Организация внешнеэкономической деятельности компании: формирование валютной политики, конкурентоспособности и финансовые показатели предприятия

Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в конце 2007 г., отразился и на белорусском рынке грузоперевозок. В докризисный период транспортный рынок поступательно рос, спрос превышал предложение, что вело к увеличению ставок на перевозки. Но в 2008 г. ситуация ухудшилась, объем падения транспортного рынка оценить сложно, но, по мнению некоторых экспертов, эта величина составляет 30-40%. В период кризиса проявились негативные тенденции на рынке грузоперевозок, среди которых обозначим следующие:

  • существенное снижение ставок на автомобильные перевозки, вызванное резким снижением спроса при неизменном предложении;
  • многократное увеличение кассовых разрывов транспортно-экспедиторских предприятий вследствие изменения ситуации по отсрочкам оплаты услуг клиентами;
  • клиенты-грузовладельцы, выбирая перевозчика, стали обращать пристальное внимание на устойчивость транспортного предприятия на рынке, и на его финансовое состояние.

В рамках наметившихся тенденций, одной из наиболее актуальных и первостепенных проблем для белорусских транспортных предприятий являются вопросы по организации внешнеэкономической деятельности компании, а именно, задача формирования валютной стратегии предприятий, основным ядром которой является управление курсовыми разницами, вызванными колебаниями обменного курса национальной валюты. Экспортоо-риентированное транспортно-экспедиторское предприятие, беря на себя ответственность по доставке грузов, вовлекает собственные оборотные средства в оплату транспортировки, таким образом, предоставляя беспроцентно и на длительный срок собственные средства организации-заказчику перевозки. При этом отсрочка платежа может достигать 40-80 дней. Но даже при согласованной дате отсрочки клиент, зачастую нарушая договорные обязательства, не производит своевременной оплаты транспортно-экспедиторских услуг. Немаловажно и то, что имеет место не только отвлечение собственных средств транспортного предприятия из оборота, но и образование курсовых разниц при расчетах в валюте. Таким образом становится очевидным, что финансовые риски, среди которых немаловажен валютный риск, представляют серьезную угрозу не только финансовому состоянию, но и вообще существованию транспортно-экспедиторских предприятий.

Деятельность предприятия зависит от множества факторов, и финансовый результат является наиболее информативным показателем его конкурентоспособности. Финансовый результат четко отражает влияние изменяющегося обменного курса национальной валюты на конкурентоспособность предприятия в краткосрочном периоде. Учитывая, что все большее число белорусских транспортных предприятий в своей деятельности ориентируется на экспорт, влияние обменного курса национальной валюты на конкурентоспособность является актуальной проблемой.

Рассматривая влияние валютного курса на конкурентоспособность отдельного предприятия, в первую очередь, следует обратить внимание на взаимосвязь финансового положения предприятия и обменного курса национальной валюты в краткосрочном периоде.

Учитывая важность влияния валютного курса на деятельность транспортных предприятий Республики Беларусь, автор предлагает методику оценки влияния валютного курса на финансовые показатели конкурентоспособности предприятия. Данная методика будет рассмотрена на основе показателей бухгалтерской отчетности ИП «Могилеввнеш-транс». ИП «Могилеввнештранс» является одним из ведущих экспортоориентированных производителей транспортно-экспедиторских услуг в стране, и проводит расчеты с потребителями его услуг в евро, долларах США, российских рублях, белорусских рублях. В силу этого, влияние обменного курса национальной валюты на его деятельность, если таковое имеет место, будет достаточно четко выражено. Таким образом, в процессе анализа влияния обменного курса национальной валюты на деятельность предприятия на примере ИП «Могилеввнештранс», мы получим выводы, которые можно экстраполировать на деятельность других транспортных предприятий, ориентированных на экспорт услуг.

Динамика чистой прибыли наиболее четко отражает влияние обменного курса национальной валюты (посредством курсовых разниц) на конкурентоспособность организации. В краткосрочном периоде именно объем чистой прибыли и его положительная динамика, свидетельствуют о конкурентных преимуществах организации. Наличие прибыли и ее рост указывают на устойчивое положение среди конкурентов. Это выражено через имеющийся сектор рынка, постоянную клиентуру, достаточные для бесперебойной работы оборотные средства, которые могут использоваться и на покрытие рисков.

Рассматривая механизм отражения положительных и отрицательных курсовых разниц в бухгалтерской отчетности, сначала необходимо рассмотреть долю внереализационных доходов и расходов в прибылях и убытках. Именно через счет «внереализационные доходы и расходы» курсовые разницы (положительные и отрицательные) влияют на прибыль. Дальнейший анализ мы будем проводить, ориентируясь на динамику обменного курса национальной валюты. Оценка влияния валютного курса на прибыль организации сводится к оценке меры влияния курсовых разниц на чистую прибыль организации.

Первым этапом исследования является определение доли внереализационных доходов и расходов в чистой прибыли. Основные расчеты производятся по формулам, приведенным в таблице 1, где отражен алгоритм определения интегрированного показателя доли разницы курсовой итоговой в прибылях и убытках.

Следующим этапом методики является определение степени участия положительных и отрицательных курсовых разниц в формировании внереализационных доходов и расходов (ВДР). Сначала найдем разницу между положительными и отрицательными курсовыми разницами и полученный результат назовем «разница курсовая итоговая» (далее — Рки). Разница курсовая итоговая выражает конечный результат влияния изменения валютного курса на суммы доходов и расходов организации.

При проведении исследования на примере ИП «Могилеввнештранс» мы получили как положительные курсовые разницы (превышение положительных курсовых разниц над отрицательными) в периоды сентябрь-декабрь 2008 г., так и отрицательные — февраль-август 2008 г. При образовавшихся значительных убытках, вызванных отрицательными курсовыми разницами, предприятие смогло за счет своей деятельности покрыть их и получить незначительную прибыль. Периодом исследования выбран 2008 г. в силу того, что, как было отмечено выше, это время соответствует началу кризисных явлений в экономике, что значительно повлияло на деятельность экспортоориентированных транспортно-экспедиционных предприятий. Влияние кризиса связано как с изменением динамики курсов ведущих мировых валют, так и с ухудшением ситуации на многих рынках.

Затем определим долю разницы курсовой итоговой во внереализационных доходах и расходах (Дрки). Далее определим интегрированный показатель доли итоговой курсовой разницы в прибылях и убытках (Ир), который и отражает влияние динамики валютного курса на прибыль предприятия. Данный интергированный показатель является произведением доли курсовой разницы итоговой во внереализационных доходах и расходах и доли внереализационных доходов и расходов в прибылях и убытках.

Ир в январе и с сентября до конца года был положительным и варьировался с 0,17 до 0,26. Следовательно, в данном периоде прибыль предприятия была на 17-26% сформирована за счет положительной курсовой разницы. Это значит, что девальвация белорусского рубля в 4 квартале 2008 г. вызвала рост прибыли предприятия. В период с февраля по август Ир был отрицательным и повышался с -143 до -0,3. Это свидетельствует о том, что в данный период отрицательная курсовая разница значительно снизила прибыль, и ее размер превышал полученную в итоге чистую прибыль в начале периода более чем в 140 раз. Постепенно это превышение снизилось до 3,45%. Грамотная финансовая стратегия позволила ИП «Могилеввнештранс» избежать убытков и за счет собственных ресурсов полностью покрыть отрицательные курсовые разницы. Предприятие к началу кризисных явлений в экономике обладало достаточными оборотными средствами и нацелило свою деятельность на обслуживание клиентов с устойчивым финансовым положением, сведя к минимуму риск неплатежа и длительных отсрочек по оплате.

Как видим, влияние валютного курса на финансовые составляющие конкурентоспособности достаточно велико. Изменения курса требуют принятия дополнительных мер контроля финансовых показателей деятельности экспортоориентированного предприятия. С целью предотвращения или сведения к минимуму риска снижения финансовых показателей конкурентоспособности автор рекомендует предприятию при реализации валютной политики усилить внимание по следующим направлениям.

Во-первых, осуществлять рациональное управление международными денежными потоками. Это подразумевает исполнение кредитов по наименьшей стоимости, оптимизацию финансовых вложений в иностранной валюте, контроль за погашением дебиторской задолженности в иностранной валюте.

При ревальвации национальной валюты выплата иностранных кредитов позволяет снизить эквивалент суммы кредита в иностранной валюте по курсу на день погашения. Периоды выплат следует сопоставлять с прогнозом курса национальной валюты и предусматривать одним из условий кредитного договора не регулярность погашения, а размер выплат.

Дополнительные меры по истребованию дебиторской задолженности принесут дополнительный доход в период девальвации, рублевый эквивалент долга возрастает, а пролонгировать задолженность будет рациональнее в период ревальвации курса национальной валюты. Оптимизация вложений предполагает выбор проектов финансирования в валюте девальвирующей, при наличии прогноза и условий для ее последующего укрепления.

Во-вторых, принимать меры к снижению влияния изменения курса на финансовые показатели предприятия. К таким мерам относятся: содержание минимальной валютной наличности; пересмотр условий контрактов внешнеэкономической деятельности. Необходимым условием внешнеэкономических контрактов, в первую очередь, является максимальное уменьшение сроков производства расчетов. При выборе валюты платежа следует помнить об условиях учета выручки (учетная политика). При учете выручки по оплате целесообразно заключать контракт в ревальвирующей валюте, при учете по отгрузке — в девальвирующей.

  1. Автором определены основные негативные тенденции на рынке грузоперевозок, проявившиеся в период кризиса: существенное снижение ставок на автомобильные перевозки, вызванное резким падением спроса при неизменном предложении; многократное увеличение кассовых разрывов у транспортно-экспедиторских предприятий вследствие изменения ситуации по отсрочкам оплаты услуг клиентами; клиенты-грузовладельцы, выбирая перевозчика, стали уделять внимание устойчивости транспортного предприятия на рынке, его финансовому состоянию.
  2. Финансовый результат, по мнению автора, является наиболее информативным показателем конкурентоспособности предприятия. Он четко отражает влияние изменяющегося курса национальной валюты на конкурентоспособность предприятия в краткосрочном периоде. Автор рекомендует предприятиям уделить пристальное внимание организации внешнеэкономической деятельности, а именно, формированию валютной стратегии, основным ядром которой является управление курсовыми разницами, вызванными колебаниями обменного курса национальной валюты.
  3. Рассматривая влияние валютного курса на конкурентоспособность отдельного предприятия, автор рекомендует первоочередное внимание обратить взаимосвязи финансового положения предприятия и курса национальной валюты в краткосрочном периоде. Финансовое положение предприятия в значительной мере определяется тем, насколько потоки различных видов валюты синхронизированы между собой по объемам и времени.
  4. Учитывая важность влияния валютного курса на деятельность транспортных предприятий Республики Беларусь, автор предлагает методику оценки влияния валютного курса на финансовые показатели конкурентоспособности предприятия. По данным исследования, влияние валютного курса на конкурентоспособность экспортоориентированного транспортно-экспедиторского предприятия значительно, что выражается через изменения финансовых показателей предприятия, а именно прибыли.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *