Методика выявления конкурентов в сегменте банковского рынка

Банк, как субъект отраслевого рынка, в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью противостояния конкурентам, чтобы оно было успешным, необходимо своевременно выявлять предпосылки к изменению ситуации, объективно оценивать собственные возможности и потенциал соперников. С целью стратегического планирования в условиях позиционирования на рынке особую важность приобретает проведение конкурентного анализа, в основе которого лежит поведенческая концепция понимания сущности конкуренции как соперничества, состязания.

Особенностью конкурентного взаимодействия является его принудительный характер: в борьбу вступают все субъекты по мере приобретения ими статуса участника отраслевого рынка. Однако, обладая дифференцированными преимуществами, разрабатывая индивидуальные стратегии, они представляют различную степень угрозы друг для друга. Поэтому возрастает степень приоритетности задачи по выявлению непосредственных для банка соперников, обладающих близкой с ним конкурентной позицией.

На практике выделение круга конкурентов среди рыночных субъектов затруднено разнообразием банковских продуктов и услуг. Тем не менее это представляется возможным в рамках конкурентных групп определенного сегмента рынка, основным критерием выделения которых является перечень схожих характеристик, стремящихся в своей оценке к конкурентным преимуществам в пределах их границ и образующих потенциал для достижения лидерства.

Существующие методики выявления конкурентов, как правило, представляют собой оценку конкурентоспособности. Некоторые из них основаны на сравнении параметров деятельности участников рынка, оцененных экспертами, или сопоставлении информации, полученной по результатам опроса клиентов, что придает им субъективный характер. Другие предусматривают трудоемкий расчет интегрального коэффициента, включающего в себя десятки более мелких количественных и качественных характеристик, или ранжирование конкурентных позиций с использованием балльной оценки ряда параметров. Лишь при сравнении значения итогового показателя, рассчитанного для всех участников рынка, с помощью таких методик можно выявить близких соперников. При этом большое количество объектов анализа делает его громоздким и приводит к увеличению затрачиваемых ресурсов. Зачастую методики оценивают общее положение банка на рынке, и результаты такого анализа не предоставляют необходимой информации для стратегического планирования его деятельности в отношении продуктов (услуг). Ряд методик предназначен для производственной сферы экономики, что затрудняет их адаптацию к специфическим условиям банковского рынка.

В этой связи особую актуальность приобретают разработки в области методологии конкурентного анализа деятельности банков, учитывающего специфику их взаимодействия, которая обусловлена местом и ролью этих институтов в финансовом секторе и экономике. Цель представленного исследования заключается в создании методики выявления конкурентов в разрезе сегмента банковского рынка, отвечающей таким требованиям, как доступность исходных данных, объективность и информативность полученных результатов, возможность регулярного применения для мониторинга текущей ситуации на рынке.

Предлагаемая система показателей для этой методики включает следующие элементы:

  • а) значение объема определяющих сегмент рынка операций— показатель, который отражает долю присутствия банка в его границах. Он выступает объективной характеристикой размерности конкурентного пространства кредитно-финансовой организации, подлежащей учету при определении ее конкурентных возможностей;
  • б) среднюю стоимость банковского продукта, реализованного в сегменте рынка (IR,), являясь ценовым фактором конкурентоспособности, несет важную информацию о конкурентном взаимодействии в его границах;
  • в) коэффициент устойчивости развития конкурентной характеристики банка, выраженной объемом совершенных операций.

Данный коэффициент, обеспечивая сопоставление результатов деятельности банка с совокупностью участников сегмента рынка, отражает устойчивость динамики объема совершенных операций в положительном или отрицательном контексте, влияющую на его статус конкурентного преимущества.

В основе данного индекса лежит показатель эластичности спроса, отражающий чувствительность потребителей к изменению цены приобретаемого товара (услуги). Устойчивость неценовых предпочтений (качество и скорость обслуживания, удобство расположения офиса, уровень доверия и др.) при выборе продукта банка свидетельствует о лояльном поведении его клиентов.

Описанные выше параметры разносторонне характеризуют деятельность участников сегмента рынка, отражая их конкурентные возможности, что позволяет с более высокой точностью выявить непосредственных соперников среди них. При этом предложенная система показателей оценки является открытой, то есть может быть изменена в зависимости от располагаемого объема данных, целей, преследуемых ее проведением, или других причин.

Методика выявления банков-конкурентов в определенном сегменте рынка, учитывая особенности кластерного анализа, предполагает последовательное прохождение этапов, отражающих работу с числовыми данными.

Первый этап предусматривает подготовку статистической информации за выбранный для анализа промежуток времени (не менее четырех периодов) и расчет значений соответствующих показателей. На результат кластеризации влияет масштаб и единицы измерения признаков.

Третий этап предполагает проверку преобразованных данных на корреляцию между признаками, так как наличие устойчивой парной взаимосвязи негативным образом влияет на точность результатов группировки. В случае проявления в анализируемом периоде времени устойчивой высокой (со значением более 0,70) парной корреляции показателей, выбранных в качестве признаков кластеризации, целесообразно исключить один из них.

На четвертом этапе с применением методасредних осуществляется разделение совокупности банков — участников сегмента рынка на однородные группы. При наличии нескольких вариантов кластеризации, число групп которых находится в промежутке и их признаки удовлетворяют условию р < 0,05, на основании максимального значения показателя псевдостатистики Калинского — Гарабаса  проводится поиск наиболее оптимального из них.

Четыре описанных выше этапа повторяются k раз для получения динамического ряда смены паттернов банками, после чего каждому из них присваивается уникальный порядковый номер и строится динамическая карта смены паттернов для совокупности банков, являющихся участниками сегмента рынка. Она представляет собой таблицу, в ячейках которой отражены номера паттернов для каждого банка (строка) в соответствующем периоде (столбец). Затем для отдельного банка (далее — анализируемый банк) строится конкурентная динамическая карта — таблица, в которой по вертикали расположены порядковые номера (наименования) банков, по горизонтали — периодов, на пересечении которых выделенные ячейки отражают наличие у участников сегмента рынка близких к анализируемому банку конкурентных возможностей. Схожесть позиции обусловлена результатом кластеризации, выраженным в объединении данных банков в кластер, которым впоследствии присвоен один и тот же порядковый номер паттерна.

Оценить степень устойчивости схожих конкурентных позиций позволяет шкала, разработанная автором.

Ее построение обусловлено делением всего множества значений показателя К (4) на квартили, в результате чего образовались четыре основные отражающие степень устойчивости конкурентной позиции банка зоны: неустойчивости, относительной неустойчивости, относительной устойчивости и устойчивости.

В контексте интерпретации результатов этапа конкурентного анализа, предполагающего выявление непосредственных соперников среди банков, действующих в определенном сегменте рынка, наибольший интерес представляют только те, чьи позиции попали в зоны устойчивости и относительной устойчивости. Участники рынка с устойчивыми позициями являются непосредственными соперниками анализируемого банка. По этой причине они нуждаются в проведении дальнейших исследований в отношении выявления их конкурентных преимуществ с целью разработки стратегии эффективного позиционирования в границах сегмента рынка. Участники, попавшие в зону относительной устойчивости позиций, представляют потенциальную угрозу для анализируемого банка, так как при определенных условиях с высокой долей вероятности могут стать его непосредственными конкурентами. Оставшаяся часть участников сегмента рынка, чьи схожие позиции не проявили устойчивости, исключается из последующих этапов анализа.

На протяжении девяти рассматриваемых кварталов наблюдался поступательный рост емкости данного сегмента банковского рынка (задолженность по кредитам выросла в 2,6 раза), сопровождавшийся цикличностью динамики средних полных процентных ставок, значения которых колебались в границах 12,5—15,9% годовых.

Предположение о существовании от 2 до 6 групп банков со схожими конкурентными характеристиками основано на результатах структурного анализа, по результатам которого выявлена высокая концентрация, уровень которой с 01.01.2010 поступательно снижался: доля пяти крупнейших участников сегмента на начало и конец рассматриваемого периода составила 92,3 и 88,0% соответственно. Данный процесс сопровождался циклическими колебаниями значения доли лидера ОАО «АСБ Беларусбанк» в совокупном объеме сегмента на уровне 71,9—79,5%.

Подобные выводы по отношению к отечественной банковской системе отражены в статье М. Ковалева и К. Колесник «Конкуренция в банковском секторе Беларуси», где авторами банки схожих размеров по доле активов объединены в шесть групп. Тем не менее однородность численности состава предполагаемых кластеров ставится под сомнение, так как в рамках данного исследования критерии их выделения не ограничиваются показателем размерности.

На этом основании оценка показателя псевдостатистики Калинского — Гарабаса проводилась по данным кластеризации с помощью правила средневзвешенной связи, за метрику однородности объектов принято евклидово расстояние. Критерий оптимальности количества групп — соблюдение условий максимального значения псевдо-^-статистики и параметра р, не превышающего 0,05.

По результатам кластеризации за 9 кварталов исследуемого периода для сегмента кредитования физических лиц получено 53 паттерна, число групп варьировалось от 5 до 6.

В границах рассматриваемого рыночного сегмента непосредственным соперником ОАО «Банк БелВЭБ», составляющим с ним конкурентную группу, является ОАО «Белинвестбанк». Их близкие конкурентные позиции за исследуемый период демонстрируют высокую степень устойчивости в динамике (К = 0,78). Группа потенциальных конкурентов, характеризующихся относительной устойчивостью позиций, для анализируемого банка представлена «Приорбанк» ОАО, ОАО «БНБ-Банк», ЗАО «Кредэксбанк» (К = 0,67) и ЗАО «Альфа-Банк» (К = 0,56).

Выявление реальных и потенциальных соперников в сегменте кредитования физических лиц позволяет обоснованно подходить к последующей оценке конкурентных преимуществ ОАО «Банк БелВЭБ» с целью эффективного позиционирования в его границах.

Таким образом, с целью проведения начального этапа конкурентного анализа, направленного на выявление непосредственных соперников среди участников банковского рынка, по результатам исследования была создана авторская методика, основанная на кластерном анализе его сегментов. Ее важнейшими характеристиками, на наш взгляд, являются:

  • — экономичность (выделение групп непосредственных и потенциальных конкурентов сокращает число объектов анализа на последующих его этапах, что существенно уменьшает материальные ресурсы и время, затрачиваемые на сбор и обработку данных, необходимых для расчета показателей);
  • — объективность (применение количественных параметров оценки деятельности банков исключает фактор субъективности полученных результатов);
  • — целевое применение (сужение круга деятельности банков до сегмента рынка позволяет применить полученную информацию для принятия управленческих решений в отношении продукта (услуги), определяющего его границы);
  • — информативность (четкое выделение конкурентной группы для анализируемого банка, обусловленное устойчивостью схожих позиций ее участников, исключав двусмысленность интерпретации полученных оценок, а графическое представление результатов кластерного анализа в виде конкурентных динамических карт облегчает их восприятие);
  • — открытость (перечень приведенных показателей может меняться в сторону как сокращения, так и увеличения числа значимых количественных параметров, что позволяет гибко реагировать на меняющиеся условия, оказывающие влияние на конкурентный анализ банковского сектора).

Данная статья опубликована с целью ознакомления. С полным текстом Вы можете ознакомиться в журнале Банковский вестник.

Статья: Методика выявления конкурентов в сегменте банковского рынка Елена ДМИТРИЕВА

Основная цель функционирования рынка облигаций юридических лиц — сформировать механизм привлечения финансовых ресурсов для финансирования реального сектора экономики.

В 2011 г. зарегистрировано 420 выпусков корпоративных облигаций 178 юридических лиц. За год

сумма зарегистрированной эмиссии составила 42,9 трлн. руб., из них допущено к обращению без государственной регистрации на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» биржевых облигаций — 23 выпуска десяти эмитентов на сумму эмиссии 1,7 трлн. руб. При этом по сравнению с 2010 г. объем эмиссии зарегистрированных выпусков вырос в 2,8 раза, в том числе для облигаций небанковских организаций рост составил 6,4 раза, а для банковских облигаций — 3,3 раза. Доля облигаций небанковских организаций в общем объеме выросла с 18,7 % (2,85 трлн. руб.) до 42,3 % (18,1 трлн. руб.).

Инвестиционная активность организаций зависит, в первую очередь, от наличия у них свободных финансовых ресурсов для модернизации производства, поддержания существующих и создания новых производственных мощностей. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в IV квартале 2011 г. по сравнению с IV кварталом 2010 г. наблюдалось снижение инвестиционной активности предприятий — участников мониторинга. Доля предприятий, отметивших сокращение инвестиционной активности, составила 28,5% и относительно IV квартала 2010 г. увеличилась на 11,8% .

Основными мотивами инвестиционной деятельности предприятий в IV квартале 2011 г. были:

  • — поддержание (обновление) изношенных мощностей (69,2% общего числа предприятий);
  • — интенсификация и модернизация производства (48,7%);
  • — расширение существующего производства (33,0%);
  • — ресурсосбережение (23,1%);
  • — снижение трудовых издержек (16,9%);
  • — выпуск новой продукции (30,9%).

Основными источниками финансирования инвестиций для предприятий являются их собственные средства (амортизационные отчисления и прибыль), кредиты банков, получение средств по лизингу и аренде, а также бюджетное финансирование. При этом ограничены внешние источники финансирования инвестиционной деятельности и внебюджетное финансирование.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *