Методика выбора рациональной схемы снабжения производства и распределения продукции для лесопромышленных предприятий

Эффективная логистика — один из способов снижения затрат лесопромышленных предприятий. Так, по данным крупнейших аналитических компаний, использование современных логистических методов управления позволяет сократить производственные затраты от 5 до 15%, время выхода на рынок от 15 до 30%, объемы материально-технических запасов от 20 до 40%, затраты на закупку товаров от 5 до 15% и увеличить прибыль от 5 до 15%. Как видно из приведенных данных, использование современных логистических подходов управления предприятием позволяет значительно сократить затраты и повысить конкурентоспособность предприятия и его продукции.

Управление материальными потоками осуществляется на микро- и макроуровнях. На микроуровне осуществляется управление материальными потоками внутри предприятия. Сюда относятся управление складским хозяйством, управление запасами, внутрипроизводственное перемещение грузов и т.д. Особенностью данного уровня управления является то, что на управление материальными потоками значительное влияние оказывают решения, принимаемые руководством лесопромышленных предприятий.

На макроуровне осуществляется управление материальными потоками, образующимися при взаимодействии лесопромышленного предприятия с покупателями готовой продукции и поставщиками сырья и материалов. При этом важной задачей для руководства является формирование оптимальной структуры снабжения производства и распределения готовой продукции. Особенностью данного уровня является то, что на управление материальными и информационными потоками, помимо поставщиков, покупателей и лесопромышленного предприятия, значительное влияние оказывают элементы макросреды:

  • — особенности ценообразования лесопромышленной продукции;
  • — особенности налогообложения;
  • — государственное управление, регулирующее реализацию готовой продукции, закупку сырья и материалов;
  • — особенности внешнеэкономической деятельности;
  • — влияние государственных органов управления предприятиями и органов государственного регулирования материальными, финансовыми и информационными потоками;
  • — международные соглашения, регулирующие перемещение и страхование грузов.

Важной задачей при управлении материальными потоками на макроуровне является определение их размеров и структуры. Для решения данной задачи предлагается методика выбора рациональной схемы организации снабжения производства и распределения продукции для лесопромышленных предприятий, состоящая из ряда последовательных этапов:

1) анализ существующей системы снабжения производства, транспортировки и распределения готовой продукции лесопромышленного предприятия и определение затрат, которые оно несет по организации движения материальных и информационных потоков;

2) определение «желаемых» рынков сбыта готовой продукции, сырьевых зон (зоны, где произрастает лес необходимого возраста, породного состава; размеров и сроков лесозаготовок), возможных путей доставки сырья, материалов и готовой продукции, структуры на управление материальными потоками в макросреде значительное влияние оказывают затраты по организации процессов сбыта, снабжения и транспортировки. Их доля в структуре логистических затрат занимает от 54,5 до 83,7%. При этом затраты на организацию сбыта занимают от 2,9 до 6,2%, а на организацию снабжения — от 1,9 до 28,3%. Это говорит о том, что на лесопромышленных предприятиях в значительной степени сотрудники отдела сбыта и снабжения не мотивированы к поиску оптимальных источников и каналов снабжения и распределения.

Следующим важным шагом на данном этапе является определение целей и задач совершенствования структуры макрологистической подсистемы. Важной ее составляющей является изучение системы доставки готовой продукции покупателям и сырья от поставщиков. На лесопромышленных предприятиях Республики Беларусь используются собственный транспорт предприятий, транспорт покупателей и транспорт поставщиков логистических услуг.

Их доля в структуре логистических затрат занимает от 54,5 до 83,7%. При этом затраты на организацию сбыта занимают от 2,9 до 6,2%, а на организацию снабжения — от 1,9 до 28,3%. Это говорит о том, что на лесопромышленных предприятиях в значительной степени сотрудники отдела сбыта и снабжения не мотивированы к поиску оптимальных источников и каналов снабжения и распределения.

Следующим важным шагом на данном этапе является определение целей и задач совершенствования структуры макрологистической подсистемы. Важной ее составляющей является изучение системы доставки готовой продукции покупателям и сырья от поставщиков. На лесопромышленных предприятиях Республики Беларусь используются собственный транспорт предприятий, транспорт покупателей и транспорт поставщиков логистических услуг.

Интересной деталью является то, что готовая продукция поставляется в основном на условиях FCA-склад лесопромышленного предприятия, если грузы доставляются автомобильным транспортом, и DAF-граница Республики Беларусь, если грузы доставляются железнодорожным транспортом. Поэтому одной из возможностей увеличения экспортной выручки лесопромышленных продажи сырья (Bv), которые определяются на основе попенной платы или с помощью маркетинговых исследований (биржевых котировок). Каждый из М-покупателей информирует лесопромышленное предприятие о желаемых объемах заказов (Gkj) на каждый вид лесопромышленной продукции. Существуют отпускные цены, выше которых покупатели не будут покупать продукцию (Ykj), определяемые с помощью маркетинговых исследований. Также известны нормы расхода сырья на производство каждого вида товара (оО).

В ходе переговоров лесопромышленное предприятие согласовывает цены на сырье (X;), которые не должны быть ниже минимальных цен поставок и цены на готовую продукцию (Рч), но должны быть выше максимальных цен либо равными им.

Данная методика показывает, что отделы снабжения и сбыта должны собирать информацию, необходимую для принятия решения, о поставщиках сырья и покупателях продукции. При этом информация может быть как собрана самими отделами, так и поступать от потенциальных поставщиков, потребителей. Затем она анализируется, на основе собранных данных происходит моделирование различных вариантов снабжения и сбыта готовой продукции.

Если возможности поставщиков и потребителей не соответствует возможностям лесопромышленного предприятия (переработке сырья и производству готовой продукции), то отделы сбыта и снабжения начинают поиск новых покупателей и поставщиков. Затем определяются различные варианты снабжения производства между поставщиками и распределения готовой продукции между покупателями.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *