Методологические основы формирования инновационной модели конкурентоспособности предприятий и товаров

Актуальность проблемы формирования инновационной модели конкурентоспособности предприятий и товаров определяется относительно низкой конкурентоспособностью экономики Беларуси, что обусловлено:

  • недостатками в формировании социально ориентированной рыночной экономики, которая должна создаваться на теории динамично развивающегося сочетания «невидимой руки рынка», «видимой руки государственного регулирования» и механизма внутренней и глобальной мировой конкуренции. В настоящее время превалирует механизм государственного регулирования и управления социально-экономическими процессами в стране. В недостаточной мере учитывается рыночный механизм, а тем белее механизм усиления глобальной мировой конкуренции, В этой связи отсутствует системный и комплексный механизм регулирования и управления конкурентоспособности экономики страны, отраслей, регионов и предприятий;
  • — недостатками в подготовке кадров, вызванными необоснованным переходом от естественнонаучной модели подготовки специалистов, основанной на фундаментальных науках, которая применялась в Беларуси в последние столетия, к гуманитарной (американской) модели. Сейчас экономику, менеджмент и маркетинг в вузах изучают в основном по упрощенным информационно-описательным книгам западных (чаще американских) авторов, написанным для условий сформировавшихся рыночных отношений и малопригодным для условий переходных экономик, ориентированных на инновационный тип развития;
  • отсутствием в учебных планах вузов не только курса по конкурентоспособности экономики, но и инновационной концепции изучения иных специализированных курсов, ориентированных на обеспечение конкурентоспособной экономики и управления производством на макро-, мезо- и микроуровнях;
  • — отсутствием систематизированных нормативно-правовых актов по конкурентоспособности экономики на макро-, мезо- и микроуровнях;
  • отсутствием системы государственного регулирования сложных междисциплинарных проблем повышения конкурентоспособности экономики на всех уровнях управления;
  • отсутствием специалистов, способных обеспечивать конкурентоспособность экономики;
  • отсутствием системообразующей теории конкурентоспособности, вследствие чего, например, понятие конкурентоспособности сводится к фактически сложившейся конкурентоспособности на конкретном рынке, что блокирует прогнозирование и стратегическое планирование и стратегический маркетинг конкурентоспособности.

Все это внешние причины низкой конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.

Методологические основы научного сопровождения системы обеспечения конкурентоспособности предприятий и товаров

Основными принципиальными методологическими положениями (предпосылками) обеспечения национального конкурентного преимущества страны являются:

1. Национальное конкурентное преимущество страны носит относительный характер и проявляется в процессе международной конкуренции. В этой связи нельзя замыкаться исключительно на внутреннем аспекте проблемы. Нужны методы определения конкурентоспособности, основанные на сравнении со странами мира.

  1. Национальное конкурентное преимущество страны требует повышения производительности труда в отраслях экономики, что должно осуществляться на основе реализации инноваций, повышения уровня технологий, постоянной смены моделей продукции, использования эффекта масштаба и роста продаж на глобальных рынках. Конкурентное преимущество, основанное на обильных природных ресурсах, низкой стоимости рабочей силы, девальвировании валюты или даже на отдельной новой идее в разработке товаров, часто бывает связано с низкой производительностью труда. Такое «конкурентное преимущество» подталкивает предприятия к стратегиям, ориентированным на снижение цен, что побуждает их действовать в тех секторах рынка, которые наиболее чувствительны к изменению цены. Но это сильный повод для обвинения страны в демпинге, поэтому предприятия других стран могут поступать также, их правительства могут увеличить таможенные сборы на демпингование товара или осуществить крупномасштабные государственные субсидии, которые могут свести на нет такие преимущества.

3. Долгосрочное конкурентное преимущество в отраслях промышленности создается в течение десятилетия или более длительного срока, что связано с длительностью процесса подготовки и повышения квалификации кадров, использованием капиталовложений в новые изделия и со сроками создания кластеров, и проникновением на иностранные рынки. Нельзя ориентироваться на кратковременный эффект, получаемый от субсидий, протекционизма, формальных слияний, контроля заработной платы, валютных вмешательств, так как такие правительственные действия замедляют процесс введения новшеств и отрицательно сказываются на росте общественной производительности труда.

  1. Страна достигает конкурентных преимуществ благодаря различиям, а не сходству. Нельзя быть конкурентоспособной страной во всем: конкурентный успех является результатом сочетания уникальной обстановки, существующей в стране, и источников конкурентного преимущества в отдельных странах. Копирование же образцов достижения конкурентных преимуществ у других стран позволяет достичь определенной степени развития только в краткосрочном периоде.

5. Динамизм «зрелых» отраслей, их производительность, основанная на современных технологиях, внедрении новшеств, значительно продуктивнее в достижении конкурентоспособности по сравнению с идеей тотального перехода всех отраслей к высокой конкурентоспособности. Все отрасли одной страны не могут быть конкурентоспособными на мировых рынках.

  1. Динамичное обновление производства ведет к конкурентному преимуществу, что не сравнимо с краткосрочным выигрышем за счет снижения издержек. Это говорит о приоритете динамики над статикой, динамичного обновления над статичным краткосрочным снижением себестоимости.

7. Процесс удержания преимущества может вызывать весьма большие неудобства для предприятий и тех, кто на них работает. Прогресс требует решения сложных проблем, непрерывных инвестиций и конкурентной борьбы. Поэтому многие предприятия откладывают системную и комплексную структурную перестройку, основанную на законах рыночных отношений, предпочитают тишину и стабильность, основанную на протекционизме правительства, на девальвации валюты, правительственной защите от иностранных конкурентов с целью сбросить давление, вызываемое высоким уровнем цен. Все это отвлекает предприятия от мер, которые действительно дают им конкурентные преимущества. Отсрочка же перемен требует нового допинга, что еще больше отдаляет истинное конкурентное преимущество.

Основным содержанием научного сопровождения формирования системы обеспечения конкурентоспособности страны, регионов, отраслей, предприятий и товаров является использование:

  • а) экономических законов рыночных отношений (взаимодействия спроса, предложения и цены, конкуренции; взаимодействия затрат в сферах производства и потребления при различном качестве товаров; эффекта масштаба, эффекта опыта, экономии времени, убывающей доходности и др.);
  • б) законов организации предприятий в условиях рыночных отношений (пропорциональности, синергии, упорядоченности, самосохранения, развития и др.);
  • в) научных методов исследования экономики и рынка (прежде всего методов стратегического маркетинга);
  • г) научных моделей и методов управления инновационной экономикой (прежде всего методов инновационного менеджмента);
  • д) научных подходов к формированию инновационной модели развития экономики.

Наименее разработанными элементами научного сопровождения системы обеспечения конкурентоспособности являются научные подходы к формированию инновационной модели экономики. Не претендуя на полную разработку этой многогранной проблемы, остановимся на общих методологических и практических положениях данной модели.

Характерными особенностями государственной политики передовых зарубежных стран в области науки и технологий являются:

  1. Соответствие политики в области науки и техники характеру конкурентного преимущества. При этом необходимо сосредоточиваться на таких технологиях, которые затрагивают многие отрасли и имеют важное значение для углубления и совершенствования кластеров отраслей и национальной промышленности.
  2. Преимущественное государственное финансирование исследований в университетах, а не в государственных научно-исследовательских институтах. Это стимулирует рост уровня производительности так как: а) новое поколение ученых в качестве побочного продукта от проводимых исследований получает подготовку по самым современным проблемам; б) распространение результатов исследований облегчается открытостью университетской среды; в) университетские исследовательские институты и лаборатории являются плодовитыми инкубаторами новых предприятий, поскольку профессора и студенты видят коммерческий потенциал своих идей, который может быть реализован в новых предприятиях. Исследования же в государственных лабораториях являются весьма далекими от коммерческого применения, распространение их результатов затруднено, а исследователи мало склонны мыслить как предприниматели.
  3. Главный упор на технологии, пригодные для коммерческого применения в промышленности.
  4. Развитие тесных связей между исследовательскими учреждениями и промышленностью посредством реализации ряда механизмов, основанных на:
    • — связи специализированных исследовательских учреждений с отраслевыми кластерами, когда сосредоточение их деятельности на новых технологиях и ее результаты применяются во многих отраслях;
    • — связи путем контрактов на проведение исследований, заключаемых между предприятиями, государственными органами и исследовательскими учреждениями, что создает определенную рыночную дисциплину и содействует более гибкому осуществлению взаимообмена;
    • — организации системы оплачиваемых государством консультантов по определенным проблемам практики.
  5. Государственное стимулирование исследовательской деятельности внутри предприятий по тематике процесса введения новшеств. Наиболее продуктивным является прямое поощрение НИОКР через частичное финансирование специализированных исследовательских институтов, связанных с кластерами отраслей, частичное субсидирование контрактов на исследования с предприятиями и исследовательскими институтами, особенно в отношении государственной поддержки малых предприятий и университетов. Все это является важным фактором успеха в отраслевой конкуренции. При этом малоэффективными мерами являются традиционные прямые государственные пособия или субсидии предприятиям на проведение исследований, а также предоставление им налоговых льгот с целью поощрения вложения средств в НИОКР, что отвлекает предприятия от конкуренции и активизации их инновационно-инвестиционной деятельности.
  6. Первостепенное значение придается организации внедрения новшеств. Гарантом ускорения распространения новшеств является защита прав на интеллектуальную собственность. Однако длительные сроки действия патентов на охрану авторских прав служат защите «старых» идей и затрудняют внедрение новых. Нужна активная конкурентная среда и в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность, что предполагает сочетание защиты «вчерашних» секретов и стимулирование новых идей.
  7. Противоречивый характер проведения исследований на кооперационной основе. Выгодами кооперации являются: устранение дублирования, обеспечение эффекта масштаба в НИОКР, концентрация капитала и обеспечение НИОКР необходимыми средствами по сравнению с недостаточным финансированием крупных исследовательских проектов одного предприятия. При этом ослабляется конкуренция в НИОКР, кадры для исследований выделяются не очень высокого уровня, ослабляется продвижение на рынок собственных технологий.

Все это способствует повышению конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

Второй компонент механизма — рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров, направленное на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основе соблюдения рыночного механизма, включающий взаимодействие спроса, предложения, цены, конкуренции и неценовых факторов спроса и предложения. Возрастающее значение в этом механизме приобретает ужесточение не только внутриотраслевой, но и особенно глобальной конкуренции на мировых рынках.

Второй компонент механизма — рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров, направленное на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основе соблюдения рыночного механизма, включающий взаимодействие спроса, предложения, цены, конкуренции и неценовых факторов спроса и предложения. Возрастающее значение в этом механизме приобретает ужесточение не только внутриотраслевой, но и особенно глобальной конкуренции на мировых рынках.

На макроуровне конкурентоспоспосоноть страны определяется восемью агрегированными факторами, основными из которых являются конечное потребление и валовое накопление на душу населения в сравнении с другими странами. Эти показатели рассчитываются с учетом паритета покупательной способности валют.

Сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси по данным начала XXI века составляет 0,564 (конкурентоспособность Австрии принята за 1) и находится в одной группе с такими странами, как Россия (0,678), Литва (0,572), Латвия (0,594), Польша (0,633). Впереди находятся Нидерланды(1,145), Швеция (1,051), Австрия (1,0), Германия (0,950), Франция (0,867), Эстония (0,854), Словения (0,759) и др. Ниже — Болгария (0,531).

Конкурентоспособность отраслей определяется также такими факторами, как: эффективность использования ресурсов, уровень обновления технико-технологической базы, организация труда и производства, система управления, ВЭД. На низшей стадии развития отраслей конкурентоспособность определяется факторными условиями, ценой, а на более высокой — новейшими технологиями, инновациями, новыми видами дифференцированных продуктов с новыми потребительскими свойствами и качеством. Основными агрегированными факторами для определения отраслевой конкурентоспособности являются: открытость экономики, технологии, труд, менеджмент, внешняя среда (государственное регулирование, финансы, инфраструктура, производственые и социальные институты).

На региональном уровне факторами конкурентоспособности выступают: инфраструктура и кадры, а также ресурсные и природно-экономические факторы (земля, воды, полезные ископаемые, леса), энергетические ресурсы, климатические условия.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *