Малый, средний и крупный бизнес: поддержка и развитие

МАЛЫЙ БИЗНЕС

Что касается малого бизнеса, то он, как и крупный бизнес, взаимодейству­ют с другими партнерами чаще всего в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих. С крупными фирмами довольно часто сотрудничают при производстве и дистрибьюции продукции, таможенном оформлении и сертификации, разработке новых видов продукции и проектной, технической или иной документации. Сравнительно редко малые промышленные предприятия прибе­гают к услугам крупных организаций в сфе­ре логистики, маркетинговых исследований и рекламы, обслуживания технологическо­го оборудования и управления персоналом. Эти услуги, наряду с обслуживанием ин­формационной системы, ремонтом зданий, помещений, консалтингом по управлению и принятию решений, бухгалтерскими и юридическими услугами, выполняются чаще специализированными малыми или средни­ми фирмами, для которых предоставление этих услуг является основным видом эко­номической деятельности.

С малым бизнесом взаимодействие про­исходит, прежде всего, в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих. Более трети респондентов контактируют с малы­ми предприятиями в сфере дистрибьюции продукции, маркетинговых исследований и рекламы, обслуживания информационной системы, ремонта зданий, логистики. Ме­нее пятой части крупных предприятий-рес­пондентов (крупного бизнеса) отмечают наличие экономичес­ких отношений с малым бизнесом в сфере обслуживания технологического оборудо­вания, таможенного оформления и серти­фикации, управления персоналом и разра­ботки новых видов продукции, а также про­ектной, технической или другой докумен­тации. В целом, респонденты сравнительно редко сотрудничают с малыми фирмами в сфере консультирования по управлению и принятию решений, юридических и бухгал­терских услуг, уборки помещений и дру­гих бизнес-процессов.

Другими словами, малый бизнес более привлекателен для крупного по сравнению с предприятиями другого размера на стадии реализации продукции (в дистрибьюции, логистике, маркетинговых исследованиях и рекламе), а также в обслуживании информационной системы, консалтинге и бухгал­терских услугах.

СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Со средним бизнесом большин­ство крупных предприятий-респондентов также отмечают взаимодействие в сфере за­купки сырья, материалов, комплектующих. Более трети респондентов указывают на сотрудничество в дистрибьюции продукции, таможенном оформлении и сертификации, ремонте зданий, помещений, маркетинго­вых исследованиях и рекламе, производ­стве продукции и обслуживании информа­ционной системы. Более пятой части рес­пондентов взаимодействуют со средними предприятиями в сфере обслуживания обо­рудования и управления персоналом, раз­работки продукции и документации, логи­стики. Также, как и в ситуации с малыми фирмами, средние привлекаются не часто в юридических услугах, консалтинге, бух­галтерских услугах и уборке помещений, территории.

Среднему бизнесу предпочтение отда­ется в сфере дистрибьюции продукции (на­ряду с малыми), таможенного оформления и сертификации, производства продукции, обслуживания технологического оборудо­вания (исключая гарантийное), управления персоналом, юридических услуг, ремонта зданий, уборки помещений и территории.

Крупные предприятия взаимодействуют друг с другом также по большей части в сфе­ре закупки сырья, материалов, комплектую­щих. Более трети респондентов отметили та­моженное оформление и сертификацию продукции, более пятой части — производство, разработку продукции и документации, ло­гистику. Еще меньше респондентов указали сферу маркетинговых исследований и рекла­мы, управления персоналом, обслуживания информационной системы, ремонта зданий, консалтинга, юридических и бухгалтерских услуг и уборки помещений, территории.

С равными по размеру субъектами хо­зяйствования крупные предприятия-респон­денты чаще, чем с партнерами другого раз­мера, строят взаимоотношения в закупке сы­рья, материалов, комплектующих, а также в разработке продукции и документации, где интенсивно привлекается средний бизнес.

На решение вопроса в пользу исполь­зования услуг сторонних организаций вли­яет множество факторов, среди которых большинство респондентов указывают на отсутствие специалистов необходимого профиля или квалификации. Более того, главным фактором привлечения услуг со стороны становится экономия затрат, если оказывается дороже организовать или со­держать собственное подразделение в срав­нении с покупкой услуг, например, в логи­стике, транспортировке и хранении грузов, где требуется наличие машин, оборудова­ния, складов, которые необходимо обслу­живать.

В то же время препятствия к разви­тию взаимодействия субъектов хозяйство­вания отличны от тех, которые отмечаются зарубежными компаниями в практике меж­фирменного сотрудничества. В Европе основными барьерами являются стремление субъектов хозяйствования к независимос­ти, опасность принять неверное инвести­ционное решение, отсутствие подходящих партнеров и причины административного характера.

Основной при­чиной недостаточно интенсивного разви­тия взаимодействия среднего бизнеса с малым и крупным является традиционно сло­жившаяся практика выполнения отдельных бизнес-процессов собственными силами в связи с предполагаемыми меньшими издер­жками, чем у сторонних подрядчиков, либо в связи с наличием собственных специа­листов со знанием специфики работы пред­приятия. В обследовании деловых услуг для Всемирного банка выявлено, что большин­ство респондентов предпочитает выполнять только собственными силами, например, юридические, бухгалтерские услуги и раз­работку новых видов продукции — 52, 69 и 56% соответственно, а по другим видам ус­луг большинство респондентов обращает­ся к сторонним организациям лишь «иног­да». Причиной выполнения сво­ими силами таких бизнес-процессов, как, например, разработка и сопровождение про­ектной, технической или иной документа­ции и разработка новых видов продукции, является наличие квалифицированного тех­нического персонала. Это объясняется до­вольно высоким уровнем инженерного об­разования в Республике Беларусь, а также традицией создания на крупных предпри­ятиях собственных научно-исследователь­ских подразделений. Кроме того, на реше­ние о выполнении этих услуг своими си­лами может влиять риск утечки информа­ции, что указывает на еще одну важную проблему — защиты прав интеллектуальной собственности. Нерешенные вопросы в этой области могут стать серьезным пре­пятствием для активизации межфирменно­го сотрудничества в сфере НИОКР.

Одним из важных факторов для вы­полнения бизнес-процессов своими сила­ми выступает инертность руководителей предприятий, что связано с отсутствием реального конкурентного давления на эти предприятия либо недооценкой влияния сотрудничества со специализированными фирмами (с более низкими издержками или более высоким качеством предоставляемых услуг) на эффективность собственной дея­тельности. Более того, инертность руково­дителей при принятии решений о коопера­ции с независимыми субъектами хозяйство­вания может быть связана с существующей в республике системой льгот (налоговых, выдачи субсидий), которая предоставляет­ся конкретным предприятиям, отталкива­ется от результатов именно их деятельнос­ти и базируется на таких показателях, как добавленная стоимость, удельный вес соб­ственного производства, экспортируемой продукции и т. д.

Взаимодействие крупного и малого бизнеса не представляется возможным ре­гулировать напрямую, поскольку решения о межфирменных отношениях принимают­ся на уровне хозяйствующих субъектов. Если экономические отношения приносят сторонам взаимную выгоду (большую, чем при их отсутствии), то они будут разви­ваться. Однако государство может ускорить развитие данных процессов косвенно: через формирование благоприятной экономичес­кой среды для создания и функционирова­ния конкурентоспособных, инновационно развитых хозяйствующих субъектов — по­тенциальных партнеров крупных компаний, путем совершенствования необходимой инфраструктуры, содействия информацион­ным потокам и т. д. 

КРУПНЫЙ БИЗНЕС

Нали­чие крупных промышленных комплексов обусловлено моделью развития экономики в советское время, которая была направле­на на укрупнение и концентрацию произ­водительных сил. В последующем, с середи­ны 90-х годов, когда большинство стран про­водили радикальные экономические рефор­мы, республика встала на путь осторожной, сдерживающей экономической политики. Это выразилось в консервации имеющихся производств и отношений между предпри­ятиями, отказе от глобальной приватизации и либерализации экономики.

Однако сохранение в неизменном виде модели регулирования экономики, актив­но задействующей административные ры­чаги управления, во многом исчерпало себя. В этой ситуации один из возможных вари­антов проведения структурных реформ при сохранении основных элементов государ­ственной политики — включение малого и среднего бизнеса в бизнес-процессы крупного бизнеса. Это позволит пос­ледним быстрее отвечать на современные вызовы, избежать технологического отста­вания и потери рынков сбыта своей про­дукции. Отсюда возникает необходимость развития кооперации и повышения уров­ня взаимодействия различных хозяйству­ющих субъектов. В этой связи анализ раз­вития данных процессов в Республике Беларусь имеет важное значение как для предприятий при поиске оптимальных спосо­бов ведения бизнеса, так и для государствен­ных органов с целью повышения эффек­тивности проводимой экономической по­литики.

Затрагиваемая проблема межфирмен­ных отношений является еще недостаточ­но изученной как в Республике Беларусь и Российской Федерации, так и в зарубежных странах. В Европе, на­пример, интерес к данному вопросу на го­сударственном уровне стал проявляться сравнительно недавно. Впервые исследова­ние взаимодействия хозяйствующих субъек­тов методом опроса руководителей пред­приятий было проведено в 2003 г., сле­дующее — в 2007-2008 гг.

Большинство опрошенных предприятий промышленности (более 80%) сосредоточе­но в четырех отраслях промышленности — машиностроения и металлообработки, пище­вой, легкой и деревообрабатывающей. По раз­меру основную часть респондентов состави­ли крупные и средние субъекты хозяйство­вания (около 92%).

Не менее важны препятствия инфор­мационного характера — недостаток знаний о формах сотрудничества (24% респонден­тов), о потенциальных партнерах, риск по­тери контроля над передаваемым процес­сом (по 16%), риск утечки конфиденциаль­ной информации (11%), а также пробелы в законодательной базе (17%).

В целом, анализ взаимодействия крупного бизнеса со средним и с малым показал, что по большей части в этот процесс вовлечены сторонние (независимые) организации. Такие ответы дали почти 98% крупных промыш­ленных предприятий по каждой из групп партнеров. Зависимые отношения с други­ми субъектами хозяйствования (дочерни­ми и др.) строились сравнительно неболь­шой частью крупных предприятий-респон­дентов (около 16% с малыми и средними организациями и 10% — с крупными глав­ным образом в сфере закупки сырья, мате­риалов, комплектующих, производства и дистрибьюции продукции).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *