Общественные объединения как субъекты права: понятие сущность

Конституционное право на свободу объединений занимает важное место в системе прав и свобод человека. В Республике Беларусь для реализации конституционного права граждан на объединения в 1994 г. впервые был принят Закон «Об общественных объединениях», при разработке которого учитывалась практика других государств. За этот промежуток времени произошли значительные изменения во всех сферах жизни общества. А изменение общественных отношений, общественного сознания влечет изменения правовых норм.

Совершенствованию любого правового института, в частности такого, как общественные объединения, должно предшествовать изучение теоретических и практических вопросов их функционирования. Исследование любого правового института невозможно без выявления его сущности и определения его понятия. Через определения, понятия в гносеологии производится идентификация любых явлений.

Некоторые сложности, возникающие при изучении общественных объединений, связаны с тем, что они являются предметом исследования различных общественных наук, которые по-разному трактуют их отличительные черты и сущностные особенности. Так, общественное объединение в политологии рассматривается в качестве института политической системы, действующего субъекта политики, а в социологии интерпретируется с точки зрения процессов социализации. Различия в подходах социальных наук к изучению тех или иных общественных отношений и их аспектов обусловлены различиями в определениях понятийного содержания этих отношений.

Следует согласиться с Ю.Д. Якубовым, отметившим, что «вхождение» в нюансы значения «общественное объединение» должно преследовать цель .. .найти формальное обозначение (или описание), наиболее подходящее, адекватное для отражения этого предмета. На наш взгляд, необходимо также выявить признаки объединения граждан как субъекта конституционного права.

История предмета нашего исследования насчитывает не одно тысячелетие. Прообразы сегодняшних общественных объединений существовали еще в Афинах (гетерии — тайные общества единомышленников олигархов) и в Древнем Риме (оптиматы и популяры -прообразы современных политических партий, различные коллегии — религиозные и сословно-профессиональные). В средневековой Европе одной из форм общественной жизни становятся купеческие гильдии.

М.И. Свешников еще в конце XIX в. различая понятия «ассоциация» и «собрание», указывал на следующие основные черты ассоциации: «1) ассоциации есть собрание людей, ставящих себе известную, постоянную цель, ради которой они соединяются и образуют данную ассоциацию; 2) это собрание людей является постоянным или точно определенным; 3) ассоциации имеют определенную организацию, налицо есть власть данной ассоциации».

В юридической литературе советского периода выражено значительное количество точек зрения и мнений относительно понятия «общественные объединения». Чтобы выявить его особенности и отразить, таким образом, его сущность, целесообразно привести и рассмотреть эти точки зрения и мнения. Так, А.И. Щиглик определял общественные организации как «объединения граждан, основанные на добровольном членстве, самоуправлении и самодеятельности, имеющие собственную материальную базу и действующие на основе принимаемых ими уставов».

Разумеется, что в советский период трактовка вопросов, связанных с правовым положением общественных объединений, осуществлялась строго в рамках марксистско-ленинского учения о праве и государстве и была обусловлена государственной и партийной идеологией. Но, несмотря на обилие штампов и выводов, призванных доказать верность идеологических концепций, научные исследования и юридическая литература советского периода сыграли важную роль в раскрытии сущности и познании правовой природы общественных объединений.

В определениях понятия общественной организации (объединения) содержатся такие ее существенные признаки как добровольность, негосударственный характер, внутренняя самоуправляемость, которые получили развитие в дальнейшем.

В 90-е гг. после переломных событий в бывшем СССР, повлекших за собой кардинальные перемены в общественно-политической, экономической и социальной сферах, стала меняться и роль общественных объединений. Складываются условия для формирования гражданского общества и усиления роли общественных объединений как составляющих этого общества. Появляются исследования с новыми трактовками данного понятия.

М.И. Кодин, рассматривая общественные объединения («самодеятельные гражданские ассоциации») как центральный, главный институт гражданского общества подчеркивает, что «речь идет об инициативных, самодеятельных, самоуправляемых объединениях граждан, единый интерес которых направлен на коллективное решение общих проблем, защиту совместных интересов, которые, как правило, ничем не угрожают интересам других людей и групп».

Д.Е. Мерешкин определяет общественное объединение как «учрежденное свободной волей двух и более лиц в целях реализации их общих интересов и функционирующее на основе свободного участия каждого заинтересованного лица некоммерческое самоуправляющееся объединение, создание и деятельность которого основаны на закрепленном в нормах международного права принципе свободы объединения (ассоциации)». Одним из основных признаков в данном определении является закрепление права на объединение в международных нормах, что составляет основание их деятельности.

По мнению В.Н. Шеломенцева, «общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование (общественная организация), созданное по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Таковы основные дефиниции понятия «общественное объединение», существующие в научной юридической литературе. Однако характеристика понятия «общественное объединение», его признаков, основных черт основывается, прежде всего, на конституционно-правовых нормах, регулирующих отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на объединение. Базовым нормативным актом, формулирующим основные понятия в данной области, является Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (в ред. от 19 июля 2005 г.).

Представляется целесообразным провести анализ сформулированных законодательством понятия общественного объединения и его основных признаков, опираясь на приведенные выше научные определения общественного объединения.

Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное формирование. Признак добровольности закреплен в ст. 4 Закона. Он означает, что граждане создают общественные объединения, вступают в них и выходят из общественных объединений «по собственной инициативе» (ст. 2 Закона), т.е. на основе свободного волеизъявления.

Чрезвычайно важным элементом понятия «общественное объединение» является общность интересов и стремление к достижению общих целей как при создании общественного объединения, так и при вступлении в него. Обратившись к социологии, понятие «интерес» можно определить как «реальную причину социальных действий, событий, которая является основой для непосредственного побуждения участвующих в данных событиях индивидов, социальных слоев и групп».

В зависимости от предмета различают политические, экономические, духовные, научные и другие интересы. Общность интересов может возникнуть не только на стадии создания объединения, у его учредителей, но и в ходе деятельности объединения — у граждан, желающих вступить в созданное объединение.

В общественном объединении решающую роль играют общие цели, ради которых оно было создано. Цели общественного объединения — это проект действий, определяющий характер различных актов этого объединения. Так, например, украинские авторы, А. Ткачук, В. Кравчук, выделяют еще такой признак, как полезность объединения, разделяя общественные объединения на частно-полезные, или объединения взаимной выгоды, и общественно-полезные, выгодные всему обществу (содействие благосостоянию и расцвету образования, науки, культуры, оказание определенных социальных услуг населению, защита окружающей среды).

В заключение выделим следующие признаки, характеризующие общественные объединения. Последние должны быть добровольными формированиями, группы граждан, имеющих некоторые общие интересы и потребности, возникших на основе их волеизъявления. Это означает, что создание объединений не инициируется органами государственной власти и должностными лицами; они не входят ни в какую управленческую структуру и самостоятельно, без вмешательства властей любого уровня, определяют свою внутреннюю структуру, цели, виды и методы деятельности, подчиняясь только действующему законодательству.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *