирного банка для 213 экономик мира;
  • — индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index), который публикуется международной неправительственной организацией Transparency International для 178 стран;
  • — показатели рыночной трансформации Европейского банка реконструкции и развития для 28 стран с транзитивной экономикой;
  • — рейтинг Всемирного банка «Инвестиции без границ» для 87 экономик мира;
  • — показатель оценки деятельности основных институтов — посредников страны-реципиента по привлечению ПИИ от Всемирного банка для 181 страны;
  • — некоторые показатели развития высокотехнологичного сектора экономики для оценки возможностей технологической абсорбции и степени развития человеческого капитала, основанные на базе данных Всемирного банка.

Рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), свидетельствующий о степени благоприятности деловой среды, является косвенным показателем экономической активности и развития предпринимательства. На протяжении последних пяти лет позиции Республики Беларусь в данном рейтинге существенно повысились. Прежде всего улучшения касаются условий открытия нового бизнеса, получения разрешений на строительство/лицензирование и регистрацию собственности. Благоприятнее стали условия для получения кредита, защиты инвесторов, трансграничной торговли и закрытия бизнеса, хотя в сравнении с другими странами остаются довольно сложными. Существенным недостатком для развития как национального, так и иностранного бизнеса на протяжении данного периода являются условия налогообложения, которые охватывают показатели количества налогов, общей налоговой ставки, ставки по налогу на прибыль, ставки по социальным налогам, доли налоговых уплат в прибыли. По условиям налогообложения Республика Беларусь находится на последнем, 183-м, месте, несмотря на упрощения в данной сфере3, однако на фоне значительных изменений в условиях налогообложения в других странах эти корректировки оказываются несущественными.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *