Показатели, уровень, темп, рост и причины инфляции; ценообразование в условиях высокой инфляции
Либерализацию экономических отношений, и в частности либерализацию ценообразования, следует рассматривать как фактор, ограничивающий рост цен. При правильном и продуманном использовании рыночных инструментов, создании условий для здоровой конкуренции цены потребительского рынка будут сдерживаться путем вовлечения новых субъектов экономических отношений в сферу производства и реализации потребительских товаров и услуг.
Либерализация ценообразования предполагает два основных направления развития. Первое направление связано с быстрым и резким переходом на новый уровень цен, что влечет существенный рост инфляции в стране, усиление ценовых диспропорций, снижение реальных доходов населения. Именно по такому сценарию проходил процесс либерализации ценообразования в 1992-1994 гг., когда среднемесячный рост цен на потребительском рынке составлял 2630%, что привело к значительному снижению уровня жизни населения Беларуси. Шоковый вариант либерализации, как правило, вынужденный, неподготовленный, обусловленный отсутствием или неразвитостью рыночных инструментов и механизмов, несоответствием законодательных норм реальным экономическим процессам.
Второй вариант либерализации предполагает плавный, постепенный переход к свободному ценообразованию по мере осуществления рыночных реформ, выработки концептуальных подходов, общих принципов построения системы ценообразования в стране. В данном случае либерализация проходит в несколько этапов, заключающихся в снятии различных барьеров и ограничений при формировании цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продукцию, предназначенную на экспорт, товаров и услуг на потребительском рынке. Именно в таком направлении проходил процесс ценовой либерализации в стране начиная с 2000 г. Тем не менее приоритет в проведении ценовой политики государства принадлежал прямому (административному) регулированию. Рыночные методы формирования и регулирования цен во многих сферах не применялись в полной мере, поскольку не было достаточной нормативно-правовой базы, или, говоря по-другому, не были установлены «правила игры» (институциональная среда), формирования и регулирования цен рыночными инструментами.
Начиная с 2008 г. был отменен ряд основополагающих, с точки зрения административного регулирования, документов — «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» (сентябрь 2008 г.) и «Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов» (март 2011 г.), достаточно жестко регламентировавшие формирование оптовых и розничных цен и тарифов на потребительском рынке страны. Таким образом, к 2011 г. появились предпосылки перехода к новому этапу либерализации, что и было закреплено в институциональном плане принятием двух документов — Директивы Президента РБ № 4 [1] и Указа Президента РБ № 72. В частности, Директивой Президента РБ № 4 от 31.12.2010 г. в ценовой сфере предусматривается снижение уровня административного ценового регулирования. Это, в свою очередь, связано с переходом к рыночным механизмам ценообразования, исключением вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отменой различного рода ограничений в оптовой и розничной торговле.
Также прогрессивным, с точки зрения совершенствования правового поля ценообразования и проведения ценовой политики, является принятый в начале 2011 г. Указ Президента РБ № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Указ предусматривает сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Указом определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию.
В странах с переходной экономикой либерализация ценообразования способствует профилактике периодически возникающих ценовых диспропорций: в системе потребительских цен; цен на сельскохозяйственную продукцию; между потребительскими ценами и ценами производителей промышленной продукции; между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; между внутренними ценами и ценами основных торговых партнеров.
Для Беларуси корректировка ценовых диспропорций в экономике должна основываться на использовании как методов государственного воздействия, так и рыночных методов регулирования, т. е. определенной самонастройки ценовых пропорций под воздействием спроса и предложения. Применение этих инструментов корректировки предполагает, что по мере развития ценовая структура нашей экономики будет приближаться к структуре стран — основных торговых партнеров, в частности по Таможенному союзу, а в перспективе — к структуре развитых стран. Такое сближение ценовых структур отражает, дополняет и усиливает процесс сближения основных макроэкономических показателей.
Переход к новой политике либерализации ценообразования осложнился резкой интенсификацией инфляционных процессов в 2011 г. Но сама по себе либерализация ценообразования не сыграла какой-либо значимой роли в росте цен. Наиболее очевидным инфлятогенным фактором, дестабилизировавшим социально-экономическую ситуацию 2011 г., явилась политика в отношении обменного курса белорусского рубля. Вместе с тем глубинные причины высокой инфляции связаны не только с «переоцененностью» белорусского рубля, проявившейся в 2011 г., но и с нарастанием на протяжении последних пяти лет диспропорций в экономике страны. Как отмечается в, причинами инфляции являются не только денежные, но и неденежные факторы, среди которых один из основных — диспропорции в процессе воспроизводства.
Что касается проблем диспропорций экономического развития или его сбалансированности, то это является предметом отдельного исследования и выходит за рамки настоящей статьи. Тем не менее в качестве наиболее яркой макроэкономической разбалансировки последних лет следует привести несоответствие роста доходов населения росту цен потребительского рынка. Так, доходы населения за 2006-2010 гг. выросли в 2,9 раза, в то время как цены потребительского рынка в 1,6 раза (в исчислении к декабрю 2005 г.).
Расчет коэффициентов эластичности цен по доходам населения показывает, что цены на протяжении анализируемого периода неравномерно реагировали на изменение доходов населения и заработной платы. В период с 2006 по 2008 г. эластичность по доходам составила 0,35, а по заработной плате была выше 0,45, т. е. при росте доходов и/или заработной платы на 1% цены увеличивались на 0,35 и 0,45% соответственно. В 2010 г. реакция цен на изменение доходов и заработной платы была еще более умеренной (коэффициенты эластичности 0,26 и 0,22 соответственно), чем в 2006 г., когда наблюдался самый низкий темп роста цен потребительского рынка. Это говорит об ускоренном темпе роста доходов и заработной платы по сравнению с темпом роста цен. Иными словами, наблюдалось нарастание разрывов между денежными доходами населения и ценами на товары и услуги, т. е. происходило нарушение пропорций экономического роста.
Анализируя инфляционные тренды, следует отметить, что с 2001 и по 2006 г. в стране сложилась устойчивая тенденция снижения темпов роста потребительских цен. Если в 2000 г. цены потребительского рынка выросли более чем в 2 раза, то в последующие годы за счет мер, осуществленных в области денежно-кредитной и валютной политики, институциональных изменений, благоприятной внешней и внутренней конъюнктуры, удалось стабилизировать ценовую ситуацию в стране и перейти в режим низкоинфляционного функционирования экономики. В 2005 г. впервые за годы реформ инфляция измерялась однозначной цифрой — 8%.
В 2006 г. был достигнут наименьший уровень инфляции — 6,6%. Вместе с тем сложившаяся в 2006-2010 гг. динамика инфляции существенно отличалась от предусмотренной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь (ПСЭР) на 2006-2010 гг. В ПСЭР динамика индекса потребительских цен была построена таким образом, чтобы в 2010 г. уровень инфляции (декабрь к декабрю) составил 5%. Только в 2006 г. фактический параметр инфляции соответствовал про нозным значениям 107-109% (даже был немного ниже минимального интервального значения прогноза). В последующие годы фактические значения инфляции существенно отличались от параметров, заложенных в Программе. В 2007 г. инфляция составила 112,1% (по Программе 106-108%); 2008 г. — 113,3 (105 — 107%); 2009 г. — 110% (104-106%); 2010 г. — 109,9 (105%).
Как видим, лишь в последние два года показатели годового прогноза, которые принимались значительно выше программных, были выполнены.
Следует отметить, что мировой финансово-экономический кризис существенным образом не повлиял на ценовую ситуацию в стране — уровень цен потребительского рынка оставался достаточно высоким. Но если в 2007-2008 гг. тенденция роста цен в нашей стране соответствовала мировому контексту повышения цен на продовольствие и топливо (энергетические товары), то начиная с 2009 г. рост цен в европейских странах существенно замедлился, в то время как в Беларуси заметного спада ценовой напряженности не произошло. По итогам 2010 г. уровень инфляции в Беларуси оказался выше, чем у западных соседей и партнеров по Таможенному союзу -Российской Федерации (на 1 п.п.), Казахстане (2 п.п.).
На фоне замедления роста цен и стабилизации инфляционных процессов в Российской Федерации и Казахстане (в январе-декабре 2011 г. темпы инфляции -106,1 и 107,4% соответственно) Беларусь в 2011 г. испытала ценовой шок, несоизмеримый по масштабам с ростом цен за последние десять лет. Рассмотрим более подробно, как развивались инфляционные процессы в истекшем году.
Инфляция по индексу потребительских цен в 2011 г. составила 208,7%, или в среднемесячном исчислении — 106,3%. Рост цен по продовольственной группе товаров -225,0%; непродовольственной — 212,0; платным услугам населению — 164,9%.
Поквартальная динамика показывает: интенсификация инфляционных процессов началась во II квартале, в III квартале уровень инфляции оставался на стабильно высоком уровне — в среднем за месяц цены потребительского рынка увеличивались на 8,6%. Во II квартале ускорителем инфляционных процессов послужила майская девальвация белорусского рубля, в III квартале широкомасштабной официальной девальвации не происходило. Но результаты оказались идентичными. В IV квартале динамика инфляции была неравномерной. Если в октябре — ноябре рост цен потребительского рынка в среднем составлял 108,1108,2%, то в декабре произошло резкое замедление темпов инфляции по сравнению с маем — ноябрем до 102,3%.
Декабрьское снижение темпов роста потребительских цен было обусловлено, прежде всего, исчерпанием девальвационного потенциала инфляции. В декабре произошло некоторое укрепление белорусского рубля к доллару, российскому рублю и евро. Среднемесячный курс белорусского рубля к доллару США в декабре составил 8470,09, в то время как в ноябре 8700,89. Кроме этого, сказался сезонный фактор. Традиционно повышенный спрос населения на продовольственные и непродовольственные товары в предновогодний период стимулировал его продавать излишки валюты. Так, в декабре по сравнению с ноябрем продажа валюты населением увеличилась на 85 млн долл. США и составила 519,4 млн долл., что было значительно выше среднемесячных продаж валюты начиная с апреля 2011 г. Вместе с тем возрастание сезонного спроса на товары не стало стимулом роста цен для продавцов. Увеличение объемов продаж обеспечивало достаточную прибыль без какого-либо значительного роста цен, т. е. сказался эффект масштаба продаж. Рост розничного товарооборота через все каналы реализации в декабре по сравнению с ноябрем составил 124,2% (аналогичный показатель в 2010 г. — 113,4%).
Основными факторами, повлиявшими на рост цен в 2011 г., выступили, прежде всего, инфляционно-девальвационные ожидания населения, производителей и торговых организаций. Ослабление курса национальной валюты в летний период на теневом рынке происходило большими темпами, чем девальвация, осуществляемая Национальным банком Республики Беларусь. Установившийся в сентябре теневой курс белорусского рубля к доллару США наиболее точно отражал на текущий момент рыночный курс, по которому начали осуществляться торги на дополнительной сессии БВФБ. По нашей оценке, прирост потребительских цен за год только за счет девальвации мог составить 94,0% (из расчета средний курс долл. США в декабре 2011 г. НБ РБ 8470,09 BYR к 3010,98BYR в декабре 2010 г.).
Начиная с мая базовый индекс потребительских цен значительно превосходил индекс роста цен по регулируемой группе товаров (рис. 2). Также резкий рост цен наблюдался на плодоовощную (сезонную) продукцию в мае-июле, что было связано с удорожанием импортных фруктов и овощей. Снижение цен в августе не смогло компенсировать предыдущий и последующий девальвационный рост на сезонную продукцию.
Некоторое сдерживающее влияние на рост цен оказало введение 90-дневного моратория на него по наиболее значимым, в основном продовольственным, позициям (постановление Совета Министров РБ от 28.05.2011 г. № 676). Но начиная с сентября среднемесячный прирост цен по регулируемой и сезонной группе товаров превосходил базовую инфляцию.
Своеобразным демпфером еще большего раскручивания инфляции послужили относительно невысокие темпы роста тарифов на платные услуги для населения, в частности услуги жилищно-коммунального хозяйства. Всего за год платежи по жилищно-коммунальным услугам выросли в 1,4 раза — в основном за счет повышения тарифов в феврале на 17,3% и ноябре на 10,9%.
Доминирующий вклад в инфляцию в 2011 г. вносили продовольственные товары. Пик роста цен по ним приходится на III квартал, за этот период их вклад в совокупный рост цен составил 61,6%, при одновременном снижении доли непродовольственных товаров и услуг. В итоге за год на долю продовольственных товаров пришлось 61,4 п.п. (56,5%) совокупного прироста потребительских цен; непродовольственных товаров — 34,0 п.п. (31,2%); услуг — 10,1 п.п. (9,3%); услуг жилищно-коммунального хозяйства — 3,2 п.п. (2,9%).
Ценовая структура потребительского рынка страны изменялась в течение года. В I квартале, при относительно небольших значениях инфляции, доминирующими составляющими роста цен были продовольственные товары и услуги, в частности услуги ЖКХ, во II квартале за счет девальвационного фактора, инфляционных ожиданий и остававшейся на достаточно высоком уровне платежеспособности населения значительно возросла доля вклада непродовольственных товаров. В III и IV кварталах рост цен на продовольственные товары, которые обладают наименьшей эластичностью спроса по цене, значительно опередил рост цен по другим компонентам потребительской корзины, что предопределило их наибольший вклад в инфляцию.
Не произошло сезонного затухания инфляционных процессов в летние месяцы за счет снижения цен на плодоовощную продукцию. В июле рост цен потребительского рынка составил 103,5%, что было существенно ниже майских и июньских значений инфляции. Однако в августе наблюдалось значительное ускорение инфляционных процессов, связанное с нараставшей неопределенностью поведения государственных институтов, отвечающих за проведение денежно-кредитной и валютной политики, и, как следствие, мультиплицирование связанных с этим рисков производителей и маркетинговой сети.
Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне. Уже в I квартале 2011 г. наметились признаки того, что относительно устойчивое положение белорусского рубля может пошатнуться, если не предпринять мер по ужесточению денежно-кредитной политики и переходу к адекватной политике в отношении обменного курса. Тем не менее такие шаги предприняты не были. В результате на внутреннем валютном рынке в условиях высоких девальвационных и инфляционных ожиданий сформировался дефицит валюты. Попытка решить проблему административными методами привела к множественности курсов. Даже майская одномоментная (более чем на 60%) девальвация не смогла нивелировать сложившихся ценовых перекосов на потребительском рынке страны и снизить инфляционно-девальвационные ожидания. В результате в июне — ноябре (за исключением июля) происходила интенсификация инфляционных процессов.
Немаловажным фактором роста цен на потребительском рынке, особенно на рынке продовольствия, является диспаритет цен между Беларусью и Российской Федерацией, усилившийся в летние месяцы вследствие девальвации национальной валюты и неадекватного роста цен на продукты питания. Соотношение цен по некоторым продовольственным товарам мясомолочной группы в Беларуси относительно Российской Федерации в августе по сравнению с январем снизилось более чем в два раза (с учетом теневого курса).
С одной стороны государственные регулирующие органы заморозили цены в связи с введением моратория, с другой — с 1 июля 2011 г. Беларусь вошла в единое таможенное пространство, т. е., по сути, не могла препятствовать любому экспорту (организованному/неорганизованному) товаров. Отечественные товары дешевели относительно российских аналогов, что в условиях прозрачности границ стимулировало их вывоз за пределы страны, приводило к временному дефициту некоторых продуктов питания.
Ситуация начала меняться в сентябре-ноябре, когда резкий рост цен на продовольственные товары (142,2%) превзошел темпы девальвации (сначала на теневом рынке, а затем на доп. сессии БВФБ). В итоге по некоторым товарам соотношение цен приблизилось к их январскому уровню (свинина, яйца куриные, куры, сахар-песок, подсолнечное масло).
Вместе с тем по молочной продукции ценовые соотношения значительно ниже тех, которые были в начале года. Несмотря на рост внутренних цен, их уровень в Беларуси относительно ЦФО Российской Федерации в ноябре составил на молоко 35,4%, творог, сметану — 36,6-38,6%, сыры и сливочное масло — 54-56%. Очевидно, что в сложившейся ситуации отток отечественных товаров (особенно молочной группы) будет продолжаться. Тем более что в целях регулирования розничных цен Министерством экономики (Постановление МЭ Республики Беларусь от 14 декабря 2011 г. № 200) в декабре были введены предельные максимальные надбавки к оптовым ценам по ряду продовольственных товаров.
Следует признать, что производителю выгодна реализация продукции на внешнем рынке, поскольку цены внутреннего рынка не соответствуют ни понесенным производителем затратам, ни сравнительному уровню прибыли относительно реализации за пределы страны. В данном случае рыночные механизмы установления цены должны быть скорректированы государственными регуляторами в виде товарных интервенций. Механизм данного вида интервенций предусмотрен в случаях дефицита отдельных видов товаров, а также роста свободных цен, способного повлечь ухудшение жизненного уровня населения (ст. 23 Закона о торговле Республики Беларусь). Кроме этого, для насыщения внутреннего рынка товарами по ценам, соответствующим доходам большинства населения страны, необходимо принять ряд контрольных и, возможно, временных запретительных мер на вывоз товаров молочной группы гражданами в сопредельные страны.
В противном случае в 2012 г. сохраняется угроза неорганизованного экспорта продовольственных товаров гражданами, что может привести к дефициту по некоторым товарным группам, в частности по молочной группе товаров.
Либерализация ценообразования в Беларуси проходит в виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередуются с фазами его ослабления. Одновременно решается задача обеспечения и развития свободной конкуренции. Постепенный переход к свободному ценообразованию по мере осуществления рыночных реформ не является фактором интенсификации инфляционных процессов. Наоборот, либерализация, наряду с развитием конкуренции, способствует сдерживанию роста цен.
Анализ ценовой динамики на потребительском рынке в 2006-2010 гг. показал, что темпы роста цен, за исключением 2006 г., были значительно выше предусмотренных Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. Но темпы роста доходов населения значительно превосходили рост потребительских цен, что создавало диспропорции и предпосылки к реализации накопившегося инфляционного потенциала.
Национальная экономика в 2011 г. находилась под воздействием инфляционного шока, несоизмеримого по масштабам с ростом цен за последние десять лет. Ценовая ситуация резко обострилась во II квартале, и на протяжении последующих месяцев (за исключением июля и декабря) инфляционное давление не ослабевало.
Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.
Доминирующим фактором ускорения инфляционных процессов в 2011 г. явилась широкомасштабная девальвация белорусского рубля, в результате которой белорусский рубль с начала года обесценился почти в три раза. С учетом прямого потребительского импорта, а также доли используемого импортного сырья, материалов, покупных изделий и топлива в объеме производства промышленной продукции, идущей на потребительский рынок, девальвация могла инициировать более 90% прироста потребительских цен.
Непоследовательность действий Национального Банка Республики Беларусь в отношении режима валютного регулирования привела к усилению девальвационно-инфляционных ожиданий субъектов хозяйствования и населения, что в конечном итоге вызывало очередной рост цен. Неопределенность в отношении методов валютного регулирования на протяжении марта — августа текущего года породила множественность валютных курсов, что, в свою очередь, повлияло на ценовую ситуацию на потребительском рынке, провоцировало «народный» экспорт — вывоз товаров за пределы страны в сопредельные страны.
Для выполнения прогнозных параметров инфляции в 2012 г. необходимо четкое представление о динамике валютного курса, резервах и возможностях регулирования. Нивелировка факторов роста цен со стороны валютной и денежно-кредитной политики позволит работать национальной экономике в режиме снижающегося по сравнению с 2011 г. инфляционного фона.
Основными факторами роста цен на потребительском рынке, при нивелировке девальвационного фактора, в 2012 г. могут стать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги с целью увеличения уровня возмещения тарифами затрат и рост цен на продовольственные товары, связанный с общемировой тенденцией удорожания продовольствия, а также выравнивание сложившегося ценового диспаритета с сопредельными странами. Фактором, ограничивающим рост цен потребительского рынка в 2012 г., будет относительное снижение платежеспособного спроса населения, связанное со снижением темпов роста заработной платы и доходов, в сравнении с динамикой предыдущих лет (2006-2010 гг.). Существенным внешним фактором, оказывающим сдерживающее влияние на развитие инфляционной ситуации в 2012 г., являются более выгодные по сравнению с 2011 г. ценовые условия поставок энергоносителей из Российской Федерации.
Свежие комментарии