Организационно-экономические факторы успешности предприятий

В последнее десятилетие белорусские предприятия оказались в сложнейших условиях, связанных с существенными изменениями в политической и экономической ситуации в стране и на мировой арене, обострением конкуренции во многих отраслях (в первую очередь со стороны иностранных компаний), неуклонным ростом запросов потребителей. Так, в 90-х гг. большинство руководителей были озабочены выживанием своих предприятий в рыночных условиях, и одной из наиболее востребованных управленческих компетенций было антикризисное управление. Сегодня приоритеты изменились.

Теперь для успеха компании недостаточно обладать достаточными финансовыми или производственными ресурсами. На первый план выдвинулись цели роста и развития. Обострение глобальной конкуренции и интенсификация международного взаимодействия заставляют предприятия искать все новые пути повышения эффективности.

Для выявления наиболее важных с точки зрения современных руководителей факторов успешности компании в августе-октябре 2005 г. с директорами и собственниками 46 белорусских предприятий была проведена серия полуструктурированных интервью.

При подготовке модели исследования рассматривались два альтернативных подхода к выявлению факторов, влияющих на успешность предприятий: процессный и ресурсный.

Процессный подход подробно разработан в трудах М. Хаммера, Дж. Чампи, В.В. Репина, В.Г. Елиферова. В рамках данного подхода при анализе деятельности предприятия рассматриваются отдельные потоки работ, создающих ценность для внутреннего или внешнего клиента.

Ресурсный подход широко используется в работах многих отечественных и зарубежных ученых: И.А. Кузьмина, А.С. Большакова, В.И. Михайлова, Р. Мэтьюза. В рамках

данного подхода деятельность компании рассматривается с точки зрения наличия и уровня развития в компании отдельных видов ресурсов.

В ходе «пилотного» исследования выявилось, что многие руководители пока с трудом воспринимают процессную логику и для них проще рассматривать успех предприятия с точки зрения ресурсов, которыми они управляют. Для более детального анализа субъективной важности для руководителей различных видов ресурсов, а также уровня удовлетворенности их развитием, авторами статьи была разработана и предложена для анализа руководителям предприятий матрица, включающая 8 групп ресурсов.

Большинство руководителей довольны проделанной работой и достигнутыми результатами, однако новые вызовы со стороны конкурентов заставляют постоянно совершенствоваться.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены актуальные мнения руководителей белорусских предприятий относительно тех факторов, которые в наибольшей степени влияют на успешность их организаций. Дополнительно был произведен анализ удовлетворенности руководителей необходимыми ресурсами. Данная информация будет полезна при разработке программ обучения и переобучения управленческих кадров в Республике Беларусь, при разработке программ развития и реорганизации отдельных предприятий.

Дальнейшее исследование факторов успеха предприятия предполагает более детальное изучение значимости маркетинговых ресурсов. В данном исследовании различные элементы маркетингового ресурса — информационный, управленческий, инструментально-технологический, сбытовой и прочие — были распределены между другими группами, однако в ходе исследования выявилась целесообразность выделения его в отдельную группу.

Как показало исследование, руководители наиболее успешных предприятий концентрируют свои усилия на накоплении и развитии сложных нематериальных ресурсов: персонала, управленческих технологий и систем. Увеличение конкурентного давления со стороны транснациональных и российских компаний требует от белорусских руководителей более динамичных изменений в области управления и внедрения инноваций. Это ведет к увеличению значимости для руководителей новейших разработок в области управления и потребности в инновационных управленческих инструментах.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *