Особености формирования антикризисной политики в холдинговых образованиях

Отсутствие разработанной антикризисной политики, как правило, приводит к возникновению кризиса. Существует практика, которая свидетельствует о том, что разрешение проблемы неплатежеспособности не обеспечивало благополучного существования предприятий в долгосрочной перспективе, если не была выработана четкая перспективная политика и не принята программа долгосрочных действий.

Внешняя среда характеризуется периодически случающимися кризисами. Кризисы возникают с определенной цикличностью, так как человеческое поведение и психология обладают рядом особенностей, которые довольно часто приводят к ажиотажу на рынках, что выражается в возникновении кризисных явлений. Денежная масса периодически скапливается в избыточных количествах на новых привлекательных рынках.

Когда они не в состоянии «переварить» привлеченные средства, возникают условия затяжных макроэкономических кризисов выход из них требует значительного времени и больших объемов средств для ликвидации всех негативных последствий. С учетом этого опыт борьбы с кризисами должен накапливаться, чтобы с его использованием регулировать рыночную активность.

Подобная ситуация справедлива для всех общемировых кризисов. Кризис 2008 г. начался с «перегрева» рынка ипотечного кредитования в 2007 г. и отразился на ликвидности банковской системы, значительно сократившей кредитование предприятий. Это, в свою очередь, сказалось на объемах производства важнейших отраслей экономики. Кризис начался в одной стране, но впоследствии распространился на общемировую экономическую систему. По итогам 2008 г. и последующих лет, которые принято считать кризисными, валовой продукт многих стран заметно снизился. Кризисные явления тем или иным образом отразились на всех государствах, отрицательный эффект варьировался в зависимости от мер, которые принимало правительство той или иной страны.

Кризис 2008 г. пройден, уже появляются известия о достижении некоторыми экономиками докризисного уровня, в то же время это не свидетельствует о том, что в будущем мировая экономическая система не будет подвержена подобным явлениям. На рынке постоянно появляются инновационные продукты, которые открывают новые направления развития, новые перспективные рынки снова будут привлекать в больших объемах финансовые средства, что не исключает возникновения кризисных ситуаций. И для их погашения или минимизации должен быть учтен опыт преодоления предыдущих кризисов.

Анализ протекания кризиса 2008 г. показал, что лучше перенесли кризисные явления крупные бизнес-образования, в то время как значительная часть малых субъектов хозяйствования прекратила свое существование. Крупные образования холдингового типа выжили во многом за счет более широких возможностей привлечения средств, внутреннего перераспределения финансовых потоков, привлечения высокооплачиваемых специалистов.

С учетом этого антикризисную политику можно описать, как совокупность мероприятий, которые должны определять стратегическую позицию организации, предполагающую проведение ряда мероприятий:

  • — анализ текущей ситуации и состояние субъекта хозяйствования;
  • — разработка программы структурных изменений, определение направлений совершенствования хозяйственной деятельности;
  • — привлечение ресурсов для реализации запланированных мероприятий из внешних либо внутренних источников;
  • — совершенствование информационных процессов, процессов обмена информацией;
  • — совершенствование работы предприятия с учетом анализа внешней среды, существующих потребностей потенциальных потребителей, поставленных целей и разработанной долгосрочной политики;
  • — выработка долгосрочной маркетинговой программы;
  • — определение сбытовой и ассортиментной политики предприятия;
  • — реализация долгосрочной программы развития и разработанной антикризисной политики.

После обобщения существующих отечественных и зарубежных публикаций необходимо заметить, что для оценки результативности антикризисной политики как многомерного понятия, учитывающего ряд краткосрочных и долгосрочных мер, помимо показателей, характеризующих платежеспособность, следует оценивать показатели, характеризующие динамику задолженности, результативность работы, влияние внешнего рыночного окружения и конкурентной среды.

Таким образом, методика оценки антикризисной политики должна предполагать реализацию шести последовательных этапов:

  1. расчет показателя, характеризующего платежеспособность рассматриваемых организаций;
  2. расчет рейтинга зависимости от заемных средств;
  3. расчет интегрального показателя, характеризующего результаты работы организации;
  4. оценка количественных характеристик рыночной среды;
  5. оценка качественных характеристик рыночной среды;
  6. сопоставление количественных и качественных характеристик рыночной среды.

 

На основании анализа работы предприятий ряда наукоемких отраслей, можно сформулировать один из вариантов реализации антикризисной стратегии за счет повышения устойчивости субъектов хозяйствования путем их интеграции с созданием управляющих и дочерних компаний.

В данном случае управляющая — это компания разработчик, дочерняя — это производитель. Предлагаемое распределение функций предполагает взаимодействие управляющей и дочерней компаний как разработчика и производителя, например, средств связи.

Управляющая компания отвечает за координацию, разработку стратегии развития, маркетинговые мероприятия подчиненных предприятий, инновационную политику. Подчиненные предприятия осваивают производство, реализуют маркетинговые мероприятия, вносят собственные предложения по итогам реализации продукции.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *