Основные инновационные направления развития и деятельности: идеи, активность, мотивация

В рыночных условиях важнейшей проблемой практически каждого предприятия, организации, фирмы является обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Источниками конкурентных преимуществ фирмы могут быть: уникальные активы, экономия на масштабах, эффективное управление, непрерывная инновационная деятельность, разработка и внедрение инновационных проектов. Предприятия добиваются успеха на рынке тогда, когда они удовлетворяют спрос потребителей.

Наибольший интерес для предприятия представляют следующие инновационные направления: идеи, проекты, решения, касающиеся разработки новых товаров или услуг, методов управленческого воздействия, технологий, распространения продукции.

Повышенный интерес к инновациям объясняется чрезвычайно просто: они позволяют оторваться от конкурентов и создать устойчивое конкурентное преимущество.

Проблеме инновационного развития предприятий посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. Однако вопросы, касающиеся стимулирования инновационной активности предприятий, требуют дальнейшей проработки.

Основным источником инновационных идей является персонал предприятия, поэтому особое значение должно уделяться активизации инновационного процесса, мотивации творчества работников. Обязательным условием здесь является эмоциональная и психологическая готовность работников развивать и реализовывать свои творческие способности, в противном случае творческая активность персонала будет минимальной.

Об эффективности стимулирования разработки инновационных идей свидетельствует опыт зарубежных фирм.

В 1988 г. корпорация ИБМ выплатила 107 млн долл. США служащим за их творческие предложения и сэкономила 98 млн долл. только за первый год. Корпорация «Локхид» потратила 700 тыс. долл., на создание групп инноваций и качества, и за четырехлетний период сэкономила более 5 млн долл. Члены Национальной ассоциации систем предложений (НАСП) в 1988 г. сэкономили в среднем приблизительно 7 663 долл. за каждое реализованное предложение служащего, общая экономия, как результат программ участия служащих, составила 2,2 млрд долл.

Японцы добились поразительных успехов в активизации инновационной активности персонала, работая по принципам системы «Kaizen» (Кайдзен). В процесс усовершенствования производства и продукции в Японии вовлечено 75% сотрудников, в сравнении с 9% в США.

Очень многое зависит от руководства, менеджеров, определяющих перспективность идеи и необходимость ее реализации. Разумеется, многие новые идеи нуждаются в проверке, проработке, обосновании, что зачастую связано со значительными расходами. Однако множество оригинальных идей, как правило, в такой проверке не нуждается, их внедрение осуществляют сами разработчики без привлечения дополнительных затрат, а получаемый инновационный эффект позволяет повысить продуктивность производства и усилить конкурентные позиции предприятия на рынке.

Самый надежный способ развивать в людях дух новаторства — поощрять тех, кто разрабатывает и внедряет инновационные идеи; учитывая, что не каждая идея приведет к успеху, руководство предприятия должно терпимо относиться к возможным неудачам. Работники должны иметь возможность заниматься разработкой и реализацией своих идей, имея для этого время и необходимые материальные и финансовые ресурсы.

Каждое поданное предложение должно пройти всестороннее рассмотрение, и только после этого по нему будет приниматься решение. Создание инновационных групп способствует коллективной работе над решением проблем, предприятия.

Невозможно повысить инновационную активность персонала предприятия без личной заинтересованности высшего руководства в инновациях. Должна быть создана организационная структура, восприимчивая к инновациям. Руководство должно предоставить больше самостоятельности творческому персоналу, уменьшив до разумных пределов количество согласований по инновационным предложениям.

Исследования показывают, что эффективная система работы с инновационными предложениями представляет собой замкнутый цикл из четырех основных элементов.

Чтобы обеспечить бесперебойный цикл, надо управлять деятельностью по организации подачи предложений. Методы активизации этой деятельности можно разделить на два вида: подталкивание и подтягивание.

Методы подталкивания включают приемы, повышающие мотивацию сотрудников. Среди них можно выделить «мягкие», которые можно рассматривать как помощь, и «жесткие», своего рода способы давления, не оставляющие сотрудникам иного выхода, кроме работы над предложениями. Эти методы необходимы на начальной фазе, когда надо дать толчок разработке инновационных предложений.

Наряду с подталкиванием необходимо использовать и методы подтягивания. Они, как правило, охватывают стимулы на уровне предприятия в целом и усилия отдельных работников по вовлечению их коллег в инновационную деятельность.

Самые большие проблемы, как показывает опыт, приходится преодолевать на стадиях проверки, оценки и внедрения проектов.

Если эти три этапа соответствующим образом сбалансированы, они создадут мотивирующую силу. Эта сила гораздо более действенна, чем денежное стимулирование или широкомасштабные кампании, призывающие сотрудников к участию в инновационной деятельности. Это объясняется особой заинтересованностью работника в проверке и признании его достижения, оценке и, что самое важное, в его осуществлении. Надлежащее функционирование системы творческих предложений невозможно, если эти компоненты игнорируются.

Решение проблемы заключается в том, что новаторские предложения с самого начала должны рассматриваться не централизованно, а начальниками подразделений (служб). Руководитель подразделения или мастер лучше других знают возможности своих сотрудников, знают также, какие проблемы здесь могут возникнуть и как их решать. Поскольку именно непосредственный начальник утверждает планы работы и выдает рабочие задания, без его содействия проблемно-ориентированные улучшения на рабочем месте вообще не могут быть реализованы.

Таким образом, ответственность за решение проблемы необходимо всегда переносить в ту рабочую область, где проблема непосредственно возникла. Это отличный способ мотивации, который к тому же помогает организовать системную деятельность, нацеленную на реализацию предложений.

Новая система разработки и внедрения инновационных предложений на предприятии должна стимулировать активность сотрудников (и тем самым дать новый импульс рабочим процессам), развивать их потенциал (и тем самым побуждать к самостоятельному мышлению) и повышать общий уровень эффективности.

Руководство, стремясь превратить участие в системе предложений в стойкую привычку, не должно оказывать на сотрудников сильного давления. На первых порах не столь важно, насколько эффективны подаваемые предложения: главное, чтобы работники привыкли подавать свои идеи. Только тогда, когда эта модель поведения прочно закрепится, можно рассчитывать на получение более ценных предложений.

Необходимо позаботиться о том, чтобы сотрудник имел возможность для творческого, независимого решения проблем. А сделать это путем давления извне не удастся. Вместо этого необходимо попытаться пробудить у сотрудника желание взять на себя ответственность, дать ему нужные знания и мотивировать таким образом, чтобы у него возникло внутреннее стремление к улучшениям, необходимо позаботиться о развитии способностей сотрудника к творческому мышлению, позволяющему производить новые идеи.

Различные методы убеждения, пропагандистские меры и другие формы давления извне оказываются бесполезными, когда речь заходит о повышении качества предложений. Это может быть достигнуто лишь путем постоянных усилий каждого члена трудового коллектива и постоянного развития его способностей. Даже когда сотрудники готовы включиться в деятельность по подаче творческих предложений, их усилия окажутся напрасными, если они не до конца понимают правила и принципы постоянных улучшений продукции и процессов, условий рабочего окружения.

В рамках деятельности по разработке и оценке предложений наибольшее внимание должно уделяться не масштабности, а оригинальности и изобретательности. Концентрация на этих двух характеристиках открывает путь предложениям, которые могут быть беспрепятственно реализованы на практике. Наиболее эффективны методы, не требующие больших затрат, отличающиеся творческим подходом и дающие осязаемый результат.

Отлаженную систему предложений легко представить состоящей из двух частей. Она включает в себя пассивную часть и активную. К пассивным элементам относятся, например, организационная структура, определенные процедуры, правила и т.д. Сюда же входят формуляры для фиксации предложений, руководства и инструкции, памятки, которые способны обратить на себя внимание и направить его.

К активной части относятся, например мероприятия, направленные на привлечение внимания, учебные программы и курсы повышения квалификации, а также рекомендации, обмен мнениями, опытом, инструктаж.

Необходимо использовать специальные упрощенные бланки, чтобы сотрудник мог на них описать текущую ситуацию, сформулировать существо проблемы и предложить примерный способ ее решения. Правила, критерии оценки и система вознаграждения должны соответствовать развитию новой системы подачи и внедрения предложений.

Предлагаемую систему предложений можно сравнить с живым организмом, находящимся в состоянии постоянного роста и изменения. Поэтому необходимо непрерывно корректировать как ее активную, так и пассивную составляющие.

Подлинное развитие всех сторон деятельности предприятия возможно только посредством постоянных и постепенных улучшений на каждом рабочем месте и использования творческого потенциала каждого сотрудника.

Деятельность по внесению предложений — это часть повседневных обязанностей каждого сотрудника, и потому предложения ожидаются от каждого. Уже реализованные предложения рассматриваются как наиболее важные и поощряются. Через непосредственного инициатора предложения оно должно доводится до сведения других сотрудников и использоваться как наглядный материал для углубления знаний, как метод обучения.

Каким бы скромным не было предложение, его реализация позволяет существенно повысить моральный климат в организации. Одновременно достигается укрепление организационной структуры.

Чтобы укрепить свою позицию на рынке, предприятие должно позаботиться о равномерном развитии способностей к творческим улучшениям во всех подразделениях, и создать тем самым атмосферу, способствующую постоянному совершенствованию производства. Улучшения, направленные на решение задач предприятия в целом, представляют собой приоритетную цель и могут быть достигнуты лишь при условии тесного творческого сотрудничества руководства и сотрудников.

Вывод из вышесказанного один: внедрение на предприятиях предлагаемой системы управления инновационными предложениями благодаря слиянию потенциалов инноваций и творческого потенциала работников позволит повысить инновационную активность предприятий.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *