Общественные блага как государственные инвестиции в человеческий капитал

Теорией человеческого капитала начали заниматься еще в ХIХ в. В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности развития способностей человека, о возможности их использования как своеобразного основного фактора общественного воспроизводства в работах Жан-Батиста Сэя, Джорджа Маккуллоха, Нас-сау Сениора, Вальтера Рошера, Генри Маклеода, Леона Вальраса,Иоганна фон Тюнена, Ирвина Фишера.

Современный этап развития общества убедительно подтверждает, что человеческий капитал имеет не только индивидуальное значение, как это первоначально было сформулировано в теории человеческого капитала, но и чрезвычайно важен для всех уровней организации общественной системы — от домохозяйств до национальной экономики. Поэтому разработка и реализация комплексной системы мер интенсивного накопления и наиболее эффективного использования человеческого капитала в значительной мере зависит от того, как государство, предприятия, семья, социальные институты поддерживают процесс развития интеллектуальных и творческих способностей человека, как они активизируют его деятельность в экономической сфере. Данный процесс осуществляется путем инвестирования средств в человеческий капитал. Соответственно, можно выделить следующие группы инвесторов: государство, негосударственные общественные фонды и организации, отдельные предприятия, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации.

В значительной степени на формирование человеческого капитала, улучшение его количественных и качественных параметров оказывают влияние такие отрасли социальной сферы, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, наука, искусство, информационное обслуживание.

Сфера образования формирует рабочую силу, повышает ее ггрофессионально-квалифи-кационный уровень, оказывает влияние на личностные качества, трудовую и профессиональную активность работников и, следовательно, поднимает производительность труда.

Здравоохранение непосредственно влияет на качество и эффективность функционирования человеческого капитала.

  • Во-первых, здоровье является главным условием для формирования способностей и возможностей к труду.
  • Во-вторых, чем лучше качественные характеристики состояния человека, тем более продолжительным становится период трудовой и профессиональной жизнедеятельности, более активной будет нация.
  • В-третьих, состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая — приобретенной в результате затрат самого человека и общества.
  • В-четвертых, здоровье формируется под воздействием таких факторов, как уровень и доступность медицинского обслуживания в стране, состояние окружающей среды, генетические особенности, образ жизни, качество питания, условия труда и быта и др.. Поэтому на основе повышения качества и доступности медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и оздоровления для широких слоев населения улучшается здоровье нации.

Физическая культура и спорт также способствуют укреплению здоровья и профилактике заболеваний, восстановлению и пополнению физических и духовных сил человека, продлению периода его трудовой.

Посредством сохранения историко-культурного наследия и развития национальной культуры создаются условия для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повышает роль человека как главной движущей силы нового постиндустриального общества.

Таким образом, инвестиции в социальную сферу можно рассматривать как необходимое условие накопления человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Поэтому услуги социальной сферы должны быть общедоступными, что обусловливает исключительную роль государства в их воспроизводстве.

Совместный характер потребления услуг социальной сферы, возможность их исключения и убывания объема и качества, значительные долгосрочные положительные внешние эффекты позволяют отнести их к смешанным общественным благам, носящим социально значимый характер.

Определение социально-экономической значимости данных благ, степени их участия в формировании человеческого капитала позволяет выявить целесообразность и объем финансирования того или иного общественного блага из бюджета, а также возможность внедрения рыночного механизма в их производстве.

Трансформационные процессы в белорусском общественно-политическом и экономическом устройстве выдвинули проблему воспроизводства общественных благ на одно из центральных мест. Резко сократились объем, структура и качество общественных благ, произошла подмена их бесплатности, равнодоступности платностью и исключаемостью и как результат-разрушение социальной справедливости в обществе.

Причинами этого являются невозможность сохранения достаточной доли бюджетного финансирования общественных благ из-за ограниченности доступных средств, исчезновение административно-командных инструментов распределения, которые пока что не получили равнозначной замены в социальной политике белорусского государства, и возникновение рыночной социально-экономической мотивации общества.

Анализируя источники финансирования производства общественных благ, можно констатировать, что самым значительным по своему характеру и объему был государственный бюджет. Удельный вес бюджетных средств, направленных на воспроизводство всей совокупности общественных благ в годы административно-командной системы хозяйствования, превышал 80%.

Другим важным источником являлся фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства предприятий. Средства этого фонда направлялись на жилищное строительство сверх централизованных, на строительство и содержание детских учреждений, пионерских лагерей, домов отдыха и санаториев, а также на другие социально-культурные нужды.

Значительную роль в воспроизводстве общественных благ играл и такой финансовый источник, как средства профсоюзов. В различные годы средства данного источника составляли от 10 до 15% всех средств.

На сегодняшний день белорусские предприятия с целью улучшения своего финансово-производственного положения стремятся избавиться от объектов социально-культурного назначения, оказывающих своим работникам бесплатные либо частично бесплатные услуги общественного характера. Данные объекты перешли на баланс муниципальных образований без соответствующих источников финансирования, поэтому они в основном превратились либо в коммерческие организации по производству частных благ, либо были перепрофилированы.

Аналогичная ситуация характерна и для профсоюзов, имеющих в качестве своей главной цели функционирования защиту экономических и социальных интересов трудящихся. Низкая эффективность реализации поставленных профсоюзами социально-экономических задач привела к тому, что численность членов профсоюзов резко сократилось, снизив при этом суммы взносов в бюджет этой общественной организации. Как результат, уменьшилось количество здравниц, лечебниц, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей и т.п.

На основании этого можно сделать вывод, что для нормального воспроизводства общественных благ, во-первых, необходима соответствующая материальная база, а именно -социальная инфраструктура. С учетом определения значимости общественных благ для воспроизводства человеческого капитала социальную инфраструктуру можно охарактеризовать как совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и сониально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *