Оценка конкурентоспособности организации: потенциал, конкурентоспособность товара, преимущество, инжиниринг

Высокая конкурентоспособность организации является необходимым условием ее эффективной деятельности и приобретает все большую значимость при значительной степени открытости экономики государства и по мере приближения законов, по которым действует экономика, к рыночным. Растущий уровень конкуренции побуждает организации к формированию устойчивых конкурентных преимуществ, ранее не свойственных им. Более того, организациям необходимо наращивать свой конкурентный потенциал, проводить мониторинг имеющихся возможностей для создания новых конкурентных преимуществ.

В экономике Республики Беларусь наблюдается тенденция к повышению степени открытости, что обусловлено рядом исторических и геополитических факторов, в следствие этого организации вынуждены работать в условиях перманентно возрастающей конкуренции не только на внутреннем, но и на мировом рынках. Данное обстоятельство неизбежно приводят либо к созданию новых и совершенствованию существующих методов формирования конкурентных преимуществ, либо к прекращению деятельности организаций ввиду их неконкурентоспособности.

В соответствии с Программой социально-экономическогоразвитияРеспубликиБеларусь на 2011-2015 гг. «текущее пятилетие должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики», при этом целью социально-экономического развития республики является «рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики».

В качестве одного из приоритетов развития обозначена «радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств». Среди приоритетных направлений научно-технической деятельности определены информационно-коммуникационные технологии. Из Программы следует, что повышение конкурентоспособности организаций с использованием наукоемких информационных технологий является актуальной проблематикой для прикладных исследований.

Вместе с тем, как отмечают А.С. Головачев и Д.Ю. Хамчуков, «в республике отсутствует необходимая методологическая база, нет четких определений понятий конкурентоспособности, не установлены их показатели, которые позволили бы оценить реальную конкурентоспособность экономических объектов», в связи с вышесказанным, обозначим цель работы — определить методологическую базу исследования оценки конкурентоспособности на основе публикаций белорусских и зарубежных ученых путем уточнения понятийного аппарата конкурентоспособности и ее составляющих, а также формализации способа интегральной оценки конкурентоспособности организации.

Существует множество определений конкурентоспособности и производных понятий, в частности, «конкурентоспособность организации», «конкурентные преимущества» и др. Разнообразие предлагаемых определений — показатель актуальности предмета и многогранности его характера. Рассмотрим некоторые из предлагаемых определений.

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «конкурентоспособность» одни ученые идентифицируют со свойством объекта, другие — со средством достижения цели, третьи — со средством анализа. При этом в ряде определений конкурентоспособность выступает абсолютной величиной, независимой от конкурентной среды.

Рассмотрим несколько определений производного термина — «конкурентоспособность организации (предприятия, фирмы)».

Условием успешного функционирования хозяйствующего субъекта в конкурентной среде, формирующейся современной экономикой, является следование принципу инновационности. Это подразумевает открытость и готовность к разработке, внедрению и использованию новых инструментов, новых способов работы, а в результате — готовность к созданию конкурентных преимуществ. Так, в информационной экономике информация становится не просто источником новых знаний и новых данных, а ресурсом формирования конкурентных преимуществ.

«В любой компании информационные технологии оказывают мощное воздействие на конкурентные преимущества — ценовые или касающиеся дифференциации. Технологии влияют на показатели деятельности как таковые или позволяют компании добиться конкурентного преимущества, используя изменения в конкурентной среде».

Таким образом, в условиях информационной экономики можно трактовать конкурентоспособность организации как способность эффективно управлять своими бизнес-процессами для достижения устойчивых позиций на определенном конкурентном рынке, основываясь на внутренних и внешних конкурентных преимуществах, а также используя свой конкурентный потенциал для формирования конкурентных преимуществ, основанных на информационных технологиях.

Прежде чем перейти к рассмотрению интегральной оценки конкурентоспособности организации, имеет смысл представить некоторые производные термины, также используемые в методологии исследования конкурентоспособности.

Таким образом, из анализа литературных источников следует, что показатель конкурентного потенциала организации является составным. В соответствии с одной из классификаций выделяют следующие его элементы:

  • — производственный;
  • — финансовый;
  • — информационный;
  • — организационный;
  • — кадровый;
  • — маркетинговый;
  • — инновационный;
  • — научно-технический;
  • — инновационно-образовательный и др.

Ввиду предполагаемого способа оценки конкурентоспособности, определим конкурентный потенциал организации как часть общего потенциала, обеспечивающую достижение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности организации.

Л.Е. Мошкова отмечает, что конкурентные преимущества «возникают благодаря использованию постоянно обновляемых технологий — не только в плане инжиниринга, но и при совершенствовании организационной структуры, повышении деловой культуры, развитии устойчивых связей со всеми ин-ституциональными силами, влияющими на увеличение потребительской ценности. Потребительская ценность отношений, оказывая влияние на все перечисленные условия, выступает неотъемлемой частью процесса создания конкурентных преимуществ».

Основываясь на приведенных выше трактовках термина «конкурентное преимущество», предлагается ряд определений.

Конкурентное преимущество организации — это некоторая характеристика организации, выгодно представляющая ее на конкурентном рынке. При этом выгоды в той или иной степени распространяются на все товары или услуги данной организации.

Конкурентное преимущество товара (услуги) — это характеристика, свойство товара (услуги) или дополнительный эффект от потребления, которые определяют превосходство товара (услуги) над аналогичными товарами (услугами) конкурентов.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что информационная экономика побуждает организации формировать ранее неизвестные конкурентные преимущества. Такие условия позволяют определять новых лидеров в конкурентной борьбе, использующих свой потенциал наиболее оптимальным образом для повышения конкурентоспособности.

Интегральная оценка конкурентоспособности организации

Организация (предприятие, фирма), в отличие от товара или услуги, является сложной системой, деятельность которой можно представить как совокупность множества бизнес-процессов, выполнение которых обеспечивается наличием кадрового, финансового, информационного, инновационного и других элементов потенциала. Исходя из приведенной выше терминологии, очевидно, что оценка конкурентоспособности такой сложной системы будет носить комплексный характер.

Оценка конкурентоспособности организации основывается на трех показателях: интегральной оценке конкурентного потенциала организации, интегральной оценке конкурентных преимуществ самой организации, интегральной оценке конкурентных преимуществ производимых организацией товаров (услуг).

При этом конкурентный потенциал находится в знаменателе, т.к. нужно сравнивать существующие конкурентные преимущества и потенциал, чтобы определить, используется ли он в полной мере. Например, если конкурентный потенциал используется полностью, необходимо предпринимать меры по его наращиванию для формирования новых конкурентных преимуществ. С другой стороны, если организация обладает сравнительно ограниченным набором конкурентных преимуществ, но при этом полностью используется ее конкурентный потенциал, можно назвать ее конкурентоспособной в сегменте рынка, ориентированном именно на те конкурентные преимущества, которые существуют у организации. Чтобы проводить сравнительный анализ конкурентоспособности организаций отрасли, необходимо сравнивать конкурентные преимущества организаций с максимально достижимым потенциалом в данной отрасли.

Интегральную оценку конкурентного потенциала CP можно выполнять, суммируя числовые значения элементов потенциала (о них упоминалось ранее).

Также предлагается отдельно оценивать внешние и внутренние конкурентные преимущества. В отличие от внешних конкурентных преимуществ, повлиять на которые организация не в состоянии, внутренними она может управлять.

Следовательно, внутренние конкурентные преимущества являются более устойчивыми с точки зрения организации, а значит, нужно максимизировать их удельный вес.

Для оценки конкурентных преимуществ необходимо выделить все существующие и потенциально возможные конкурентные преимущества, определить влияющие на них факторы и сформулировать показатели, определяющие уровень влияния этих факторов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *