Малый и крупный бизнес: подходы к государственно-частному партнерству

Феномен малого предпринимательства, исторически являющийся, начальным фактором генезиса рыночной экономики, требует постоянного изучения, поскольку возрастает сложность социально-экономической среды, существуют барьеры и проблемы, тормозящие выполнение малым предпринимательством своих естественных функций в становлении рыночной системы и новых производственных отношений. Место и роль малого бизнеса в новых экономических условиях должны определяться требованиями гармоничного взаимодействия в интересах устойчивого социально-экономического развития.

Ретроспективный анализ взглядов на предпринимательство показывает, что в экономической науке к данной категории на протяжении долгого времени существует огромный интерес. Так, Р. Кантильон, А. Смит, К. Маркс, Ф. Уокер, П. Друкер, И. Шумпетер, Ф. фон Хайек, Р. Хизрич, Л. Мизес и другие исследователи проводили оценку его важнейших функций в экономическом механизме.

Идея о значимости роли предпринимательства восходит к Й. Шумпетеру, автору работы «Теория экономического развития», «Капитализм, социализм, демократия». По его мнению, предприниматели-новаторы являются движущей силой экономического развития, осуществляют новые комбинации: выведение на рынок нового товара, внедрение новых технологий, освоение новых рынков сбыта и т.д.

Современные взгляды ученых-экономистов отличаются разнообразием, но практически все они согласны с тем, что роль предпринимателя — одна из центральных в социально-экономической жизни общества. Развитием теории предпринимательства занимались и отечественные ученые: Н. Кондратьев, В. Зяблик, П. Сорокин, А. Чаянов, А. Богданов, А. Агеев, Б. Ичитовкин, В. Автономов.

Малый бизнес активно реагирует на изменение спроса, рыночной конъюнктуры, быстро заполняет образующиеся на рынке ниши. Кроме того, малый бизнес способен внедрять прогрессивные наукоемкие технологии, поскольку характеризуются высокой маневренностью, гибкостью, обладают низкой капиталоемкостью и высокой производительностью (по данным Всемирного банка малый бизнес по производительности труда в 3-6 раз превосходит крупные государственные предприятия).

Особая роль малого бизнеса заключается в способности к созданию и распространению инноваций, являющейся важнейшей функцией современного малого предпринимательства. Процессы формирования постиндустриального общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира.

Малое предпринимательство играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширять средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства.

Становление малого бизнеса создает предпосылки многоукладной экономики, формирует новые формы собственности и предпринимательства, а это является основой здоровой конкуренции, устойчивого и демократического развития общества.

Малые предприятия осваивают те экономические ниши, которые недоступны крупным производителям, тем самым позволяют не только ускорить технический прогресс, но и осуществлять диверсификацию капитала, направляя его в наиболее эффективные секторы экономики. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию, однако любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используются субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний.

Многие новые ниши на рынке оказываются сферой именно субъектов малого бизнеса. Тем самым небольшие предприятия вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, «подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.

Неслучайно в развитых странах основу эффективной экономики составляют малые и средние предприятия. Их доля в объеме ВВП составляет не менее половины, а в доле занятых — еще больше. Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) в Швеции, Германии, США 55-65% ВВП. На тысячу человек населения в странах ЕЭС приходится 45 малых и средних предприятий, в США — 75.

Развитие малого предпринимательства как фактор экономического роста. В экономической науке существует ряд работ, посвященных выявлению зависимости между темпами экономического роста и долей малого сектора в ВВП. К примеру, в работе проведенный анализ влияния институциональной среды на развитие бизнеса в странах с переходной экономикой показал существование статистически значимой прямой зависимости между темпами роста ВВП и долей частного сектора в странах с переходной экономикой.

В странах с большей долей частного бизнеса наблюдаются более высокие темпы роста ВВП. И чем выше показатель легкости ведения бизнеса в стране, тем большей долей частного сектора в ВВП она характеризуется.

Анализ зависимости между темпами экономического роста и легкостью ведения бизнеса, проведенный Всемирным Банком по 145 странам мира, показал, что гипотетическое улучшение среды для функционирования бизнеса до уровня 20% стран с самой благоприятной средой ведет к увеличению темпов роста примерно на 1,4—2,2 п.п. Для переходной экономики такая цифра составляет примерно 3,1 п.п.. Таким образом, улучшение институциональной среды развития бизнеса может оказаться важным фактором экономического роста.

Однако было бы ошибкой делать ставку исключительно на развитие малого бизнеса, рассчитывая на самоорганизацию свободного рынка, поскольку такое мировоззрение, по мнению многих современных ученых-экономистов, изживает себя.

В новых условиях хозяйствования малый бизнес уже не может рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики. Необходима новая продуманная стратегия интеграции малых предприятий с мощными экономическими структурами.

Государственно-частное партнерство. Опыт развитых стран показывает, что в связке с крупными монополиями, особенно в машиностроении, электронной промышленности, функционируют десятки тысяч мелких предприятий, новейшая модернизация крупного производства предусматривает формирование вокруг него групп малых предприятий, входящих в общие производственно-технологические цепочки (субкон-трактные, аутсорсинговые группы). При этом реализуется простой принцип — всё, что крупной компании выгоднее покупать у внешних производителей товаров и услуг, ей следует покупать, а не производить у себя.

В свою очередь малые предприятия благодаря кооперации с крупными получают дополнительные возможности наращивания собственной деятельности, создания новых рабочих мест, привлечения финансовых ресурсов, внедрения новых технологий организации производства и сбыта. Таким образом, эта кооперация взаимовыгодна и очень существенна как для крупного производства, так и для сферы малого предпринимательства.

Пальму первенства по внедрению государственно-частного партнерства долгое время удерживает Великобритания: здесь, по данным Лондонской международной финансовой службы, за последнее десятилетие было реализовано таких проектов на сумму свыше $40 млрд. Ежегодно в Великобритании в рамках государственно-частного партнерства на реализацию крупномасштабных проектов частного сектора привлекается до $8-10 млрд., что позволяет экономить немалые бюджетные средства. Например, с использованием механизма государственно-частного партнерства были завершены такие серьезные проекты, как строительство Евротонне-ля, соединяющего Англию и Францию под проливом Ла-Манш, прокладка отдельных веток лондонского метро и т.д.

Взаимодействие государственного и частного сектора Республики Беларусь как инструмент модернизации промышленной политики. Тесное взаимодействие государственного сектора и малого бизнеса Беларуси является одним из факторов инновационно-промышленной политики. Такое сотрудничество позволит, с одной стороны, активизировать производственную кооперацию крупных, средних и малых предприятий, расширить субконтрактацию (субподряды) как форму взаимодействия малого бизнеса и крупных государственных предприятий. С другой стороны, это позволит усилить эффективность государственной поддержки малого бизнеса, предусматривающей создание благоприятных условий для производственной деятельности, нивелирования различных барьеров и др.

Однако в реальном секторе экономики Беларуси не сложились кооперационные отношения между крупными и малыми предприятиями, как это имеет место в Чехии, Польше, Венгрии. Более того, их взаимодействие проявляется в конкуренции между собой, что изначально не может быть эффективно.

Тормозят развитие сотрудничества различные формальные и неформальные ограничения для госпредприятий на закупку сырья и комплектующих у субъектов малого предпринимательства, а также размещение у них заказов на производство отдельных деталей. Для обеспечения надежности технологических и финансовых операций крупные предприятия предпочитают организовывать собственные мелкие подразделения, а не подвергать себя риску ведения дел с внешними организациями. Как следствие — масштабы субконтрактации, аутсорсинга и франчайзинга с участием самостоятельных малых предприятий в Беларуси, как и в большинстве стран с развивающимися рынками, практически отсутствуют.

Следует отметить, что малый бизнес способен сыграть значимую роль в совершенствовании инновационно-промышленной политики Беларуси. Технические инновации и внедрение новой техники обеспечивают ежегодное снижение энергоемкости ВВП на 4%. Вместе с тем низка доля экспорта белорусской продукции с высоким уровнем нау-коемкости (в пределах 3-4%). Удельный вес новой, освоенной в течение одного года продукции в промышленности колеблется в пределах 3-4%.

В этой связи совершенствование промышленной политики в сочетании с взаимовыгодным сотрудничеством государственного и частного секторов являются на сегодняшний день одним из важнейших государственных приоритетов. В ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию (29 апреля 2008 г.). Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сказал, что стратегией экономического развития страны должно стать взаимодействие малого, среднего, крупного государственного и частного бизнеса.

Всё это приближает нас к необходимости дальнейшей государственной поддержки тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наибольший эффект. Особенно важно оказывать поддержку тем гигантам, которые могут выступать катализаторами государственно-частного партнерства по отношению к сотням малых предприятий, увеличивая на этой основе производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Эффект поддержки малых и средних предприятий достигается с помощью перераспределения государственного заказа через крупяные предприятия мелким так, как это будет рассмотрено нами далее на примере США, где доля распределения госзаказа среди субъектов малого бизнеса с учетом субконт-рактации увеличивается с 23% до 38% от всего госзаказа. Механизм достижения данной цели прост—государство размещает госзаказ у крупного предприятия с непременным условием, описанным в документации, о том, что часть его будет размещена у микро- и малых предприятий. На таких условиях, к примеру General Electrics работает с десятками тысяч малых предприятий.

Опыт Российской Федерации также является в данной области передовым и заслуживает отдельного обсуждения. Так, в соответствии с последними изменениями в законодательстве на предприятиях малого бизнеса можно будет размещать 10-20% госзаказов. Также на них можно будет размещать заказы на любую продукцию, а не только из специального перечня правительства. Однако размер заказа на одном малом предприятии не должен превышать 2 млн. российских рублей по услугам и 3 млн. российских руб. по товарам.

Кроме того, в Российской Федерации в целях обеспечения сопоставимости законодательства по развитию малого и сред-него предпринимательства, прежде всего со странами Европейского союза — основным внешнеэкономическим партнером России -и выравнивания условий поддержки европейских и российских малых и средних компаний принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Так, в структуру малого бизнеса Российской Федерации теперь входят микропредприятия, малые и средние предприятия. Такая градация позволит оказывать более целенаправленную и адресную помощь субъектам малого бизнеса.

Российская Федерация уже следует по пути заимствования положительного опыта развитых стран и активно внедряет в практику госзаказа субконтрактную систему распределения госзаказа.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *