Конкурентоспособность товара: оценка, качество, факторы, показатели, повышение и анализ.

Актуальность проблемы формирования инновационной модели конкурентоспособности отечественных товаров определяется относительно низкой конкурентоспособностью экономики Республики Беларусь, что обусловлено:

  • — непониманием того, что конкурентоспособность является источником и движущей силой роста национального богатства и благосостояния народа;
  • — недостатками в формировании социально ориентированной рыночной экономики, которая должна создаваться на теории динамично развивающегося сочетания «невидимой руки рынка», «видимой руки государственного регулирования» и механизма внутренней и глобальной мировой конкуренции;
  • — отсутствием теории конкурентоспособности товаров в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь, где еще не создана необходимая конкурентная среда, а законы конкуренции работают неэффективно;
  • — непониманием необходимости использования в экономике сочетания противозатратного механизма и механизма управления повышением качества, основанного на теории конкурентоспособности;
  • — отсутствием организационно-экономического механизма обеспечения стратегической и фактической конкурентоспособности страны, предприятий и товаров.

 

Решение комплексной, многогранной и междисциплинарной проблемы обеспечения конкурентоспособности требует глубокой методологической проработки методического материала по формированию инновационной модели ассортимента товаров во взаимосвязи с компонентами социально-экономической системы.

Инновационный путь развития экономики страны предусматривает такую организацию социально-экономических отношений в обществе, которая создает благоприятные правовые, экономические и социальные условия для взаимодействия развития науки, образования и производства, обеспечивающих постоянное повышение технологического уровня производства и конкурентоспособности товаров.

В конечном счете инновационное развитие экономики обеспечивает прирост общественного богатства и рост благосостояния его членов. При этом главным ресурсом признается интеллектуальный ресурс, а важнейшими факторами роста эффективности и конкурентоспособности экономики -инновационная политика государства и активная инновационно-инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов.

Основными направлениями научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь, обеспечивающими повышение конкурентоспособности отечественных товаров, являются:

  • ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;
  • новые материалы и новые источники энергии;
  • информационные и телекоммуникационные технологии;
  • технологии производства, переработки и хранения продукции;
  • промышленные биотехнологии;
  • экология и рациональное природопользование.

Инновационная деятельность относится к межотраслевой, межведомственной проблеме. Поэтому в решении проблем инновационной деятельности определяющее место занимает государственное регулирование.

Характерными особенностями государственной политики в области повышения конкурентоспособности товаров на основе активизации инновационной деятельности являются:

  1. Соответствие политики в области науки и техники характеру конкурентного преимущества. Реализация этого принципиального положения означает сосредоточение внимания на технологиях, пригодных для коммерческого применения во многих отраслях и имеющих важное значение для обеспечения конкурентоспособности товаров.
  2. Преимущественное государственное финансирование исследований в высших учебных заведениях.
  3. Укрепление связей между исследовательскими учреждениями и производством посредством реализации ряда механизмов, основанных на договорах специализированных исследовательских учреждений с предприятиями.
  4. Государственное стимулирование исследовательской деятельности предприятий по тематике конкурентоспособности и введения новшеств.
  5. Прогрессивная организация процесса повышения конкурентоспособности на основе внедрения новшеств.

Для перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белоруской экономической модели разработана и Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Целью Государственной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

В целях повышения уровня конкурентоспособности товаров государственная программа предусматривает построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах и технологиях; формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды; модернизацию материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий; достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики; повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энегетической безопасности; развитие интеллектуального потенциала и творческой активности работников.

Инновационная модель обеспечения конкурентоспособности ассортимента товаров Системообразующая теория обеспечения конкурентоспособности ассортимента товаров базируется на знаниях:

  • а) экономических законов рыночных отношений (законов спроса и предложения, возвышения потребностей, экономии времени, конкуренции и др.);
  • б) законов организации и функционирования предприятия (пропорциональности, синергии, развития и др.);
  • в) научных методов исследования экономических процессов и рыночных отношений;
  • г) научных подходов к исследованию конкурентоспособности (системного, воспроизводственного, маркетингового, нормативного, комплексного и др.);
  • д) основных методологических положений обеспечения национального конкурентного преимущества страны, определяющих конкурентоспособность предприятий и товаров;
  • е) взаимодействия детерминант М.Портера, определяющих конкурентоспособность страны, предприятий и товаров;

Второй компонент механизма — рыночное саморегулирование конкурентоспособности товаров направлено на постоянное поддержание конкурентоспособности на основе соблюдения ценового рыночного механизма, который включает взаимодействие спроса, предложения, цены, конкуренции и неценовых факторов спроса и предложения. Все возрастающее значение в этом механизме приобретает ужесточение не только внутриотраслевой, но и особенно глобальной конкуренции на мировых рынках.

Исследование проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров показало, что основными направлениями в этой области являются:

  • создание конкурентной среды в отраслях, стратегическое управление, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое их обновление; развитие инновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности на предприятиях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;
  • адаптация предприятий к внешней среде, что активизирует их инновационно-инвестиционную деятельность;
  • применение инновационных подходов для повышения экономической эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества предприятия;
  • создание условий для формирования спроса на определенный ассортимент товаров;
  • повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие необходимыми техникой, технологи-ей и информацией;
  • правовое обеспечение и совершенствование государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров;
  • ориентация высшего образования и системы повышения квалификации специалистов и руководителей на обучение их формам и методам повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий — основа решения многих проблем социально-экономического развития страны, отраслей, регионов и предприятий.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *