Корпоративный бизнес, корпоративные структуры и внешнеторговая политика

В настоящее время в Республике Беларусь проводится работа по изучению предпосылок и разработке нормативно-правовой базы и комплекса мероприятий с целью создания в основных подотраслях промышленности интегрированных корпоративных структур. Национальной академией наук Беларуси предлагается создание восьми белорусских холдингов: сельхозмашиностроения, карьерной и дорожно-строительной техники, автомобильный, точного машиностроения и оптоэлектроники, электротехнический, микроэлектроники, радиоэлектронного приборостроения и станкостроения.

Главная цель организации таких интегрированных корпоративных структур — привлечение зарубежного капитала и передовых технологий в национальные отрасли и производства. В результате достигаются эффективная специализация производства и концентрация капитала, доступ к глобальным товаропроводящим сетям, снижаются транзакционные издержки. В данной связи важным является использование мировой практики создания и функционирования таких структур.

Следует отметить, что в мировой практике отсутствует единое определение понятия «холдинг». В этой связи под холдингом понимается, в частности, совокупность (форма объединения) юридических лиц, где одно юридическое лицо, являющееся управляющей компанией, оказывает существенное влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами.

Формирование международных производственно-экспортных альянсов можно проследить на примере российского алюминиевого бизнеса.

Компания РУСАЛ была создана в 2000 г., в тот период у нее не было собственной сбытовой сети за рубежом, поэтому около 80% экспортируемого алюминия продавалось через иностранных трейдеров. С 2001 г. РУСАЛ начала позиционировать себя на международном рынке как транснациональная компания. Статус одного из ведущих мировых производителей позволил выйти ей из-под контроля глобальных трейдеров, что расширило возможности ценового маневрирования и роста прибыли. Холдинг СУАЛ начиная с середины 90-х гг. XX в. консолидировал ряд глиноземных и алюминиевых заводов.

Главной целью объединения в рамках группы стало создание эффективной компании, сбалансированной по сырью и производственным мощностям, независимой от внешних факторов и рыночной конъюнктуры. В 2007 г. была зарегистрирована объединенная компания «Российский алюминий» с участием компаний РУСАЛ, СУАЛ и Glencore International AG. Слиянием РУСАЛа и СУАЛа завершился процесс интеграции в российской алюминиевой промышленности, а добавление активов Glencore трансформировало созданный ранее объединенный бизнес в глобальную компанию. Основными конкурентными преимуществами новой компании стали значительные финансовые ресурсы, присутствие компании на ключевых мировых и национальных рынках, доступ к энергоресурсам, современная производственно-технологическая база.

Большой опыт по созданию экспортных компаний накоплен в Чехии, например, там действуют следующие экспортные компании:

  • Czech Water Alliance объединяет фирмы, которые специализируются на инвестициях, сооружении, проектировании и планировании проектов в водном хозяйстве, гидроэлектростанций, водохранилищ и водонапорных сооружений и т. д.;
  • Czech NBC Team объединяет компании, тесно сотрудничающие в области средств противохимической защиты, обеззараживания окружающей среды, военных материалов. Предпосылкой является создание единого источника информации— анализ экспортных нужд чешских фирм и подробный мониторинг экспортеров с целью достижения более тесного сотрудничества с зарубежными ассоциациями;
  • Czech Health & Safety Alliance — экспортная ассоциация чешских предприятий и учреждений, занимающихся исследованиями, разработкой и производством специальных средств, предназначенных для спасения жизни и охраны здоровья при стихийных бедствиях, промышленных авариях, эпидемиях.

Ассоциация специализируется в области здравоохранения, защиты и безопасности.

Таким образом, изучение зарубежного опыта отраслевых экспортных компаний показывает, что подобные образования способствуют более эффективному продвижению товаров на мировые рынки.

Для Беларуси целесообразно создание как международных альянсов — для товаров, занимающих большую долю на мировом рынке (например, грузовая техника), так и национальных, которые могли бы способствовать продвижению белорусской продукции на зарубежные рынки. Последние следует создавать и между взаимодополняемыми предприятиями (например, сельскохозяйственная техника, шины, инвентарь, удобрения), и между предприятиями-конкурентами (например, в сфере молочной, мясной, кондитерской продукции).

Наращивание экспорта Республики Беларусь на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики

Экспорт товаров и услуг Республики Беларусь на душу населения в 2—3 раза меньше, чем в сопоставимых по экономическому потенциалу и природно-климатическим условиям европейских странах. Это свидетельствует о необходимости кардинального изменения торгово-экономической политики страны.

В условиях глобализации экономики, обострения конкуренции из-за мирового финансово-экономического кризиса, формирования единого рынка товаров, капиталов и труда, унификации правил хозяйствования для наращивания экспорта Республики Беларусь необходим следующий комплекс мер.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *