Малый бизнес: роль, развитие и государственная поддержка и помощь, проблемы и перспективы развития, пути взаимодействия

До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. В 90-х годах малый бизнес стал объектом постоянных исследований со стороны ученых и спе-циалистов-практиков.

Целью данной работы является выявление социально-экономической роли малого бизнеса, основных тенденций и факторов, способствующих и препятствующих развитию малого бизнеса в Беларуси.

При освещении наиболее общих понятий о малом бизнесе была использована специализированная литература. Теоретическую и методологическую основу работы составляют статьи таких специалистов, как М. Бала-шевич, П. Жабко, В. И. Турейко и др., атакже официальные материалы, то есть постановления и законы Совета Министров, касающиеся малого бизнеса. В качестве основного статистического сборника по этой тематике был использован сборник «Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь» 2009 года издания.

Роль малого бизнеса в национальной экономике: проблемы и перспективы

Мировая история свидетельствует, что эффективное и динамичное развитие рыночных отношений и экономики в целом невозможно без предпринимательства, которое является неотъемлемой, необходимой составляющей развитой системы хозяйствования.

Предпринимательство можно рассматривать как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство это четвертый, нематериальный, фактор производства.

Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. В сравнении с крупным производством малые формы обладают рядом преимуществ: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крзтшым фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индавидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Конечно, иногда малым предприятиям нелегко выдержать конкурентную борьбу с крупными, которые обладают некоторыми существенными преимуществами, такими, как сравнительно низкая себестоимость продукции в силу хотя бы эффекта массового производства и меньших, связанных с этим, различного рода издержек. Крупные предприятия обладают возможностью активного финансирования целенаправленных научных исследований и разработок, а также развития социальной инфраструктуры, что привлекает высококвалифищгоованные кадры. Также у них обычно гораздо большие шансы занять доминирующее положение в своей отрасли и, таким образом, поддерживать на приемлемом уровне ставку прибыли.

Однако именно малочисленный штат занятых и скромные масштабы производства позволяют:

  1. — во-первых, осуществлять короткий технологический цикл, сокращать запасы в незавершенном производстве и ускорять оборачиваемость средств (оборот капитала у мелкой фирмы в 2-2,5 раза выше, чем у концерна);
  2. — во-вторых, значительно уменьшать расходы за счет предельно рациональной организации и зтгравления производством (отсутствие сложной управленческой иерархии позволяет гибко реагировать на изменения внешних условий, рисковать при освоении рынка);
  3. — в-третьих, рационально расходовать исходное сырье (чаще — местное), во многих случаях использовать отходы крупного производства или вторичные ресурсы. Небольшие предприятия, используя близость к мелюмасштабным рынкам региональной экономики, активно заполняют свободные ниши, быстро возникая на рынке и исчезая с него ввиду отсутствия спроса на товар;
  4. — в-четвертых, обеспечивать устойчивый сбыт продукции в силу сосредоточения деятельности на выпуске товаров ограниченными партиями, ориентированных, как правило, на определенный: потребителей или индивидуальных заказчиков (здесь и возможность сокращения издержек производства за счет узкой специализации).

Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики его становление и развитие сопряжены с определёнными трудностями и недостатками. Главные проблемы в малом бизнесе — Нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, приобретение устаревшего оборудования, неудобное местоположение фирмы и т.д.

Объективная необходимость государственного регулирования малого предпринимательства вытекает из положений о несостоятельности рынка, в частности, в вопросах обеспечения условий для стабильного и устойчивого развития экономики в целом, защиты частной собственности, перераспределения доходов, получаемых в виде налогов, для решения социально-экономических проблем и задач обеспечения безопасности государства.

Рынок и государство объективно взаимно дополняют друг друга: государство необходимо для создания соответствующих институциональных основ рынка. Например, для привлечения частных инвестиций решаю-щим является доверие к правительству — предсказуемость его установок и мероприятий и последовательность их осуществления.

Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся сектор белорусской экономики. Реализация мероприятий программы государственной поддержки малого предпринимательства в Беларуси на 2008 год, а также иных мер, принятых главой государства и правительством по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить его вклад в обеспечение общего экономического роста республики.

Таким образом, малое предпринимательство представляет собой весьма перспективный сектор экономики, который постепенно увеличивает свой вклад в обеспечение общего экономического роста. Число малых предприятий неуклонно растет. Соответственно растут и другие показатели экономической деятельности малых предприятий. Сектор малого предпринимательства должен более существенно влиять на темпы экономического роста, оптимизировать структуру и качество валового внутреннего продукта, являться основным источником создания новых рабочих мест.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *