Оценка степени доступа к финансам

Принимая программу Глобального партнерства за финансовую доступность (ГПФД), страны «Большой двадцатки» определили три основные исполняющие организации по ее реализации: Международную финансовую корпорацию (МФК), Консультативную группу помощи бедным (Consultative Group to Assist the Poorest — CGAP)1 и Альянс за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion — AFI). Выбор АФД связан со стремлением привлечь в программу ГПФД страны, не являющиеся членами «Большой двадцатки». Как показывает практика, ряд таких стран в последние годы разработали и внедрили революционные инновационные решения по охвату финансовыми услугами беднейших слоев населения.

Программа Глобального партнерства за финансовую доступность строится на 9 принципах.

  1. Лидерство. Культивирование приверженности правительства к обеспечению финансовой доступности для преодоления бедности.
  2. Разнообразие. Внедрение в государственную политику подходов, способствующих конкуренции и обеспечивающих рыночные стимулы для решения задач с постоянным доступом к многообразию финансовых услуг: сбережениям, кредитам, платежам, страхованию, с участием широкого круга поставщиков таких услуг.
  3. Инновация. Содействие техническим и институциональным инновациям как средству расширения доступа к финансовым услугам.
  4. Защита. Использование всестороннего подхода для защиты потребителей, при котором одинаково признаются важность роли государства, поставщиков финансовых услуг и потребителей.
  5. Расширение прав и возможностей. Внедрение и реализация программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности.
  6. Сотрудничество. Создание институциональной среды с четким разграничением отчетности и координации среди государственных органов, а также содействие партнерству и прямым консультациям между правительством, бизнесом и другими заинтересованными сторонами.
  7. Знание. Использование последних данных для выработки реалистичной политики и измерения достигнутых результатов и применение подхода «тестируем и изучаем перед применением» как регуляторами, так и поставщиками услуг.
  8. Сбалансированность. Построение законодательной основы, пропорциональной рискам, присущим инновационным продуктам и услугам.
  9. Система. Создание законодательной системы, поддерживающей конкурентную среду на финансовом рынке, в соответствии с международными стандартами и национальными условиями.

В современном виде структурная организация АФД представляет собой взаимодействие руководящих органов данного Альянса и его рабочих групп.

Организации-члены формируют программу работы АФД, выбирая для реализации наиболее актуальные вопросы финансовой доступности, а также подходящие условия сотрудничества и обмена информацией. Для определения приоритетных направлений работы Альянса и осуществления руководства его работой трижды в год проводятся заседания управляющего комитета, состоящего из шести представителей стран — членов АФД.

Для совместного продвижения по пути решения сложных политических задач и максимизации возможностей обмена информацией было сформировано пять рабочих групп по следующим направлениям:

  • расширение возможностей потребителей и поведение на рынке;
  • анализ данных по доступности финансовых услуг;
  • достижение финансовой целостности;
  • продвижение мобильных финансовых услуг;
  • развитие региональной группы островов Тихого океана.

Отдельно стоит отметить, что данная международная организация оказывает содействие государствам-членам в выработке национальных стратегий по улучшению доступа к финансам и предоставляет гранты (краткосрочные и долгосрочные) для их осуществления.

Краткосрочные гранты предназначены для разрешения отдельных вопросов в сфере доступа к финансовым услугам или финансирования мероприятий при подготовке к более крупным инициативам, связанным с формулированием государственной политики в этой области. Результатом этих грантов, предоставляемых на срок от 6 до 12 месяцев, может быть диагностическое обследование, проекты нормативных правовых документов и инструкций, а также наращивание потенциала соответствующих государственных органов. Размер таких краткосрочных грантов варьируется в диапазоне от 50 000 до 150 000 долл. США.

Долгосрочные гранты предназначены для внедрения конкретных стратегических решений, способствующих быстрому и значительному расширению объема финансовых услуг, предоставляемых малообеспеченным слоям населения и малому бизнесу. Период реализации этих проектов составляет от I года до 4 лет. Как правило, размер бюджета долгосрочных грантов — от 150 000 до I 200 000 долл. США. Кроме того, АФД может оказывать содействие в налаживании международных контактов, связей между должностными лицами, донорами и партнерами из частного сектора экономики.

Приведем примеры деятельности АФД в Европе и СНГ.

В 2009 г. АФД профинансировал и организовал совместно со Всемирным почтовым союзом двухдневную конференцию в Берне (Швейцария) по обеспечению

доступа населения, проживающего в отдаленных районах развивающихся стран, к финансовым услугам через почтовые отделения. В ее работе приняли участие делегации из Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, Азербайджана и других стран.

В том же 2009 г. Российский микрофинансовый центр стал получателем краткосрочного гранта АФД на сумму 27 000 долл. США, предназначенного для изучения опыта Бразилии в области агентского банкинга. В рамках обучающей поездки российская делегация во главе с заместителем министра экономического развития Российской Федерации ознакомилась с законодательством Бразилии в области агентского банкинга, практикой надзора и государственного управления в этой области, а также с работой организаций — банковских агентов.

Кроме того, в 2010 г. Министерство экономического развития Российской Федерации получило долгосрочный грант от АФД на разработку законодательства в области предоставления организациями агентских услуг банкам. Мероприятия проекта включают проведение исследований, разработку законодательных актов, их апробирование, внедрение и мониторинг.

С учетом современных процессов глобализации, которые происходят в мировой экономике, деятельность АФД призвана способствовать обмену знаниями и опытом в сфере реализации политических подходов, доказавших свою эффективность в развивающихся странах. К таким подходам относятся:

  • агентский банкинг — позволяет небанковским структурам — агентам предоставлять финансовые услуги;
  • мобильные финансовые услуги — повышают доступ к финансовым услугам через использование мобильных технологий;
  • формализация микросбережений — содействует внедрению на рынок новых провайдеров и продуктов с целью стимулирования накопления денежных средств;
  • установление личности пользователя финансовых услуг — стимулирует разработку и использование систем идентификации для малообеспеченных клиентов;
  • защита потребителей — содействует реализации политики, направленной на обеспечение адекватной защиты потребителей и повышение уровня финансовой грамотности;
  • увеличение объема и повышение качества данных о доступности финансовых услуг малообеспеченных слоев населения в целях формулирования и реализации политики на основе проверенных данных.

Республика Беларусь — это европейская страна со средним уровнем доходов населения и довольно развитой (хотя неравномерно распределенной) финансовой инфраструктурой. Банки постепенно развивают новые продукты и услуги. Тем не менее уровень пользования финансовыми услугами по отношению к уровню развития финансовой инфраструктуры невысок, и сложившаяся ситуация требует дополнительных исследований. В настоящее время практически не собираются и не анализируются данные и материалы, которые могут лечь в основу разработки государственной политики и законодательства в области всестороннего доступа к финансам.

Для решения этих проблем Альянсом за финансовую доступность и Национальным банком Республики Беларусь было принято решение о реализации проекта «Оценка степени доступа к финансам: развитие обоснованной политики доступа к финансам в Беларуси». При этом АФД выделил 291,5 тысячи евро на финансирование мероприятий проекта, срок реализации которого август 2011 г. — январь 2013 г. Исполняющей организацией выступает Национальный банк Республики Беларусь.

Путем специальных опросов населения страны (не менее 2000 респондентов) с участием белорусских научно-исследовательских организаций будет оценена доступность финансовых услуг в различных регионах страны с целью выявления имеющихся диспропорций в этой области. Предполагается определить районы, где имеется недостаток пунктов финансового обслуживания из расчета на плотность проживающего населения.

Отдельно стоит отметить, что в рамках проекта предусматривается:

  • организация многостороннего обсуждения состояния и путей улучшения доступа к финансам через создание в рамках проекта Совета по улучшению доступа к финансам, который скоординирует усилия различных национальных и международных организаций, занимающихся разработкой и реализацией государственной политики в сфере финансирования населения и малого предпринимательства;
  • изучение передового международного опыта в области обеспечения всестороннего доступа к финансовым услугам;
  • разработка концептуальных основ для измерения доступа к финансам с участием международных экспертов;
  • проведение двухкомпонентного исследования по доступу и пользованию финансовыми услугами в Беларуси;

Первым шагом проекта стало создание Совета по улучшению доступа к финансам, который объединит и скоординирует усилия различных профильных национальных и международных организаций. В его состав вошли руководители департаментов и главных управлений Национального банка, Национального статистического комитета, Министерства экономики, Министерства юстиции, Министерства финансов. Совета по развитию предпримательства. Представительства ПРООН в Республике Беларусь, Центра по микрофинансированию по ЦВЕ и СНГ.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *