Механизм обеспечения национальной безопасности

Механизм обеспечения национальной безопасности состоит из следуюгдих этапов:

  1. Разработка критериев и пороговых значений индикаторов национальной безопасности макросистемы. Реализация стратегии национальной безопасности невозможна при отсутствии обоснованных количественных и качественных параметров (пороговых значений) функционирования макросистемы, превышение которых создает угрозу национальной безопасности.

Критерий национальной безопасности представляет собой оценку состояния макросистемы с точки зрения основных процессов, воспроизводящих сущность национальной безопасности. Критерий не является прямым руководством к действию. Необходим комплексный подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой потенциала, созданием новых хозяйственных механизмов, организационных структур управления.

Пороговые значения — это предельные величины (а.), превышение значений которых замедляет развитие воспроизводящих элементов макросистемы, приводит к формированию отрицательных, разрушительных тенденций для социально-экономического развития. Пороговые значения индикаторов призваны сигнализировать о приближении критического состояния национальной безопасности и необходимости изменения стратегии ее обеспечения.

  1. Диагностика потенциала и прогнозирование факторов, создающих угрозы национальной безопасности. Роль диагностики потенциала значительно возрастает в условиях трансформации макросистемы. Можно выделить следующие основные цели диагностики: оценка состояния и динамики развития макросистемы; выявление деструктивных тенденций в процессе развития потенциала; определение причин, источников, характера и интенсивности воздействия неблагоприятных факторов на потенциал; прогнозирование последствий воздействия неблагоприятных факторов на потенциал макросистемы; анализ сложившейся ситуации и тенденций ее развития; разработка мероприятий по предотвращению угроз макросистеме.

Процесс диагностики потенциала основывается на принципе непрерывности наблюдения за состоянием объекта диагностики с учетом фактического состояния потенциала и тенденций его развития, а также общего состояния мировой экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов. Указанный подход к диагностике макросистемы позволяет подробно изучить комплекс факторов, угрожающих национальной безопасности, организовать и провести процесс диагностики, проанализировать последствия изменений условий функционирования внутренней и внешней среды, обосновать прштятие управленческих решений.

  1. Основные направления деятельности по обеспечению национальной безопасности:
    1. обнаружение случаев отклонения фактических либо прогнозных параметров
    2. функционирования системы от пороговых значений национальной безопасности и принятие управленческих решений по выходу из опасной зоны;
    3. разработка и реализация комплекса мер по предотвращению возникновения угроз национальной безопасности макросистемы.

Таким образом, основная функция обеспечения национальной безопасности макросистемы заключается в предотвращении или минимизации негативного воздействия на потенциал не только конкретной макросистемы, но и систем более высокого порядка — интегрированных систем.

Национальная безопасность России и Беларуси является непременным условием существования Союзного государства и зависит от сближения и взаимодействия национальных систем, степени их интеграции. Роль интеграционных отношений значительна, ибо разрушительные явления в экономике, в отличие от созидательных, имеют тенденцию к распространению. Реальная сила интегрированной макросистемы как института зависит от защиты жизненно важных национальных интересов. Следовательно, экономическая интеграция макросистем представляется важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности посредством создания жизнеспособной интегрированной макросистемы с высокой степенью конкурентоспособности на мировом рынке товаров, услуг и капитала.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *