Национальное кредитное бюро и бюро кредитных историй на примере банка Франции

Отсутствие у субъектов хозяйствования достаточной информации о своих партнерах нередко приводит к возникновению недобросовестной конкуренции, увеличению издержек ведения финансовохозяйственной деятельности. Для устранения подобных изъянов рынка создаются кредитные бюро — специализированные организации по сбору информации о деловой репутации и финансовом состоянии юридических и физических лиц, доступ к которой на определенных условиях могут получить практически все участники рынка.

В настоящее время кредитные бюро функционируют более чем в 120 странах, что позволяет:

  • снизить расходы на самостоятельное изучение кредитором потенциального клиента;
  • уменьшить риски, связанные с кредитованием, предоставлением отсрочки платежей;
  • достичь большей прозрачности рынка;
  • улучшить платежную дисциплину кредитополучателей;
  • более эффективно развивать рынок кредитов и инвестиций. Особое значение прозрачность рынка и открытость информации о потенциальных заемщиках и кредитных рисках имеют для банковских учреждений.

Однако в Республике Беларусь в настоящее время еще не налажена система сбора и обмена такой информацией. Значительный объем данных о кредитополучателях поступает по «полуофициальным» каналам или из других косвенных источников.

В соответствии с Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы было предусмотрено в течение 2002—2003 годов проработать с учетом опыта других стран вопрос целесообразности формирования в республике государственного органа — кредитного бюро, специализирующегося на ведении кредитных досье на всех заемщиков, имевших проблемные кредиты в банках Беларуси, на разработке и ведении кредитного рейтинга заемщиков, информировании банков (по их запросам) и других заинтересованных органов о кредитной истории и кредитном рейтинге кредитополучателей. Кроме того, для улучшения качества банковского надзора Концепцией предусмотрен сбор, анализ и использование экономической и дополнительной информации о предприятияхкредитополучателях и клиентах банков. Созданная в 2003 году при Институте экономики Национальной академии наук Беларуси Межведомственная рабочая группа с участием заинтересованных органов подготовила рекомендации по созданию и функционированию кредитных бюро в стране. В 2004 году был разработан проект Закона Республики Беларусь «О бюро кредитных историй».

Однако дискуссии о формах собственности кредитного бюро, о том, должна ли такая организация быть самостоятельной структурой с большим числом учредителей или создаваться на базе уже существующей организации, например Национального банка Республики Беларусь, попрежнему продолжаются. Не принят и законодательный акт, регламентирующий деятельность кредитных бюро в Беларуси.

В то же время имеется многолетний и успешный опыт в этом деле Банка Франции. На основании изучения данной проблемы и личных наблюдений во время стажировки в 2005 году в банке Credit Industriel de Normandie группы Credit Mutuel — Credit Industriel et Commercial (Франция) полагаю целесообразным обратиться непосредственно к французскому опыту.

Опыт Банка Франции в сборе и распространении информации

Банк Франции собирает информацию о выданных клиентам кредитах, а также об их внебалансовых обязательствах, секьюритизированных1 кредитах и выпущенных клиентами коммерческих бумагах. Предоставление банками отчетности необходимо по кредитам на сумму более 76 тысяч евро. С февраля 2006 года пороговая сумма будет уменьшена до 25 тысяч евро, что приведет к увеличению в 1,5 раза субъектов хозяйствования, по которым собирается подобная информация. Будет также уточнена классификация кредитов и добавлены два новых раздела: коммерческие кредиты (кредиты поставщика) и задолженность по факторингу.

Интеграция Европейского союза не обошла стороной и вопрос объединения информации централизованных регистров кредитных рисков стран — членов ЕС. В 2003 году главами центральных банков Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Италии, Португалии и Испании, а также Европейского центрального банка был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в отношении регистров кредитных рисков ЕС, создании единой базы данных по заемщикам внутри союза. С 2005 года между ними на регулярной основе налажен обмен информацией о кредитной задолженности и внебалансовых обязательствах юридических лиц. Ожидается, что в ближайшем будущем к меморандуму присоединятся и недавно принятые в ЕС страны.

Финансовая отчетность представляется, если годовой оборот субъекта хозяйствования превышает 750 тысяч евро либо задолженность по кредитам, задекларированным в Централизованном регистре кредитных рисков Банка Франции, превышает 380 тысяч евро.

Целевой ориентир регистра финансовой отчетности — сбор информации о 100 процентах субъектов хозяйствования в каждой отрасли с количеством работников более 500, не менее 50 процентов — с количеством работников от 20 до 500 и не менее 10 процентов — с количеством работников до 20.

Любой скоринг является линейной суммой коэффициентов, рассчитанных на основе финансовой отчетности. Значение скоринга связано с вероятностью банкротства в пределах 3 лет по сравнению со средней вероятностью банкротства по отрасли в целом. Эта вероятность позволяет определить однородные классы риска, использование которых аналогично использованию рейтингов, присвоенных рейтинговыми агентствами.

Скоринги вычисляются в рамках укрупненных отраслей (промышленность, оптовая торговля, розничная торговля и автосервис, транспорт, гостиничный бизнес, каферестораны, строительство, услуги предприятиям). Для каждой из отраслей рассчитывается от 5 до 10 классов риска. Скоринг предприятия привязывает его к определенному классу риска.

В общей сложности скоринги присвоены 160 тысячам субъектов хозяйствования. Они позволяют производить индивидуальную диагностику предприятия и анализ портфеля клиентов. На уровне индивидуальной диагностики предприятия может анализироваться скоринг на конкретную дату (идентификация слабых и сильных сторон) либо последовательное изменение скоринга и входных коэффициентов.

Анализ портфеля клиентов возможен по следующим критериям:

  • — разбивка клиентов — юридических лиц по классам риска;
  • — разбивка по классам риска портфеля кредитов банка юридическим лицам;
  • — расчет ожидаемых потерь в пределах установленного периода;
  • — расчет непредвиденных потерь в пределах установленного периода.

Например, скоринг второго поколения BDFI2 промышленных предприятий выглядит следующим образом.

Для расчета скоринга второго поколения предприятий промышленности BDFI2 используются следующие коэффициенты:

  • рентабельность;
  • коэффициент обслуживания долга (затраты на обслуживание долга по отношению к прибыли до налогообложения, уплаты процентов, начисления амортизации);
  • задолженность по налогам и социальным платежам;
  • длительность отсрочки по платежам поставщикам;
  • доля заемных средств в пассиве;
  • чистые денежные средства;
  • собственные оборотные средства;
  • просроченная дебиторская задолженность к общей выручке

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *