Методические основы оценки состояния базы абонентов-потребителей мобильных контент-услуг

Стремительное развитие информационньгх технологий в значительной степени обусловлено высоким спросом нате виды услуг, которые сегодня предлагает потребителю как электронный, так и мобильный бизнес. В период интенсивного обмена информацией рынок реагирует достаточно быстро, предугадывая, а зачастую формируя, потребности общества в тех либо иных услугах. Электронная продукция высокотехнологичной сферы ежедневно потребляется широким кругом людей, которые пользуются средствами мобильной связи или сети Интернет.

Фактом действительности становится то, что информация (как товар или услуга) сегодня является объектом продажи, а сами информационные технологии передачи данных — средством и условием торговых сделок.

Мировые тенденции развития рынка сотовой связи указывают на расширение предлагаемых им услуг. Помимо голосовой связи мобильный бизнес раскрывает возможности передачи информации в электронном виде через различные технологии: SMS — короткие текстовые сообщения, MMS -мультимедийные сообщения, IVR — автоматические голосовые услуги, USSD — технология двунаправленной сеансовой передачи неструктурированных данных дополнительных услуг, WAP — технология беспроводной передачи данных.

Большую популярность у абонентов сотовой связи получили уощтжмобилъного контента, под которым принято понимать информацию, представленную в цифровом формате и адаптированную к мобильным устройствам, как правило, справочного, развлекательного, социально ориентированного характера. Такая услуга обеспечивает абоненту получение от контент- или сервис-провайдера информации в виде музыки, изображений, видеофайлов — за дополнительную плату. Характер получаемого контента во многом обусловливает потребительский спрос, который поставщик контент-услуг желает предугадать и контролировать, но при этом не имеет соответствующего экономического инструмента.

Исследования экономики услуг сотовой связи сегодня весьма незначительны, что объясняется новизной рынка, высокой скоростью его развития и прикладным характером требуемых для изучения направлений. Однако отдельные вопросы рынка мобильной связи нашли отражение в работах М.И. Харламова, Н.В. Перевозниковой, Д.А. Салимжа новой, И.В. Трегуб, A.M. Абросимова, Б.Н. Асековой, А.В. Борискина, А.А. Хараева и других.

Тем не менее вопрос оценки уровня потребления контент-услуг абонентами мобильной связи пока еще недостаточно исследован. В связи с этим наблюдается практическая необходимость в разработке соответствующих экономических инструментов анализа спроса и восстребованности услуг контент-пр овайдеров.

С целью повышения эффективности работы маркетинговых подразделений контент-провайдеров автором предлагаются к использованию методические основы для оценки состояния (в т.ч. изменения уровня и динамики) базы абонентов-потребителей контент-услуг. Очевидно, что предугадать спрос-это достаточно сложно реализуемая цель для провайдера, т.к. значительное место в ее достижении занимают определяющие спрос факторы.

К ним относят: нерегулярность потребности в мобильном контенте, импульсивность выбора, программа маркетинговых мероприятий продвижения, финансовое положение абонента, «память» абонента об услугах и т.п. В связи с этим предлагаемый крассмотрению механизм оценки потребления контент-услуг через анализ клиентской (абонентской) базы позволит провайдерам:

  • усовершенствовать учет состояния и динамики абонентской базы;
  • определить степень ее эффективного расширения;
  • косвенно оценить уровень развития предлагаемых контент-услуг.

Особенности оценки состояния базы абонентов-потребителей контент-услуг.

Спрос абонентов на большинство контент-услуг является сложно предсказуемым, т.к. во многом обусловлен их спецификой. Контент-услуги весьма разнообразны, однако их различия базируются на общих свойствах-признаках: неосязаемость, неотделимость от источника, неоднородность качества, не-сохраняемостъ. Данные свойства оказывают влияние на поведение потребителей: частоту и повторность обращения, удовлетво-ренность качеством, внутреннюю потребность в мобильном контенте, а следовательно, являются определяющими в оценке состояния базы абонентов и потребительского спроса.

Состояние базы абонентов-потребителей контент-услуг возможно оценить через применение в практике провайдеров КУ системы показателей, отражающих ее уровень и динамику.

Для адекватного понимания происходящих процессов потребления (заказов) контент-услуг приводимые методические рекомендации основаны на понятии «уникальный абонент», т.к. отрицание этого факта приведет к равному числу заказов и абонентов, в то время как один абонент может многократно совершать заказы услуг

В целях комплексной оценки состояния (уровня и динамики) базы абонентов-потребителей мобильных контент-услуг необходимо использовать систему показателей, включающую несколько групп. К ним относятся: показатели движения абонентов в общей базе абонентов-потребителей и показатели состояния базы абонентов-потребителей контент-услуг.

Показатели движения абонентов в общей базе абонентов-потребителей контент-услуг. Движение абонентов в общей базе абонентов-потребителей контент-услуг характеризуется абсолютными и относительными показателями оборота.

Заключение. Рассматриваемые автором методические рекомендации по оценке состояния (уровня и динамики) базы абонентов-потребителей предполагают использование приводимых показателей по каждому виду контент-услуг в отдельности, а также по группе услуг (или в целом по провайдеру).

Современные информационные технологии, применяемые в практике провайдеров, позволяют проводить высококачественный учет числа абонентов и производить их полную идентификацию, благодаря чему для них не представляется сложной процедура сбора исходных данных для расчета рекомендованных показателей оценки. В то же время автором допускается использование готового программного обеспечения, поддерживающего такие исчисления, которое сможет облегчить механический труд сотрудников аналитических подразделений.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *