Методика влияния анализа ассортиментной политики на экономическую устойчивость предприятия.

Известны понятия «финансовая устойчивость предприятия», «финансовая состоятельность предприятия». Мы вводим более широкое понятие — «экономическая устойчивость предприятия», которое кроме финансовой включает производственную, кадровую и маркетинговую устойчивость. Генеральной целью формирования ассортиментной политики предприятий является обеспечение его экономической устойчивости, управление которой требует соответствующей оценки. В экономической литературе применяется ряд методов оценки финансово-экономической устойчивости предприятия.

К недостаткам отдельных методик относится их ориентация лишь на один показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а не на систему взаимосвязанных показателей. Методика А.П. Душко не учитывает маркетинговую и кадровую составляющие устойчивости, а поэтому не в полной мере оценивает финансовую и производственную устойчивость.

Недостатки методики Н.С. Яшина обусловлены тем, что деятельность предприятия признается неудовлетворительной, если хотя бы один показатель устойчивости не соответствует норме. Показатели же финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта находятся в постоянной динамике, поэтому изменяется и уровень финансовой устойчивости в целом. Однако анализируемый подход не позволяет в общем случае зафиксировать эти изменения и соответственно оценить изменения в траектории развития предприятия.

Методики А.К. Афанасьева и Н.Ю. Четыркиной не позволяют оценивать финансовую устойчивость хозяйствующих субъектов при наличии отрицательных значений хотя бы у одного единичного показателя устойчивости. Методика Е.К. Войшвилло в аналогичной ситуации искажает реальное значение комплексного показателя финансовой устойчивости, поскольку непрерывное снижение отрицательного значения i-ro единичного показателя устойчивости вызовет рост комплексного показателя.

Поэтому выбор показателей для оценки экономической устойчивости мы предлагаем осуществлять на основе соблюдения следующих принципов:

  • — комплексного подхода;
  • — рационального соотношения отдельных групп показателей;
  • — регулируемости системы показателей; сопоставимости показателей в различные периоды.

К показателям такой оценки предъявляются требования: логической увязанности с закономерностями научно-технического прогресса, научной обоснованности и объективности; простоты и доступности расчета, конкретности и однозначности толкования результатов, обеспечения сходимости показателей во времени.

При количественной оценке экономической устойчивости предприятия необходимо свести совокупность единичных показателей в интегральный показатель путем строго поэтапного использования метода средневзвешенной суммы показателей:

  • Первый этап — формирование цели оценки экономической устойчивости; анализ деятельности управленческого персонала предприятия; выбор партнера для организации совместных проектов; привлечение инвестиций; составление программы выхода на новые рынки сбыта; выяснение фактического уровня экономической устойчивости и разработка мер по его сохранению и поддержанию.
  • Второй этап — сбор информации о деятельности предприятия по следующим показателям: емкость рынка; соотношение спроса и предложения; доступность сырья, материалов, комплектующих; уровень конкуренции; уровень рентабельности продукции; надежность поставщиков; платежеспособность потребителей; затраты входа на рынок; степень государственного регулирования экономики и уровень риска.

В результате апробации разработанной методики оценки экономической устойчивости ряда предприятий показана возможность ее применения при оценке рациональной ассортиментной политики; определена необходимость активизации работы на ОАО «Горизонт» по разработке оптимального варианта его ассортиментной политики, что позволит обеспечить в перспективе достижение состояния положительной экономической устойчивости.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *